История таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:33, доклад

Описание

Таможенная политика России в первой половине XIX в. формировалась под воздействием политических факторов. Новый взгляд на торговую и таможенную политику высказал первый министр торговли России граф Н.П. Румянцев. В его программе развития внешней торговли была идея ввести Россию в сферу международных торговых отношений сделать посредником в транзитной торговле с Китаем, Центральной Азией, Индией.
В первой половине 19 века вводилась система вознаграждения для задержавших контрабанду. В соответствии с Высочайшим указом Александра I в 1811 г. 80% сумм штрафов за контрабанду и реализованной стоимости конфискатов предназначалось в награду, 20% зачислялось в накопление пенсионного фонда таможенных чиновников и их семей. Из 80% - 2/3 выдавалось задержавшим контрабанду, а 1/3 - начальнику таможенного округа, управляющим и членам таможни. В этот период развивается законодательство о контрабанде. После разгрома армии Наполеона Россия восстановила нормальные внешнеторговые связи с европейскими государствами. В 1812 г. был заключен мирный договор с Англией, включавший положение о взаимном благоприятствовании в торговле.

Работа состоит из  1 файл

Ист.тамож.дела.docx

— 24.43 Кб (Скачать документ)

Таможенная политика России в первой половине XIX в. формировалась под  воздействием политических факторов. Новый взгляд на торговую и таможенную политику высказал первый министр торговли России граф Н.П. Румянцев. В его программе развития внешней торговли была идея ввести Россию в сферу международных торговых отношений сделать посредником в транзитной торговле с Китаем, Центральной Азией, Индией.

В первой половине 19 века вводилась система вознаграждения для задержавших контрабанду. В соответствии с Высочайшим указом Александра I в 1811 г. 80% сумм штрафов за контрабанду и реализованной стоимости конфискатов предназначалось в награду, 20% зачислялось в накопление пенсионного фонда таможенных чиновников и их семей. Из 80% - 2/3 выдавалось задержавшим контрабанду, а 1/3 - начальнику таможенного округа, управляющим и членам таможни. В этот период развивается законодательство о контрабанде. После разгрома армии Наполеона Россия восстановила нормальные внешнеторговые связи с европейскими государствами. В 1812 г. был заключен мирный договор с Англией, включавший положение о взаимном благоприятствовании в торговле. В 1819 г. разрешался ввоз почти всех иностранных товаров через сухопутную границу и в значительной степени через морские границы. Это был самый умеренный тариф в России.Порто-франко в Одессе учрежден указом Александра I в 1817 г. Он начал функционировать с 1819 г., когда были завершены все подготовительные работы, выделена экономическая зона, обведенная рвом. Были организованы две таможни -Херсонская и Тираспольская для пропуска через черту порто-франко оплаченных пошлиной товаров. При оформлении грузов сопроводительные документы скреплялись печатью Одесской таможни. Порто-франко в Одессе существовал до апреля 1859 г. 12 марта 1822 г. Россия ввела новый таможенный тариф, в котором был изложен основной замысел протекционизма. Таким образом, объективный ход развития российского государства показал, что таможенная политика тесно связана с внутренней и внешней политикой государства. Охранительная таможенная политика способствовала развитию торговли, покровительствовала развитию промышленного производства. От пошлины освобождались лишь сырье и продукты питания, не производимые в стране. Высокие экспортные пошлины и запретительный тариф на импортные товары снижали спрос на русское сырье, повышали цены на товар и способствовали росту контрабанды. При задержании контрабанды не обходилось и без вооруженных стычек. Контрабандисты, как правило, были хорошо вооружены.

5 августа 1827 г. была учреждена  новая Таможенная пограничная  стража с военной организацией  по типу регулярной армии и  со своей символикой . Непосредственно на местах она подчинялась таможенным округам, а в центре - возглавлялась гражданскими чиновниками. В 1827 г. в страже состояло 37 кадровых, 275 запасных офицеров и 3282 рядовых. Воинские начальники таможенной стражи подчинялись начальникам пограничных таможенных округов, которых в это время насчитывалось 130. Ряд нормативных документов и служебных инструкций, вышедших в этот период, способствовал расширению прав пограничных командиров, более действенной борьбе с нарушениями таможенных правил. 23 августа 1827 г. зеленый цвет окончательно утвердился в качестве отличительного признака обмундирования таможенных чиновников и служащих.

