Сравнительная характеристика систем социального страхования России, Великобритании, США и Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 06:05, реферат

Описание

Существующая в настоящее время в России система социального страхования справляется со стоящими перец ней задачами лишь частично, она не отвечает складывающимся условиям хозяйствования, и этим отчасти осеменяются трудности становления рыночных отношений в стране. Введение многоукладной экономики должно повлечь за собой и создание принципиально иной модели социального страхования.

Работа состоит из  1 файл

соц страх.docx

— 40.54 Кб (Скачать документ)

Сравнительная характеристика систем социального  страхования России, Великобритании, США и Германии 
 

 Существующая  в настоящее время в России  система социального страхования  справляется со стоящими перец  ней задачами лишь частично, она  не отвечает складывающимся условиям  хозяйствования, и этим отчасти  осеменяются трудности становления  рыночных отношений в стране. Введение многоукладной экономики  должно повлечь за собой и  создание принципиально иной  модели социального страхования. 

Объективной предпосылкой для создания системы социального  страхования в соответствии с  потребностями общественного развития может считаться массовое рабочее  движение, организованное в форме  профсоюзов, соединенное с законодательными мерами с целью решения проблем  зашиты, субъективной же предпосылкой может служить осознание и  государством, и предпринимателями  того факта, что без организации  системы зашиты обществу может быть нанесен большой ущерб. 

Страхование в  нашей стране прошло несколько этапов в дореволюционный и послереволюционный периоды. Основной формой страхования  в дореволюционном периоде было добровольное страхование, которое  осуществлялось акционерными обществами, обществами взаимного страхования  и земскими обществами. В послереволюционном периоде страхование прошло два  этапа: в условиях социализма (при  государственной монополии на этот вид деятельности) и в условиях становления рыночной экономики.  

При государственной  страховой монополии страхование  представляло населению чрезвычайно  узкий спектр услуг, дополняющих  систему государственного социального  обеспечения (соцстрах).  

Расширение самостоятельности  товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, резкое снижение сферы  государственного воздействия на развитие производственных отношений и распределение  материальных благ в корне изменили процесс формирования отечественного страхового рынка, его содержание, виды страховых услуг, предлагаемых физическим и юридическим лицам.  

Началом создания отечественного добровольного страхования  следует считать факт реальной демонополизации  страховой деятельности и, как следствие  этого - быстрый рост числа страховых  организаций. 

Предпосылками развития страхового дела в нашей  стране явились: 

· укрепление негосударственного сектора экономики;  

· рост объемов  и разнообразия частной собственности  физических и юридических лиц, как  источника спроса на страховые услуги. При этом важное значение имеет развитие рынка недвижимости и ипотечного кредитования, а также приватизация государственного жилого фонда; 

· сокращение некогда  всеобъемлющих гарантий, предоставляемых  системой государственного социального  страхования и соцобеспечения. 

Сегодня отсутствие гарантий должно восполняться различными формами личного страхования.  

Экономические реформы, происходящие в России, создали  реальные предпосылки для организации  новой системы страхования. Произошли  радикальные изменения в вопросах государственного регулирования страхового дела: в конце 1992 года был принят первый в российской истории закон  о страховании, в феврале 1992 года была образована служба по надзору  за страховой деятельностью. Решение  первоочередных задач по созданию правовых и организационных основ регулирования  страховой деятельности привело  к созданию новых условий для  работы страховых компаний. 

Современное законодательство регулирующие страховые отношения  включает федеральные законы, указы  Президента РФ, постановления Правительства  РФ по вопросам страхования. Важнейшим  в их числе является Закон РФ «Об  организации страхового дела в Российской Федерации». Вопросы заключения договоров  страхования регулирует гл. 48 ГК РФ «Страхование». Существуют также законы и иные правовые акты по отдельным  видам страхования, такие как  Закон РФ «О медицинском страховании  граждан Российской Федерации», Кодекс торгового мореплавания, законы, связанные  с различными видами обязательного  страхования. Среди последних следует  отметить Федеральный закон «Об  обязательном страховании гражданской  ответственности владельцев транспортных средств». 

В соответствии с Федеральным законом «Об  организации страхового дела в Российской Федерации» деятельность российских страховщиков разрешена только в статусе юридического лица в любой предусмотренной  законодательством организационно-правовой форме при условии получения  лицензии на осуществление страховой  деятельности в установленном законом  порядке. Физические лица, даже зарегистрированные в качестве предпринимателей, не могут  заниматься страхованием. Страховая  организация создается именно для  страховой деятельности, что должно быть зафиксировано в ее учредительных  документах. Страховщикам запрещено  заниматься производственной, торгово-сбытовой, банковской деятельностью.  

Помимо страховых  компаний субъектами страхового дела являются общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые  актуарии. Их деятельность так же подлежит лицензированию, за исключением деятельности страховых актуариев, которые подлежат аттестации. 

Страховая деятельность во всех странах находится под  надзором государства. Это объясняется  значением страхования в экономической  и социальной жизни общества. Интересы общества в развитии страхования  предполагают прямое участие государства  в наблюдении за функционированием  этой сферы. Эта необходимость определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, страхование выполняет важные народнохозяйственные задачи, обеспечивая компенсацию  ущербов и пополняя инвестиционные ресурсы, во-вторых, страхователи нуждаются  в защите, так как они доверяют страховым компаниям свои деньги, зачастую, не будучи в состоянии  сделать заключение о надежности своих вложений. Поэтому в каждой стране существует законодательство о  надзоре за страховыми организациями, в соответствии с которым строится система надзора. 

