Автострахование «каско»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 23:41, контрольная работа

Описание

«Каско» (hull insurance) – страховой термин, применяемый при страховании транспортного средства (суда, самолеты, автомобили). «Страхование каско» предполагает возмещение ущерба от повреждения или гибели только самого перевозочного средства. Страхование пассажиров, перевозимого имущества, ответственности перед третьим лицом и т. д. в данном виде страхования не предусмотрено.

Содержание

1. Автострахование «каско»: понятие, сущность, договор страхования, возмещение убытков………………………………………………………………..3
2. Проблемы и положительные тенденции развития Каско в РФ на современном этапе………………………………………………………………...12
3. Список литературы…………………………………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

чистовик.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

  В случае угона или хищения транспортного  средства, застрахованного по риску  «угон», страховое возмещение выплачивается  в размере страховой суммы  по риску «угон», действующей на дату наступления страхового случая.

  В случае повреждения транспортного  средства, застрахованного по риску «ущерб» величина причиненного убытка признается равной стоимости выполнения ремонтно-восстановительных работ, обеспечивающих устранение повреждений, возникших в результате наступления страхового случая, и определяемой путем суммирования:

  • расходов по оплате запасных частей, уменьшенных на процент износа, указанного в страховом полисе;
  • расходов по оплате расходных материалов, необходимых для выполнения ремонтных работ;
  • расходов по оплате выполнения необходимых ремонтных работ;
  • расходов по оплате перевозки (эвакуации) транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, зарегистрированного органами ГИБДД, в результате которого транспортное средство получило повреждения.

   Если  договор страхования заключен на условии выплаты величины убытка расходов по оплате запасных частей, необходимых для проведения ремонтных работ, учитываются в полном объеме. Расходы по оплате запасных частей и расходных материалов, необходимых для проведения ремонтных работ, а также по оплате самих работ не могут превышать соответствующие среднерыночные цены, сложившиеся на дату наступления страхового случая в регионе эксплуатации транспортного средства, если иное не предусмотрено договором страхования.

  В случае возникновения отказов в  работе отдельных агрегатов, систем, узлов и устройств транспортного средства, застрахованного по риску «помощь на дорогах», величина причиненного убытка определяется путем суммирования:

  • расходов по вызову бригады технической помощи или эвакуатора;
  • расходов по оплате выполнения ремонтных работ, обеспечивающих устранение отказов на месте возникновения страхового случая.
  • расходов по оплате перевозки (эвакуации) транспортного средства от места наступления страхового случая до места, указанного страхователем, в пределах территории страхования, указанном в страховом полисе.

  Если  страхователь не согласен с величиной  убытка, которая была определена страховщиком, то страхователь вправе произвести за свой счет дополнительную экспертизу. При отсутствии соглашения в отношении величины убытка, определенного в результате проведения дополнительной экспертизы, стороны вправе обратиться в суд.

  Во  всех случаях сумма возмещения не может превышать страховую сумму, уменьшенную на сумму ранее произведенных  выплат по соответствующему риску, за исключением случая, когда расходы страхователя связаны с его обязанностью принимать разумные и доступные меры по уменьшению возможного убытка. Они возмещаются пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости независимо от того, что они вместе с возмещением других убытков могут превысить страховую сумму. Эти расходы возмещаются, если они были необходимы или были проведены в связи с выполнением указаний страховщика, даже если принятые меры оказались безуспешными.

  Если  страховая сумма оказывается равной страховой стоимости транспортного средства, то страховое возмещение выплачивается в размере причиненного убытка, но не более страховой стоимости, уменьшенной на сумму раннее произведенных выплат по соответствующему риску. Если страховая сумма меньше страховой стоимости, указанной в страховом полисе (договоре страхования), то возмещается только часть причиненного убытка, пропорциональная отношению страховой суммы к страховой стоимости.[1,78]

  Если  величина убытка превышает страховую  стоимость транспортного средства, то такое состояние поврежденного транспортного средства классифицируется как «конструктивная гибель», а страховое возмещение выплачивается в размере страховой суммы, установленной по риску «ущерб».

  В остальных случаях размер страхового возмещения определяется путем вычитания из страховой суммы части остаточной стоимости неповрежденных деталей, узлов и элементов конструкции, пропорциональной отношению страховой суммы к страховой стоимости и ранее выплаченных сумм страхового возмещения по страховому риску «ущерб». Из суммы страхового возмещения, подлежащей выплате, может быть удержана сумма безусловной франшизы.