В начале 30-х гг. XIX в. на границах с Пруссией и Польшей усилилась контрабанда. Через границу прорывались большие группы (до ста и более) вооруженных контрабандистов. Они нападали на чинов пограничной стражи. В связи с этим в 1831 г. был принят пакет мер по активизации борьбы с контрабандой. Устанавливались шлагбаумы, специальные будки для часовых, пограничные и дорожные столбы. В соответствии с Карантинным уставом 1832 г. Таможенная пограничная стража была переименована и получила название Пограничной стражи. Переименование было подтверждено Высочайшим указом 1835 г., в котором говорилось, что всю стражу, независимо от того, возложена на нее охрана границы в карантинном отношении или нет, следует именовать Пограничной стражей. Главной задачей Пограничной стражи была борьба с контрабандой.

  Впервые вопрос о специальном форменном обмундировании для таможенных служащих был поставлен в 1827 году в связи с принятием "Положения об устройстве таможенной стражи". До этого таможенные чиновники носили мундиры тех губерний, на территории которых располагались таможни. Поскольку таможенное управление не подчинялось губернским властям, Министерство финансов в 1834 году предложило ввести для таможенных чинов цвета мундиров, установленных для  Министерства финансов.  При этом для чинов разных классов, начиная с V (начальники таможенных округов) и до IX (экзекуторы, корабельные смотрители, пакгаузные надзиратели) предусматривались отличия в деталях золоченого шитья (или в полном его отсутствии), в использовании разных материалов (бархата или сукна) на обшлагах и воротниках мундиров и т.п. Иные знаки различия не предусматривались.

Принятый в 1819 году по распоряжению царя Александра 1новый Таможенный устав уточнил понятие контрабанды. С этого времени под контрабандой понимали не только сам факт тайного  перемещения товаров через границу, но и попытку их сокрытия при декларировании на таможне.

*Промышленность не могла удовлетворить требований населения, что приводило к значительному увеличению цен на товары. В результате развилась промыслово-коммерческая контрабанда, которую осуществляли хорошо вооруженные профессионалы - контрабандисты, В 1834 г. был принят особый тариф для торговли с Царством Польским. В 1835 г. состоялось учреждение новых таможенных застав в Ростове, Бердянске, Ахмечетской бухте, было принято Положение о торговых сношениях с Финляндией.

В 1844 г. в таможенной политике начала преобладать тенденция к смягчению протекционизма. Это нашло свое выражение в проекте "О мерах к распространению внешней торговли России", подготовленном коммерции советником В.А.Поповым. В этом документе трудности сбыта русских товаров объяснялись высокими таможенными пошлинами на вывозные товары и запретительным тарифом на привозные. К пересмотру таможенной политики вынуждал начавшийся американский зерновой экспорт, обостривший конкуренцию на мировом рынке сельхоз продуктов.

В 1857г. был утвержден и новый  Таможенный устав, согласно которому все  таможни в зависимости от объема совершаемых ими операций подразделялись на три класса. К первому классу были отнесены Петербургская, Архангельская, Ревельская, Рижская, Либавская, Московская, Одесская, Феодосийская, Керченская, Таганрогская таможни. Некоторые из них имели передовые филиалы. Передовые посты других таможен назывались таможенными заставами. Существовали также переходные таможенные пункты, местоположение которых определялось соответствующими межправительственными соглашениями. 

В связи с возрастанием значения Санкт-Петербургского порта и ростом грузооборота в 1832 было возведено здание Санкт-Петербургской портовой таможни. Над ним был поднят российский таможенный флаг. Начало развития железнодорожного сообщения как основного вида сухопутных грузоперевозок вызвало  необходимость строительства Московской складочной таможни. Комплекс таможенных зданий был построен в 1853 г.

3. Преобразования в таможенной службе первой половине XIX в.

Ежегодное расширение торговли требовало  увеличения количества таможен, а практика организации таможенного дела –  улучшения управления деятельностью  таможенных органов.

