Интеграционне сотрудничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:09, курсовая работа

Описание

Рыночные преобразования в России дали возможность активнее задействовать внешние факторы для решения внутренних задач. Они же предопределили и подход к поиску нового места нашей страны в структуре международных экономических отношений. Мы решительно повернули в сторону последовательного перехода на принятые в мировом деловом общении стандарты и правила. Особый акцент сделан на развитии сотрудничества с международными организациями, региональными и субрегиональными торгово-экономическими объединениями.
Целью данной работы является проведение анализа развития интеграционных процессов России со странами постсоветского периода. Реализация цели исследования обусловила постановку следующих взаимосвязанных задач, отражающих логическую структуру и последовательность предпринятого исследования:
Значение интеграционного сотрудничества
Предпосылки интеграционного сотрудничества
Сравнительная характеристика товарообменных процессов
Хозяйственные связи со странами СНГ
Торгово-экономические отношения
Таможенный союз и углубление интеграции

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

 

Введение

Рыночные преобразования в России дали возможность активнее задействовать внешние факторы  для решения внутренних задач. Они  же предопределили и подход к поиску нового места нашей страны в структуре  международных экономических отношений. Мы решительно повернули в сторону последовательного перехода на принятые в мировом деловом общении стандарты и правила. Особый акцент сделан на развитии сотрудничества с международными организациями, региональными и субрегиональными торгово-экономическими объединениями.

Развал Советского Союза привел к разрыву целостного хозяйственно-производственного пространства, прекращению коопераций, связей между  предприятиями, научными производственными  объединениями, а также превращению  бывших межреспубликанских границ в  рамках единой страны в межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и других экономических отношений.

В этих условиях Россия и бывшие советские республики встали перед проблемой формирования новых экономических взаимоотношений и воплощения новой схемы хозяйственного сотрудничества, которая бы не только учитывала интересы каждого из партнеров, одновременно с возможностями достижения максимальных общих результатов развития на основе взаимовыгодного разделения труда, но и позволила минимизировать издержки от развала единой союзной экономики.

Вопреки теории и международной практике интеграционного  развития, предполагающих последовательное восхождение от более низких к  более высоким ступеням сотрудничества, характерной чертой отношений внутри СНГ и Россией стали действия, когда попытки перескочить через этапы интеграционного развития чередуются с «откатами» в намечаемых целях.

Интеграционные  процессы имеют важнейшее значение как фактор восстановления и развития их хозяйственных комплексов. К сожалению, во многих случаях, обсуждение этих проблем не выходит за рамки общих политических деклараций, не воплощается в систему практических действий. Остро ощущается недостаточная разработанность необходимой теоретико-методологической базы.

Поэтому наиболее важным является рассмотрение в курсовой работе проблемы экономической интеграции в СНГ и России. Этот вопрос является очень актуальным, ведь на современном  этапе мирового развития невозможно представить себе деятельность какого-либо экономического субъекта в изоляции от окружающего мира. Сегодня благосостояние экономического субъекта зависит не столько от внутренней организованности, сколько от характера и степени интенсивности его связей с другими субъектами. Решение внешнеэкономических проблем приобретает первостепенное значение. Мировой опыт показывает, что обогащение субъектов происходит посредством и только посредством их интеграции друг с другом и с мировым хозяйством в целом.

Предметом исследования данной работы выступает интеграционное объединение, именуемое Таможенным союзом на разных этапах его формирования.

Целью данной работы является проведение анализа развития интеграционных процессов России  со странами постсоветского периода. Реализация цели исследования обусловила постановку следующих взаимосвязанных задач, отражающих логическую структуру и последовательность предпринятого исследования:

  • Значение интеграционного сотрудничества
  • Предпосылки интеграционного сотрудничества
  • Сравнительная характеристика товарообменных процессов
  • Хозяйственные связи со странами СНГ
  • Торгово-экономические отношения
  • Таможенный союз и углубление интеграции

Информационная  база представлена законодательными актами Российской Федерации, нормативными документами стран СНГ, материалами отечественных монографических исследований, обзорно-аналитическими сведениями, опубликованными в периодической печати и глобальной сети «Internet».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Значение интеграционного сотрудничества