  В случае уплаты страховой премии в  рассрочку страховщик вправе   из суммы страхового возмещения удержать неуплаченную часть страховой премии. Страховщик вправе отказать страхователю в выплате страхового возвещения, если тот не заявил и не оформил заявление надлежащим образом либо отказался после наступления страхового случая предоставить транспортное средство для осмотра представителям страховщика. 

  Проблемы  и положительные тенденции развития Каско в РФ на современном этапе

   АвтоКАСКО в 2009 году осуществляло 460 страховых организаций. При этом большая часть из страховщиков, осуществлявших данный вид страхования, какого либо серьезного влияния на рынок не оказывало. Так 90% страховой премии было собрано 53 страховыми организациями; на долю ведущей двадцатки страховщиков пришлось 73% собранной страховой премии, тройкой лидеров (Ингосстрах, РЕСО-Гарантия и РОСНО) было собрано 28,8% страховых премий по страхованию средств наземного транспорта или 27,8 млрд. руб.

   На  диаграмме показано распределение  страховых организаций в зависимости от доли собранных страховых премий по автомобильному страхованию в их портфеле добровольного имущественного страхования. Для сравнения отдельно приведено распределение всех участников рынка, осуществлявших данный вид страхования и распределение двадцати крупнейших страховых организаций, лидирующих в данной сфере.

   Как видно из данного распределения  крупнейшие страховщики предпочитают иметь долю АвтоКАСКО в портфеле добровольного имущественного страхования от 30 до 60%. При этом многие эксперты отмечают, что страхование автотранспортных средств, в особенности приобретенных в кредит, в настоящее время малоприбыльно и считают слишком большую долю автомобильного страхования в портфеле излишне рискованной.

   

   Рис.1 Распределение страховщиков в зависимости от доли.

   За 2009 г страховыми компаниями было заключено  с физическими лицами более 3 млн. договоров автострахования на общую  сумму в 109,897 млрд руб. Количество действовавших  полисов автокаско в 2009 г с  физическими лицами превысило 3,3 млн. полисов. Общая сумма выплат по автокаско по договорам с физическими лицами составила 100,044 млрд. руб.

   За 2009 г страховщики заключили также  более 487 тыс. договоров с юридическими лицами на общую сумму в 27,683 млдр. руб. Количество действовавших полисов  автокаско в 2009 г с юридическими лицами превысило 502 тыс. полисов.[7,44]

   Быстрое падение – медленное восстановление: по словам «Эксперт РА», в 2010 году рынок автокаско впал в стагнацию. По итогам 2009 года рынок страхования автокаско упал на 20,5%, в 2010 году объем премий останется на уровне 2009 года (прогнозируемые темпы прироста – 0%) и составит 138 млрд. рублей.

   В 2009 году наибольшими темпами сократились  взносы по страхованию автокаско, получаемые через банковский и дилерский  каналы продажи. Внутри агентского канала продаж произошло перераспределение взносов в пользу надежных страховщиков. Прямые продажи на фоне общего падения, наоборот, выросли.

   В 2010 году объем взносов по страхованию  автокаско, получаемых через банки  и автосалоны, остается на уровне 2009 года, премии, собираемые через агентский канал продаж, несколько снизятся, в том числе за счет роста взносов в прямом страховании и кризиса доверия к страховым компаниям.

   Кризис  усиливается: «Эксперт РА» выделил 4 негативные тенденции, способствующие развитию кризиса на рынке автокаско в 2010 году.

   1. У разбитого корыта. В зоне риска оказались компании, делавшие ставку на банковский канал продаж или продажи через автодилеров. В 2009 году они столкнулись с проблемой резкого и внезапного сокращения взносов, что привело, в свою очередь, к разрыву ликвидности и росту конкуренции за оставшихся страхователей. Для переориентации бизнеса на другие каналы продаж или страховые продукты был необходим запас прочности, который имелся далеко не у всех компаний.

   2. Демпинговая игла. Демпинг, усилившийся на рынке автокаско с конца 2008 года в результате обострения уровня конкуренции, достиг невероятных размеров в середине 2009 года. И только в конце прошлого года было отмечено некоторое повышение тарифов у ряда крупных страховых компаний. Однако многие страховщики, прочно севшие на «демпинговую иглу» и не имеющие запаса ликвидных активов, уже не могут соскочить с нее, так как повышение тарифов для них будет означать потерю ликвидности, невыплаты и, в конечном счете, отзыв лицензии.

