Функции применения мер таможенно-тарифного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:51, реферат

Описание

Основные цели, задачи, принципы и инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном Законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». К важнейшим целям государственного регулирования относятся: использование внешнеторговых связей для ускорения создания в России рыночной экономики; создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания политического, организационного, финансового, информационного содействия; защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Работа состоит из  1 файл

тамож-тариф..docx

— 20.58 Кб (Скачать документ)

Тема 1: 1

Функции применения мер таможенно-тарифного регулирования: 
 
- фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;

  •  
    защитная - предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;
  •  
    регулирующая - оказывает определенное влияние на формирование структуры производства, на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других;
  •  
    торгово - политическая (которая может рассматриваться также как элемент регулирующей функции) - является инструментом косвенного воздействия на экономическую политику других государств, играет определенную роль в достижении баланса экономических интересов между странами.

 
Необходимо выделить основные элементы таможенно-тарифного регулирования:

  •  
    Таможенный тариф;
  •  
    Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу;
  •  
    Таможенный режим;
  •  
    Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

 

Основными направлениями таможенно - тарифной политики России на ближайшую и среднесрочную перспективу должны стать: 
 
• соблюдение системы приоритетов: обеспечение интересов России; обеспечение интересов блока стран, возглавляемого Россией; обеспечение интересов мирового сообщества в целом; 
 
• сочетание интересов государства и интересов отдельных участников внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональных интересов; 
 
• обеспечение внешней безопасности страны - экономической, продовольственной, технологической, научной, экологической и др.; 
 
• содействие улучшению структуры внешнеторгового оборота, улучшению структуры экспорта и импорта; 
 
• соблюдения интересов отечественных производителей товаров.

 

Основные цели, задачи, принципы и инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном Законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». К важнейшим целям государственного регулирования относятся: использование внешнеторговых связей для ускорения создания в России рыночной экономики; создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания политического, организационного, финансового, информационного содействия; защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Основными целями государственного регулирования  ВЭД являются:

·  Обеспечение национальной экономической безопасности.

·  Защита внутреннего рынка страны от недобросовестной конкуренции.

·  Создание благоприятных условий для национальных производителей экспортных товаров.

·  Обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, создание возможностей быстрого и беспрепятственного их продвижения на внешних рынках.

·  Обеспечение устойчивого внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса; выполнение международных обязательств.

·  Защита прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности в России осуществляется в соответствии со следующими принципами: единство внешнеэкономической  политики внешней и общей экономической  политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его  реализацией; перенос центра тяжести  регулирования с административных на экономические методы; четкое разграничение  прав и ответственности Федерации  и ее субъектов; обеспечение равенства  всех участников ВЭД.[4]

Главная стратегическая задача внешнеэкономической политики любой страны состоит в обеспечении благоприятных условий в сфере ВЭД для эффективного развития отечественного бизнеса. Помимо факторов, вытекающих из собственно внутринационального экономического развития, здесь действуют и факторы, вытекающие из общего процесса интернационализации экономической жизни. Во внешнеэкономической политике проявляются противоречивое взаимодействие двух основных тенденций в развитии современных международных экономических отношений – с одной стороны, гармонизации развития этих отношений, а с другой – обострения конкурентной борьбы на международной арене.[5]

В связи с этим во внешнеэкономической политике реализуются  два основных ее направления: протекционизм  и либерализация внешнеэкономической  деятельности. Протекционизм состоит  в защите отечественного бизнеса  и внутреннего рынка страны от иностранной конкуренции (пассивный  аспект протекционизма) и/или поддержке  отечественного бизнеса в его  экспансии на рынках зарубежных государств (активный аспект протекционизма). Либерализация связана со снятием всевозможных видов барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. Обычно понятие либерализации ВЭД связывается с понятием открытости национальных экономик.

Тема 1: 2 практика Таможенно-тарифного регулирования в рф

Таможенно-тарифное регулирование на современном этапе

Значение таможенно-тарифного регулирования на современном этапе велико. Одним из видов федеральных налогов поступающих в казну являются таможенные пошлины. Их роль в качестве бюджетных поступлений достаточно велика: по предварительным данным за 2004 г. сумма таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров, составила более 26,5 трлн. рублей, или 40% всех поступлений от таможенных платежей и сборов.

