Морское страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 05:34, реферат

Описание

Морское страхование – является одним из видов имущественного страхования и имеет своей целью возмещение ущерба, причиненного страхователю гибелью или повреждением во время морского (речного) пути объекта (судна), с которым связан его имущественный интерес.

Работа состоит из  1 файл

Морское страхование .doc

— 1.28 Мб (Скачать документ)

СТРАХОВАНИЕ

ГЛАВА 9. МОРСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

 

     Морское страхование – является одним из видов имущественного страхования и имеет своей целью возмещение ущерба, причиненного страхователю гибелью или повреждением во время морского  (речного) пути объекта (судна), с которым связан его имущественный интерес.

     Комплекс  морского страхования включает в  себя три основных вида страхования:

     1). Страхование каско (корпуса и  оснастки перевозочных и др. плавсредств);

     2). Страхование карго (страхование  перевозимых грузов);

     3). Страхование ответственности судовладельцев;

     Договор взаимного страхования – договор  о том, что участники морского страхования:

  • владелец судна
  • владелец груза
  • плательщик фрахта

При страховом  случае и возникновении ущерба при  морском плавании кому-либо из участников (гибель судна, груза или потеря фрахта) – этот убыток будет распределён между ними поровну.

     Фрахт – плата за перевозку грузов морским или воздушным путём.

     Страхование фрахта – один из видов страхования судовладельцев, зависящий от того на чьем риске находится фрахт. (Судовладелец или владелец груза).

     Принципы, на которых базируется любой договор  страхования (основа – английское право  и закон о морском страховании 1906 г.).

    1. Наличие имущественного интереса страхования – если отсутствует имущественный интерес, то переговоры не состоятся.
    2. Наивысшая степень доверия сторон – без сообщения клиентом всей информации о застрахованном объекте невозможно установить конкурентно-способные условия страхования
    3. Наличие причинно – следственной связи убытка и события, вызвавшего его – не установив причину убытка, нельзя получить страховое возмездие.
    4. Выплата возмездия осуществляется в размерах реального убытка – страховое возмездие выплачивается в заранее оговоренной сумме, не превышающей фактические убытки.
    5. Суброгация – переход к страховщику, выплатившему страховое возмездие, право требования, которое страхователь имеет к лицу, виновному в убытках.

     Выплатив  страховое возмещение, страховщик получает все права клиента и принимает меры к возмещению убытка с виновных третьих лиц, если таковые имеются.

     Фактически  это этапы общения клиента  и страхователя.

     Страхование судов (страхование  КАСКО)

     Страхование судов является одной из древнейших и наиболее сложных отраслей морского страхования.

     1). Страхование судов КАСКО –  вид морского страхования, обеспечивающий страховую защиту судовладельцев и иных лиц, имеющих отношение к эксплуатации судов в случае нанесения ущерба или гибели, принадлежащих им судов, либо их имущественным интересам в связи с эксплуатацией судов.

     На  страхование КАСКО принимаются:

     корпус  судна с его машинами, оборудованием  и такелажем (оснастка), фрахт (плата  за морскую перевозку груза) расходы  по снаряжению, расходы, связанные с  эксплуатацией судна, а также  суда в постройке. Объем страховой  ответственности (объем обязательств страхования) – предоставляемый по договору страхования КАСКО судов излагается в условиях страхования (наиболее распространенных в мире английские условия – именуемые оговорками Института Лондонских Страховщиков (ИЛС) № 280 от 01.10.83 новая редакция ИЛС от 01.11.95).

     В обобщенном виде все страховые  риски предоставляют страховое покрытие по трем видам (группам) убытков судовладельца:

     1). Риск непосредственно связанный  с физической гибелью повреждением  и поломками корпуса, машин или оборудования судна.

     2). Расходы, связанные с возникновением  ответственности перед третьими  лицами.

     3). Расходы, связанные с расходами  судовладельца по уменьшению  размера убытков.

     Условия страхования в  соответствии с этими  группами убытков.

     1). Физическая гибель, повреждение, поломка

     В стандартных оговорках Института  Лондонских Страховщиков (ИЛС), важным является раздел № 6 касающийся опасностей и убытков от которых может быть застрахован судовладелец, подлежит подлежат страхованию следующие виды опасностей:

     1. Связанная с морским судоходством (штормы, переворачивание судна, столкновения судов, и касание неподвижных объектов (причалов)).

     2. Пожар, взрыв.

     3. Кража со стороны лиц, не  относящихся к категории «страхователь».

     4. Выбрасывание имущества за борт.

     5. Пиратство.

     6. Поломка или авария на ядерном  реакторе.

     7. Столкновение с летательным аппаратом  (самолетом) или наземным транспортным  средством (док или портовое  оборудование).

     8. Извержение вулкана, удар молнии, землетрясение.

     Обязательства страховщика наступают:

     а). При полной гибели судна, разрушение.

     б). При фактическом или конструктивном разрушении (затопление, пропажа без  вести) или если спасение нецелесообразно из-за превышения расходов по снятию судна с коралловых рифов с его страховой стоимостью.

     в). При повреждении корпуса или винторулевой группы.

     г). При поломке машин или оборудования судна.

     Страховая организация возмещает соответствующие  убытки страхователя или стоимость погибшего судна или расходы по ремонту его корпуса, машин и оборудования.