   3. Не платить любой ценой. Наиболее серьезные последствия демпинга на рынке автострахования проявятся с лагом в год, то есть в 2010 году. По прогнозам «Эксперт РА» в 2010 году с рынка автокаско уйдут более четверти его игроков, в том числе несколько крупных страховщиков из топ-50. Кроме того, многие оставшиеся страховые компании продолжат политику «оптимизации издержек», начатую еще в 2009 году и предполагающую все усилия направлять на снижение размеров выплат. Такая политика приведет к снижению репутации всего страхового рынка и окажет негативное влияние на динамику добровольного спроса на услуги страховых компаний.

   4. Некому верить. В период кризиса резко увеличилось число случаев страхового мошенничества со стороны всех групп участников страхового рынка (страхователей, страховых посредников и самих страховых компаний). В 2010 году эта тенденция только усилится.

     «Эксперт РА» выделил 4 позитивные  тенденции, проявившиеся на рынке  автокаско в период кризиса.

   1.Ремонтный козырь. Если ранее основным источником доходов автосалонов были продажи новых автомобилей, то теперь около 60% их валовой прибыли приходится на доходы от сервиса. Многие дилеры до кризиса, рассчитывая на продолжение роста продаж, сделали ставку на увеличение своих ремонтных емкостей. В результате в период кризиса основным направлением взаимодействия дилеров со страховыми компаниями стало получение от страховщиков ремонтного ресурса. А требования по размерам комиссии ушли на второй план.

   2. Продуктовые инновации. Опасаясь проиграть в ценовой конкуренции, многие страховщики сделали ставку на разработку новых страховых продуктов, содержащих различные виды франшиз («скрытые», «персональные» франшизы, франшизы, применяемые со второго страхового случая) и неполное покрытие по рискам (например, защита только от угона и гибели машины).

   3. Надежность в цене. В условиях снижения надежности всей страховой отрасли и увеличения числа случаев неплатежей, значительно возросла заинтересованность агентов в ведении бизнеса только с надежными партнерами. В результате агентские продажи полисов автокаско у надежных компаний не только не упали, но даже выросли.

   4. Осознанный выбор. Некоторые компании отмечают рост спроса на страхование подержанных автомобилей в 2009 году. Автовладельцы делают осознанный выбор в пользу страхования как инструмента управления рисками и фиксации расходов.[4,24]

   Рынок добровольного автострахования  стремительно развивается – за период 2006-2008 года он более чем удвоился. Если в 2006 г. сборы составили $590 млн., то в 2008 г. они достигли $1,3 млрд. Таким образом, в среднем рынок добровольного автострахования рос на 45-50% в год.

   В портфелях наиболее динамично развивающихся  в последние 4-5 лет игроков страхового рынка России доля «каско» и ДСАГО  может составлять до 30-40%. Стремление ускорить рост компании привело к «войне тарифов» в 2002-2008 гг. Кроме того, дополнительное давление на тарифы оказывала не всегда взвешенная финансовая политика некоторых малых и средних страховщиков. Рынок страхования автокаско – лидер роста за последние несколько лет, в период кризиса стал лидером падения. По прогнозам «Эксперт РА», в 2010 году по сравнению с 2009 годом темпы прироста премий по страхованию автокаско окажутся на нулевом уровне, по ОСАГО – на уровне 8%. В итоге объем премий, полученных по автострахованию в 2010 году, составит 234,4 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 2009 годом на 3,2%.

   В 2009 году основными тенденциями на рынке страхования автокаско  были резкое сужение спроса и демпинг.

1. Резкое сужение спроса. В зоне риска оказались компании, делавшие ставку на банковский канал продаж или продажи через автодилеров. В 2009 году они столкнулись с проблемой резкого и внезапного сокращения взносов, что привело, в свою очередь, к разрыву ликвидности и росту конкуренции за оставшихся страхователей.

2. Демпинг. Демпинг, усилившийся на рынке автокаско с конца 2008 года в результате обострения уровня конкуренции, достиг невероятных размеров в середине 2009 года. И только в конце 2009 года было отмечено некоторое повышение тарифов у ряда крупных страховых компаний. Однако многие страховщики, прочно севшие на «демпинговую иглу» и не имеющие запаса ликвидных активов, уже не могут соскочить с нее, так как повышение тарифов для них будет означать потерю ликвидности, невыплаты и отзыв лицензии.

Информация о работе Автострахование «каско»