Инновации в информационных таможенных технологиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 06:06, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в условиях глобальной активизации мирохозяйственных связей, постоянного роста объемов внешней торговли и возрастающей роли в этих процессах таможенных органов, широкое распространение получил процесс систематизации информации, т. е. процесс развития информационных систем и технологий с учетом современных международных инновационных стандартов и подходов.
Объектом исследования является анализ инновационных процессов внедрения и применения современных информационных технологий (ИТ) и информационных систем (ИС) в таможенной сфере и обеспечении внешнеторговой деятельности, разработанных с учетом международных стандартов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1.РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ…5
1.1. Информационные таможенные технологии: цели, задачи и значимость для таможенной сферы……………………………………………….5
1.2. Стандарты в области информационных таможенных технологий………………………………………………………………………….7
2.ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ……………………………………………………………………..13
2.1. Опыт применения информационных таможенных технологий в мировой практике…………………………………………………………………..13
2.2. Опыт применения информационных таможенных технологий в Республике Беларусь в рамках Таможенного союза……………………………..16
2.3. Тенденции и перспективы развития информационных таможенных технологий………………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………38

Работа состоит из  1 файл

Инновации в информационных таможенных технологиях.doc

— 267.50 Кб (Скачать документ)

 

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный  университет

Факультет международных  отношений

 

 

 

 

Кафедра таможенного  дела

 

 

 

 

Казацкая

Анастасия Васильевна

 

иННОВАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ

 

Курсовая работа

 

Специальность «Таможенное дело»

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель

преподаватель

Н.Г.Кудряшов

 

_________________________

(подпись)

«____»____________2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1.РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ…5

1.1. Информационные таможенные технологии: цели, задачи и значимость для таможенной сферы……………………………………………….5

1.2. Стандарты в области информационных таможенных технологий………………………………………………………………………….7

2.ВНЕДРЕНИЕ  ИННОВАЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ……………………………………………………………………..13

2.1. Опыт применения  информационных таможенных технологий  в мировой практике…………………………………………………………………..13

2.2. Опыт применения  информационных таможенных технологий  в Республике Беларусь в рамках  Таможенного союза……………………………..16

2.3. Тенденции и перспективы развития информационных таможенных технологий………………………………………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..34

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Под информационной технологией понимается система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на

основе применения средств вычислительной техники.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в условиях глобальной активизации мирохозяйственных связей, постоянного роста объемов внешней торговли и возрастающей роли  в этих процессах  таможенных органов, широкое распространение получил процесс систематизации информации, т. е. процесс развития информационных систем и технологий с учетом современных международных инновационных стандартов и подходов.

Объектом исследования является анализ инновационных процессов внедрения и применения современных информационных технологий (ИТ) и информационных систем (ИС) в таможенной сфере и обеспечении внешнеторговой деятельности, разработанных с учетом международных стандартов.

Предметом исследования являются информационные таможенные технологии и автоматизированные системы обработки данных как в Республики Беларусь, так и в других странах, для Республики Беларусь в первую очередь это электронное декларирование и предварительное информирование, как основа эффективного механизма по содействию международной торговле и обеспечению экономической безопасности.

Основной целью данной работы является исследование международных стандартов применения информационных технологий и систем в таможенной сфере, их развития в Республике Беларусь в рамках Таможенного союза, определение роли данных инноваций в области таможенной деятельности.

Задачами данной работы является, во-первых, оценка роли информационных технологий в таможенной сфере, а также тех целей и задач, которые поставлены перед ними, во-вторых, определение соответствия развития и состояния информационных таможенных технологий и систем, а также законодательных актов в этой сфере в Беларуси, в том числе в рамках Таможенного союза, установленным международным стандартам, посредством сравнения с опытом других стран. Также необходимо исследовать практику использования автоматизированных информационных систем как в мировой практике, в частности в странах Европейского союза, так и в Республике Беларусь в рамках Таможенного союза, определить на какой стадии находится развитие в Республике Беларусь таких информационных технологий и систем, как электронное декларирование и предварительное информирование, выявить некоторые проблемы в области внедрения электронного декларирования в странах Таможенного союза,  выяснить перспективы дальнейшего развития ИТ и ИС.