С другой стороны, таможенный тариф является одним  из регуляторов российского импорта. Действующие ставки ввозных таможенных пошлин были разработаны исходя из концепции, что таможенный тариф  должен служить главным инструментом регулирования внешней торговли для решения проблемы обеспеченности промышленности необходимыми средствами производства, а населения - потребительскими товарами. В то же время он призван  защищать отдельные отрасли от чрезмерного  ввоза иностранной продукции  и выполнять протекционистскую  функцию.

Поэтому изменения  в механизме таможенно-тарифного регулирования импорта в настоящее время в значительной степени обусловлены следующими факторами: фискальными целями, необходимостью поддержки отечественного производства.

Этими факторами  обусловлены и новые тенденции  в применении различных видов  пошлин. Ставки пошлин на современном  этапе имеют две разновидности: первый вариант предполагает определение  ставки пошлины в процентах от таможенной стоимости, но не ниже определенного  количества ЭКЮ за единицу измерения. По второму варианту происходит сложение адвалорной и специфической составляющих[1] ставки. В российской таможенно-тарифной системе преобладающим является первый вариант, который используется и в рассматриваемом постановлении. Это означает, что существует пороговое значение таможенной стоимости за единицу соответствующего товара. Если реальная таможенная стоимость товара выше этой величины, то используется адвалорная составляющая ставки, а если ниже - то специфическая.

1.2. Цели  таможенно-тарифного регулирования. 
 
   Цели таможенно-тарифного регулирования могут формулировать только органы высшей государственной власти той страны, которая является носителем суверенитета на своей таможенной территории. 
 
   Цели таможенно-тарифного регулирования можно классифицировать на основе различных признаков и критериев. По продолжительности периода регулирования цели делятся на долгосрочные (стратегические), среднесрочные (3-10 лет) и краткосрочные. Долгосрочные цели формируются законодателем иногда прямо в тексте специального закона, а текущие (среднесрочные) правительством, ФТС. 
 
   К долгосрочным целям относятся: 
 
1. Протекционистская - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции; 
 
2. Фискальная – обеспечение поступления средств в бюджет. 
 
   Среднесрочные цели таможенно – тарифного регулирования: 
 
Основной целью таможенно - тарифного регулирования любого государства является обеспечение его экономических интересов, а именно: 
 
·        участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики; 
 
·        содействие проведению структурной перестройки; 
 
·        обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства; 
 
·        обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России; 
 
·        участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка; 
 
·        стимулирование развития национальной экономики; 
 
·        Получение политических уступок от стран-партнеров. 
 
·        Обеспечение наиболее применимых условий для интеграции российской и мировой экономик 
 
·        содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России; 
 
·        Решение задач социального характера, уменьшение влияния кризисных ситуаций на социальный и экономический сектор; 
 
·        иные цели, определяемые Федеральной таможенной службой и Правительством Российской Федерации.

СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 
 
1.1.           
 Понятие  таможенно-тарифного регулирования.      
 
   Государство в рамках своей таможенной территории может осуществлять комплекс мероприятий, нацеленных на регулирование различных параметров внешней торговли. Этот комплекс может включать следующие формы и методы воздействия на различные параметры экспортно-импортных операций: 
 
1. нетарифное регулирование - государство использует систему правовых, административных и иных инструментов регулирования внешней торговли; 
 
2. тарифное регулирование - государство как носитель таможенного суверенитета использует таможенный тариф и систему таможенных пошлин.

Тема 1 : 4

Во всех странах  регулирование внешней торговли - основная форма экономического сотрудничества между странами, осуществляется в  той или иной мере государством в  зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач  в стране и обстановки в мире.

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная  необходимость государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов  экспорта, привлечения иностранных  инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, - принимать  законодательные акты, устанавливающие  правила осуществления ВЭД, и  контролировать их неукоснительное  соблюдение.

Государственное регулирование  ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

Но в данной работе будут рассмотрены только методы таможенно тарифного регулирования ВЭД.

Долгие годы в  России господствовала государственная  монополия внешней торговли, при  которой выбор стран-партнеров  определялся прежде всего политическими и идеологическими интересами. Переход к рыночной экономике означал признание во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные преимущества России, анализировать состояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД.


Информация о работе Функции применения мер таможенно-тарифного регулирования