Государственный надзор за деятельностью субъектов  страхового дела в РФ осуществляется Федеральной службой страхового надзора (ФССН). Данный орган осуществляет контроль за соблюдением страхового законодательства, предупреждение и пресечение нарушений участниками страховых отношений страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела. Взаимодействие ФССН и страхового рынка проиллюстрировано в приложении А. 

В настоящее  время в России страхование является одной из наиболее динамично развивающихся  сфер российского бизнеса. Объемы операций на рынке страховых услуг неуклонно  росли, но 2005 году, на основе данных диаграммы, видно, что темпы роста страхового рынка снизились, рассмотрим данную ситуацию подробней. 

Зарубежный опыт страхования (на примере США) 
 

Американский  страховой бизнес отличается огромным размахом и не имеет себе равных в мире. Американские страховые монополии контролируют примерно 50% всего страхового рынка индустриально развитых стран мира. В США работает свыше 8 тыс. компаний имущественного страхования и около 2 тыс. компаний по страхованию жизни. 

Каждый штат имеет свое страховое законодательство и свой регулирующий орган (надзор). Единого федерального Закона о страховании  и единого федерального органа по надзору за страховой деятельностью нет. 

Каждый штат выдвигает свои требования к минимальному уровню капитала, видам предлагаемого  страхования, проводит ревизию подконтрольных страховых компаний, осуществляет общее  регулирование страховой деятельности путем выдачи лицензии брокерам, агентам  и самим страховым компаниям. 

В США имеются  два типа страховых компаний: акционерные  общества и общества взаимного страхования. Государственных страховых фирм не существует. Акции акционерных  обществ может приобрести как  физическое, так и юридическое  лицо. 

Исторически же в США страховые компании в  основном были компаниями взаимного  страхования, по размеру они традиционно  меньше акционерных обществ. 

Страховые компании осуществляют три типа страхования: 

1) бекифиты (страхование жизни и здоровья, медицинское, пенсии, сберегательное и т.д.); 

2) коммерческое (широкий спектр); 

3) личное (подразумевается  страхование строений, автомобилей  и другого имущества граждан). 

Законодательно  предусмотрена специализация страховых  компаний на проведении операций по страхованию  жизни и имущества. Активы всех страховых  компаний составляют примерно 1,6 трлн. долл. В среднем активы одной компании составляют 950 млн. долл., а на 12 крупнейших компаний приходится 45 млрд. долл. [9 c.269] 

Страховая индустрия  в США является единственной, которая  не подпадает под антимонопольное  законодательство. 

Деятельность  всех страховщиков США тщательно  анализируется тремя консалтинговыми  компаниями: А.М. Best, Moody S, Standart & Poors, которые занимаются анализом состояния страховых фирм и ежеквартально издают каталоги по их работе. Они публикуют в печати официальные рейтинги страховых компаний по надежности для клиента и данные по состоянию их платежеспособности. 

Отдельные компании, особенно брокерские, имеют специальные  подразделения по анализу деятельности других компаний. При этом основными  факторами, по которым производится анализ, являются: финансовое положение; выплаты по искам и уровень  сервиса; безопасность и предотвращение потерь; гибкость в работе компании; стоимость услуг (минимальные тарифные ставки). 

Уровень потерь, доходы и коэффициент прибыли  по инвестициям и уровень дебиторской задолженности считаются критериями эффективности работы страховщика. 

В США широко используется электронный банк данных по всем страховым компаниям, что  дает возможность распределить компании по риску, размерам премии и т.д. 

Одной из важнейших  особенностей крупнейших компаний США  по страхованию жизни является то обстоятельство, что в силу высокого авторитета страховых компаний в  их управление передаются многомиллиардные средства, принадлежащие различным пенсионным фондам. Задача страховых обществ в этом случае -- путем разумной инвестиционной политики обеспечить сохранность и прирост доверенных средств. За управление этими средствами страховые компании взимают комиссионное вознаграждение. И даже умеренные размеры -- 0,1% от взятых в управление сумм приносят миллионные доходы. 

Инвестиционные  вложения имеют огромное значение для  американских обществ по страхованию  жизни. Так, статистика показывает, что  в 1994 г. страховые издержки и выплаты  страховых сумм обществ по страхованию  жизни составили 118% от собранной  премии, между тем, прибыль этих обществ  по итогам года составила 6,9 млрд. долл. Совершенно, ясно, что она была получена не за счет прямых страховых операций, а от инвестиций. 

Однако еще  важнее другое: огромные инвестиционные ресурсы превращают страховые компании в один из влиятельных внешних центров финансового контроля по отношению к промышленным корпорациям. 

Финансовые связи  подкрепляются личной унией, по неполным данным, страховщики США заседают в 27 из каждых 100 советов директоров американских промышленных корпораций. Впереди страховых компаний в  этом плане -- только коммерческие и инвестиционные банки. 

Организационно  основу американских страховых компаний составляют акционерные общества и  общества взаимного страхования («мьючуелз»). Существует институт андеррайтеров и страховых брокеров -- страховых агентов или независимых брокерских фирм. Так, например, одно из крупнейших обществ по страхованию жизни -- общество «Пруденшл» имеет 22 тыс. страховых брокеров. Из независимых брокерских фирм можно назвать «Марш-Макленан», «Александр энд Александр», «Фрек Холл», «Фред С. Джеймс» и др. 

Надо сказать, что на американском страховом рынке (в соответствии с общей мировой  закономерностью) растет объем издержек. 

В начале 1980-х  годов рухнула картельная система  установления ставок страховой премии, которая действовала на протяжении всего послевоенного периода. 

Информация о работе Сравнительная характеристика систем социального страхования России, Великобритании, США и Германии