    1. Предпосылки интеграционного сотрудничества

Экономические отношения с республиками бывшего  СССР, составляющими вместе с Россией  постсоветское пространство, имеют  для нашей страны крупномасштабное геополитическое и хозяйственное  значение. Будучи важнейшим компонентом  евразийского региона, указанное пространство представляет собой геоэкономическую системообразующую структуру, процесс формирования которой занял не одно столетие. После резкого сокращения вследствие разрушения в 1991г. Советского Союза экономическое взаимодействие названных государств стало восстанавливаться и приобретать интеграционный характер. Можно утверждать поэтому, что указанный процесс имеет тенденцию к постоянному развитию. Однако такое развитие происходит на принципиально иной основе по сравнению с годами советской власти. На смену централизованной плановой системе управления пришло использование рыночных рычагов межгосударственного взаимодействия. В данном случае большинство вопросов решается на микроуровне, т.е. непосредственно между хозяйствующими субъектами на основе принципов взаимной выгоды и равенства сотрудничающих сторон.

    1. Сравнительная характеристика товарообменных процессов

К 2009г. общий объем товарооборота между бывшими союзными республиками составлял 40% от уровня 1990г. Ведущее положение в постсоветском пространстве остается за Россией, хотя по интенсивности внешней торговли (внешнеторговый оборот на душу населения) ее в настоящее время опережают прибалтийские республики. В начальный период проведения реформ в Российской Федерации значение для нее рынков постсоветских республик явно недооценивалось. Эксперты, готовившие предложения для Госсовета Российской Федерации осенью 1991 г. полагали, что снижение национального дохода России в случае полного прекращения товарообмена с другими республиками может составить лишь менее 6%. Однако эта цифра оказалась намного меньше реальных потерь России.1

По различным  оценкам, разрыв в 1992г. хозяйственных  связей с бывшими советскими республиками явился причиной 30% падение промышленного  производства России и 23% падения российского ВВП. К потерям рынка сбыта машин и оборудования и источников ряда важных видов промышленного и производственного сырья добавилась неожидавшая ранее  проблема многократного увеличения транспортной составляющей расходов России по осуществлению внешнеторговых операций с потерей прямого выхода к морю в портах, отошедших к другим республикам (Одесса, Ильичевск, Рига, Вентспилс, Таллин и др.).

Для России утраченной оказалась значительная часть традиционных рынков сбыта продукции обрабатывающей промышленности. Это не только препятствует стабилизации и оживлению экономики, но и существенно снижает влияние и роль России в бывших союзных республиках.

В результате крушения СССР в России в 90-е годы обострилась  продовольственная проблема. Потеряв  традиционных поставщиков продовольствия из бывших союзных республик и не реформировав собственную производственную базу, Россия попала в ситуацию критической зависимости от импорта, увеличилась доля «технологической ренты» в ее национальном доходе вследствие сворачивания производства в обрабатывающем секторе экономики России, а также в результате перераспределения «высвобожденных» ресурсов на экспорт дальнего зарубежья.

Ввоз в Россию из советских в прошлом республик  обеспечивает почти 1\3 российского конечного продукта. Без этого фонд потребления российской экономики сократился бы на 18%, а фонд накопления – почти вдвое. Что касается стран ближнего зарубежья, то экономические связи с Россией формируют треть их конечного продукта и половину фонда потребления.

Однако вышеотмеченные оценки межреспубликанских экономических связей для России и других стран постсоветского пространства не учитывают факт наличия неэквивалентности обмена, в результате его происходит безвозмездная передача этой группе государств значительной части российского национального дохода. По некоторым расчетам, в условиях эквивалентного обмена конечный продукт России увеличился бы более чем на 9%, в том числе фонд потребления – на 20% с лишним. В то же время конечный продукт остальных бывших республик СССР сократился бы в этом случае почти на 1\4, в том числе фонд накопления – более чем вдвое. Для нее самой – это потеря 1\10 конечного продукта, а для государств «ближнего зарубежья» - безвозмездное получение 1\4 их конечного продукта.2

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что экономики России и стран постсоветского периода очень тесно связаны между собой. Что является еще одним аргументом в пользу их совместной интеграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Хозяйственные связи со странами СНГ

Интеграционное  сотрудничество в пределах постсоветского пространства развивается Россией прежде всего с 11 странами Содружества Независимых Государств(СНГ). За период  с 1991г. экономические связи России с этими государствами претерпели серьезные изменения.

Во-первых, взаимные отношения стремительно и бесповоротно утратили характер внутренних хозяйственных связей в рамках единого экономического комплекса, сложившегося в условиях централизованной плановой экономики. Начиная с 1993 г., когда окончательно распалась «рублевая зона», все страны СНГ строят свои отношения друг с другом на принципе межгосударственных экономических отношений и ориентируются на условия мировой торговли.