     В расходы в свою очередь обычно включаются: (из практики)

  • стоимость материала на ремонт (металл)
  • стоимость запасных частей
  • расходы на переход судна к месту ремонта
  • постановка судна в док.
  • расходы на топливо
  • з/плата экипажа на время перехода к месту ремонта
  • расходы на восстановку з/частей  и др. Эти расходы в договоре страхования не написаны, но они вытекают из 1 вида убытков.
  • расходы связанные с ответственностью перед третьими лицами.

     С середины XIX века на судовладельца стали возрастать обязательства возместить убытки другого судовладельца, если судно виновно в столкновении судов на море.

     Обязательства страховщика за нанесение ущерба третьему лицу (раздел 8 ИЛС – 280):

     Страховщик  обязуется возместить «Страхователю» 3/4 суммы, оплаченной «страхователем» третьих лиц за нанесение ущерба в результате:

     а) вреда, причиненного другому судну  или имуществу, находящемуся на другом судне.

    б) задержки или невозможности использовать другое судно или имущество, находящееся на нем.

     в) общей аварии, спасательных работ  или спасения другого судна.

     В морском страховании различаются  две группы рисков:

     1) не связанные с человеческим  фактором;

     2) связанные с человеческим фактором.

     Под человеческим фактором имеется в  виду вклад судовладельца в возникновение  убытка.

9.1. Классификация рисков  в морском страховании  
(английская оговорка ИЛС – 280 от 01.11.95)

 

     1). Риски, не зависящие от воли судовладельца:

     - навигационные опасности, в том  числе затопление судна во  время шторма; посадка на мель; пожар, пиратство, преднамеренный  выброс имущества за борт. Особый риск – уничтожение судна, являющееся потенциальным источником загрязнения окружающей среды, осуществленное по приказу властей.

     2). Риски, которые мог бы предотвратить владелец.

     Взрыв котлов, поломка валов, скрытые дефекты  корпуса судна, столкновение с наземным транспортом, плавательными доками или портовым оборудованием, аварии или гибели. Если судовладелец докажет, что убыток возник вследствие причины № 1, то дальнейшее расследование прекращается.

     Если  страховой случай по одной из причин, перечисленной в пункте № 2, то убытки судовладельца будут возмещены только, если будет доказано что не

     «недостаток должной заботливости», т.е. недосмотр  или небрежность со стороны судовладельца, менеджера или сотрудников берегового аппарата судовладельческой компании. (Капитан, члены команды или лоцманы не относятся к этой категории).

     Последствия их небрежности покрываются страхованием.

     Различие  в классификации рисков приводит к тому, что каждый ущерб, возникающий  по причинам, перечисленным в № 2 изучаются страховщиками на предмет наличия или отсутствия вины судовладельца и иных лиц.

     3). Расходы, связанные по уменьшению убытков при страховании КАСКО.

     3.1 Убытки по общей аварии подлежат  распределению между судном, грузом  и фрахтом пропорционально их стоимости.

     Если какая-либо опасность угрожает одновременно и судну и грузу, судовладелец может произвести расходы с целью спасения морского предназначения: а) зайти в порт – убежище б) перегрузить груз для снятия судна с мели в) выбросить часть груза за борт такие расходы относятся на общую аварию и распределяются между судовладельцем и грузовладельцем.

     3.2 Расходы по спасению судна  с грузом на борту – один  из видов общеаварийных расходов, которые оговариваются предварительно  со страховщиком.

     3.3 Расходы по предотвращению убытков, уменьшению или оценке его размера – связаны с расходами по найму сюрвейеров, адвокатов, экспертов.

     Сюрвейер  – инспектор или агент по осмотру  застрахованного имущества.

     Функции риск – менеджмента выполняет  сюрвейер.

9.2. Ставки страховых  премии и франшизы 
при страховании КАСКО – судов

 

     Ставки  СТРАХОВОЙ ПРЕМИИ выражаются в (%) от страховой суммы по договору.

     По  методике расчета ставка страховой  премии зависит не столько от страховой  суммы, сколько от:

     1) Размеров судна 

     2) Возраста судна 

     Размер ставки страховой премии обычно обратно пропорционально размеру франшизы – невозмещаемой части убытка.

     Уровни  франшизы в разных странах различны и зависят:

     а) от стоимости судна 

     б) типа судна 

     По  судам, срок службы которых более 15 лет применяется дополнительная франшиза в случаях поломок машин и оборудования судна.

     Стандартные условия страхования предусматривают  возврат части страховой премии за время стоянки судна в безопасном порту свыше 30 дней.

     В страховании КАСКО – судов  большое внимание уделяется порядку ведения претензионной работы. Если происходит страховое событие: столкновение, касание грунта или причала, страховщику сообщают об этом и страховщик назначает сюрвейера – специалиста по осмотру судна. Сразу же при столкновении (если имело место спасение людей) судно может быть арестовано. Страховщик – в этом случае помогает судовладельцу организовать выдачу гарантии, иногда банковской гарантии необходимой для освобождения судна. Присутствие сюрвейера при ремонте обязательно. После ремонта судна начинается сбор вещественных доказательств, необходимых для оформления претензий к страховщику.

Информация о работе Морское страхование