Для написания данной работы использовались и исследовались такие источники, как Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Рамочные стандарты безопасности и облегчения международной торговли, Таможенный кодекс Таможенного союза, нормативно правовые акты Комиссии Таможенного союза и национальные нормативно правовые акты в области информационных таможенных технологий и систем, статьи периодического издания «Таможня и ВЭД», материалы следующих конференций:  1. 2, 3 международная научно-практическая конференция «Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: современность и перспективы», международная научно-практическая конференция «Единое окно», обмен данными, межведомственное и государственно-частное сотрудничество при упрощении процедур торговли», конференция "От Таможенного союза к Единому экономическому пространству: интересы бизнеса", а также учебно-методическое пособие «Информационные таможенные технологии», подготовленное преподавателями кафедры таможенного дела ФМО БГУ  И.Н. Катенковой и Н.Г.Кудряшовым, учебник по информационным таможенным технологиям российского автора П.Н. Афонина. В данной работе использовались данные и информация по электронному декларированию и развитию информационных технологий и систем в сфере таможенного дела, содержащиеся на официальных сайтах Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, таможенных служб России и Казахстана, а также на сайте Европейской комиссии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

 

1.1. Информационные таможенные технологии: цели, задачи и значимость для таможенной сферы

Под информационной технологией понимается система методов, программных и технических средств, интегрированных в целостную технологическую систему для целенаправленного сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления пользователю (потребителю) документированной информации. Особенность информационных технологий составляет то, что в них и предметом, и продуктом труда является информация, а орудиями труда — средства вычислительной техники и связи. Информационная технология как наука о производстве информации возникла именно потому, что информация стала рассматриваться как вполне реальный производственный ресурс наряду с другими материальными ресурсами.

Понятие ИТ, таким образом, неотделимо от той специфической среды, в которой она реализована, т. е. от технической и программной среды. Интеграция достижений человечества в области средств связи, обработки, накопления и отображения информации способствовала формированию автоматизированных информационных технологий.

Таможенная  информационная система по своему составу напоминает предприятие по переработке данных и производству выходной информации. Как и в любом производственном процессе, в таможенной ИС присутствует технология преобразования исходных данных в результатную информацию.

Автоматизированные  информационные технологии направлены на увеличение степени автоматизации всех информационных операций и, следовательно, ускорение научно-технического прогресса общества [1, c.11-12].

Основной задачей информационных технологий является управление информацией внутри определенных систем, в частности таможенной системы.

Чтобы терминологически выделить традиционную технологию решения таможенных и управленческих задач, введем термин предметная технология, которая представляет собой последовательность технологических этапов по модификации первичной информации в результатную.

Например, технология осуществления таможенных операций  предполагает поступление первичной документации, которая трансформируется в форму таможенной декларации. Последняя, наряду с другими требуемыми в конкретном случае формами, изменяя состояние баз нормативно-справочной информации, вызывает движение денежных средств и приводит к изменению банковских счетов юридических лиц [1, c.66].

ИТ могут быть реализованы различными техническими средствами. При этом под информационно-техническими средствами подразумевают совокупность средств таможенного контроля, в том числе за делящимися радиоактивными материалами, технических средств таможенных расследований, средств вычислительной техники, средств связи, оргтехники, технических средств охраны, контрольно-измерительных приборов, лабораторного оборудования и вспомогательных технических средств.

Постоянное  и планомерное внедрение в  повседневную практическую деятельность должностных лиц таможенных органов  новых ИТ, с одной стороны, повышает качество выполнения ими своих функциональных обязанностей, позволяет предоставить участникам внешнеэкономической деятельности новые услуги, увеличить скорость осуществления таможенных операций, повысить достоверность циркулирующих в таможенной службе данных, обеспечить соответствующий уровень информационной безопасности и многое другое. С другой стороны, для эффективного использования новых ИТ необходим принципиально иной уровень подготовленности самих должностных лиц таможенных органов [1, c.65-66].