Во-вторых, межстрановые экономические связи базируются сейчас на принципах соблюдения суверенитета и национально-государственных интересов стран, входящих в СНГ, независимо от их экономического потенциала. Любое, самое маленькое из государств СНГ, действует на постсоветском пространстве, исходя из собственных представлений об экономической целесообразности, включая двусторонние отношения с Россией.

В-третьих, весь регион, бывшего СССР, считая Россию и ее партнеров по СНГ, а также  государства Балтии, перестал быть автаркической зоной торговли, закрытой для мирового сообщества. Эта огромная территория, которую до недавних пор называли «резервной зоной мирового рынка», в ходе развернувшихся политических и экономических реформ оказалась мощно втянутой в мирохозяйственные процессы. Рынок СНГ в настоящее время превратился в место конкурентной борьбы международных монополий и транснациональных корпораций.

В-четвертых, на фоне открытия регионального рынка  СНГ происходят процессы его внутренней структуризации, отмечаются тенденции субрегиональной интеграции и формирования экономических группировок отдельных стран как с участием России, так и без нее.

Наметились  пока что слабые тенденции к интеграции в производстве и сфере финансов, стимулируемые проводимыми рыночными  реформами. Интеграционная активность рыночных субъектов – бизнеса и финансов – на микроуровне хозяйственных систем преодолевает воздействие негативных факторов как экономического, так и политического свойства. Присутствие российских фирм и банков в экономике стран СНГ все более заметно и уже составляет серьезную конкуренцию странам «дальнего зарубежья».

С середины 90-х  годов возрастает активность российского  капитала в материальном производстве стран-партнеров по СНГ. Для этого  к тому времени были созданы определенные экономические и организационно-правовые предпосылки. В большинстве стран  СНГ российский капитал уступает по масштабам своего присутствия капиталу западных государств. Но в некоторых странах (например, в Белоруссии и Молдове, а теперь и на Украине) он занимает достаточно прочные позиции. Российские предпринимательские структуры стремятся внедриться в наиболее перспективные отрасли материального производства стран-партнеров – в топливно-энергетический комплекс(ТЭК), черную и цветную металлургию, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, страхование и некоторые другие сферы.

Взамен хозяйственной интеграции, осуществлявшейся в СССР главным образом административными методами, страны СНГ пытаются в настоящее время найти такие условия для своего взаимного экономического сотрудничества, которые отвечали бы требованиям перехода к рыночной экономике как на ближайшую, так и более отдаленную перспективы. Страны СНГ унаследовали ряд системных связей, которые в условиях рыночного хозяйства вполне могут составить основу их экономической интеграции. Это единая информационная система, единая энергетическая система, единые системы транспорта и связи, телекоммуникаций, нефте- и газопроводов, стандартов и технической документации и т.п. Степень развития этих систем выше, чем, например, в ЕС. Следовательно, можно считать, что в основе своей СНГ уже располагает интегрированным и взаимозависимым экономическим пространством. В тоже время, в существующем виде оно лишено таких важных интеграционных составляющих, как единая валюта и единый платежный союз.

Искусственное, исходя из политических представлений, дробление в 1991г. экономического пространства бывшего СССР не привело, как указывалось выше, к высоким темпам экономического роста. Напротив, главным образом, из-за огромных потерь, которые были вызваны разрушением единого таможенного пространства, а также традиционных экономических связей, существовавших в виде производственной кооперации и специализации, во всех странах СНГ возник острейший экономический кризис. Анализ экономического положения стран СНГ в период после 1992г.показывает наличие общих для каждой из них кризисных явлений: масштабный спад производства, высокие темпы инфляции, устойчивое ослабление инвестиционной активности, снижение доли накопления в национальном доходе.

На всем протяжении 90-х годов центробежные силы в СНГ явно преобладали над центростремительными тенденциями. В его рамках принято предостаточно многосторонних соглашений, на которые могли бы опираться взаимные торговые и кооперационные связи этих стран. Однако подавляющее большинство таких соглашений «не работает». Среди них в первую очередь следует отметить подписанный в сентябре 1993г. рамочный договор об Экономическом союзе. Он предписывает создание единой банковской, финансовой и валютно-денежной системы, принятие пакета межгосударственных юридически выверенных соглашений, образование наднациональных институтов по регулированию внешнеторговой и внутриэкономической политики. Однако договор до сих пор не вступил в силу.

Информация о работе Интеграционне сотрудничество