ИТ оказывают  существенное влияние на подходы  таможенных органов к решению  традиционных задач таможни любой страны - контроль товаров и перемещений с целью защиты от противоправных действий торгующих сторон, участников внешнеэкономической сделки и обеспечения полноты уплаты таможенных платежей. Следовательно, функции, необходимые для решения указанных задач, можно сформулировать следующим образом: развитие и ускорение торговли за счет внедрения современных технологий и эффективных процедур управления; обеспечение непротиворечивой и однородной реализации требований таможенного законодательства на всей таможенной территории; поддержание использования торговыми партнерами информационных средств,  совместимых со средствами таможенных органов; максимизация эффективности процедур расчета и сбора всех предусмотренных законодательством пошлин и платежей; поддержание и поощрение положительных тенденций в организации обслуживания торговых партнеров; внедрение качественной контролирующей системы, позволяющей вести ежедневную статистику транспортных средств, физических лиц, обработки товаров, анализ и выявление причин задержек; совершенствование контроля товаров в направлении адаптации к общепризнанным  мировым стандартам, в первую очередь к стандартам, принятым в Европейском союзе, с целью интеграции в общую систему таможенного контроля [3, c.334].

Отсюда следует, что сегодня выполнение функций и решение задач, возложенных на таможенные органы,  невозможно без инноваций в ИТ и создания эффективных ИС. Например, электронный обмен данных между торговыми партнерами и таможней позволяют последней осуществлять проверку информации на предварительных этапах оценить степень риска и принять решение в отношении товаров по этой сделке. Кроме того, гарантировать полноту сбора таможенных платежей можно только в условиях наличия автоматизированной системы сбора, учета и контроля уплаты таможенных платежей.

Таможенные  платежи являются одной из важнейших  статей дохода национального бюджета. Естественно, гарантировать полноту  сбора таможенных платежей можно  только в условиях наличия автоматизированной системы сбора, учета и контроля уплаты таможенных платежей. На государственном уровне накапливаемые в автоматизированной ИС  таможенных органов данные о внешней торговле являются источником информации для анализа и прогнозирования, источником данных для статистики внешней торговли Республики Беларусь, составления Торгового баланса республики и т. д.

Описывая все  преимущества внедрения ИТ в деятельность таможни, нельзя забывать самое главное: ИС таможенных органов должна обеспечивать качество этих данных - полноту, достоверность  и актуальность[3,c.335].

В соответствии с Таможенным кодексом таможенного  союза (далее ТК ТС) внедрение ИС и ИТ осуществляется с учетом соответствующих  международных стандартов и обеспечения  требований информационной безопасности, установленных законодательством  государств-членов Таможенного союза. ТК ТС устанавливает также, что для целей обеспечения взаимодействия  таможенных органов на таможенной территории таможенного союза создаются интегрированные ИС и ИТ.

 

1.2. Стандарты в области информационных таможенных технологий

Прежде чем  говорить непосредственно об информационных технологиях в таможенной сфере, следует отметить, что в Республике Беларусь реализуется Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года, утверждённая постановлением Советом Министров Республики Беларусь 9 августа 2010 г. № 1174, которая основывается на законодательных актах Республики Беларусь, международных принципах, установленных Уставом ООН, решениями Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, 2003; Тунис, 2005).

Согласно данной Стратегии, информационное общество – современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием информационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой деятельности и общество в целом. Развитие информационного общества является одним из национальных приоритетов республики и рассматривается как общенациональная задача, требующая объединения усилий государства, бизнеса и гражданского общества. При этом информационно-коммуникационным технологиям отводится роль необходимого инструмента социально-экономического прогресса, одного из ключевых факторов инновационного развития экономики. 

Стратегической  целью развития информационного  общества в Республике Беларусь является обеспечение устойчивого социально-экономического, политического и культурного развития страны, улучшение качества жизни граждан, создание широких возможностей для удовлетворения потребностей и свободного развития личности. Поставленная цель достигается путем решения следующих задач, которые реализуются в соответствии с основными направлениями развития информационного общества, определяемыми в настоящей Стратегии: формирование государственной информационной политики, содействующей развитию информационного общества на инновационной основе; развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей граждан, бизнеса и государства. Основным показателем успешной реализации Стратегии должно стать существенное повышение к 2015 г. позиций Республики Беларусь в рейтинге европейских государств по системам оценок Международного союза электросвязи и ООН (вхождение в 30 ведущих стран мира) [6].

Информация о работе Инновации в информационных таможенных технологиях