В 1800 году восстанавливается компетенция  Коммерц-коллегии. Она была разделена  на семь экспедиций. Первая вела дела внешней  торговли, а также представляла предложения  об изменениях в таможенном тарифе и торговом уставе. 8 сентября 1802 г. принят Высочайший манифест об учреждении министерств. Таможенные учреждения остались в составе  Министерства коммерции. 25 июня 1811 г. подписан манифест о новом учреждении министерства. В состав Министерства финансов входил Департамент внешней торговли, директором которого был назначен Михаил Алексеевич Обрезков. Он состоял из двух отделений: внешних сношений и таможенного, которое ведало делами, относящимися к управлению таможен.

Таможенное отделение имело  три стола: первый – по всему производству дел в таможнях по европейской  границе и на морях – Белом, Балтийском, Черном, Азовском; второй –  по делам таможен на Азиатской  границе и по Каспийскому морю; третий – по делам об определении  и увольнении чиновников и служителей по таможням и заставам, о наградах и производстве их, об определении  и увольнении маклеров, таможенных зданиях.

Учитывая слабость Таможенной пограничной  стражи, в 1811 г. было введено «Положение об устройстве Пограничной казачьей стражи», подписанное военным министром  России Барклаем де Толли. На каждые 150 км границы выделялся Донской  казачий полк. Службу казаки несли  от Палангена до реки Ягорлык, впадающей в Днестр. Всего было выделено одиннадцать донских казачьих полков. Границы охранялись в две линии. В первой охрану осуществляли казачьи команды, во второй – вольнонаемные таможенные объездчики.

В результате реорганизации Таможенной пограничной стражи из вольнонаемных  создавались команды пограничной  стражи из 10 объездчиков каждая. Три  команды подчинялись надзирателю  и его помощнику. Каждая команда  охраняла участок границы протяженностью 15 верст. Таможенная пограничная охрана укомплектовывалась за счет Отставных  армейских нижних чинов, при условии  наличия у них рекомендаций военных  органов, где ранее служил аттестуемый. Однако в связи с тем, что бывших военных не хватало, в пограничную  стражу набирали лиц из числа местных  жителей. Практика охраны границы смешанным  способом не всегда оправдывала себя. Следует отметить, что и среди  казаков было много злоупотреблений. Они подчас потворствовали контрабанде, а в ряде случаев и сами занимались незаконным провозом товаров через  границу.

Отрицательно сказывалась и  двойная подчиненность. Опыт подтверждал  между тем, что вследствие специфики  охраны границы защита экономических  интересов и борьба с незаконным переходом границы более успешно  осуществляются военными. Это привело  к мысли о создании пограничной  стражи по военному образцу. Начались поиски наиболее приемлемой организационной  структуры пограничной стражи, которая  бы в первую очередь защитила экономические  интересы государства на границе. В 1822 году правительство принимает  решение об упразднении Таможенной пограничной стражи и создании Пограничной  таможенной стражи из полковых воинских чинов, преимущественно кавалерийских  полков, и выдвижении ее в первую линию, казачьи полки переводились во вторую линию.

Однако вскоре практика охраны границы  указанным способом показала, что  надзиратели и объездчики, подчиненные  гражданским лицам, не оправдывают  своего назначения, они сблизились с контрабандистами и потворствовали им. Казачьи полки, оторванные от Дона, разлагались. Назрела необходимость  новой реформы в области защиты экономических интересов Российского  государства на государственной  границе.

5 августа 1827 г. была учреждена  новая Таможенная пограничная  стража на твердых воинских  началах с военной организацией  по типу регулярной армии. Ранее  созданная таможенная стража  была упразднена. В 1832 г. казачьи  полки также были отозваны  с границы и отправлены на  Дон. В соответствии с Карантинным  уставом 1832 г. Таможенная пограничная  стража была переименована и  получила название «Пограничной  стражи». Переименование было  подтверждено Высочайшим указом 1835 г., в котором говорилось, что  всю стражу, независимо от того, возложена на нее охрана границы  в карантинном отношении или  нет, именовать пограничною стражею.

Пограничная стража подчинялась гражданским  чиновникам Департамента внешней торговли в лице начальников таможенных округов. Главной задачей Пограничной  стражи была охрана границы в экономическом отношении, то есть борьба с контрабандой. Второй задачей являлся пограничный надзор. На Пограничную стражу возлагались следующие обязанности: «недопущение провоза и переноса товаров и задержание их, а также недопущение проезда и перехода лиц через границу не в указанных таможенными учреждениями местах; прекращение буйств, грабежей и всяких беспорядков на пограничной черте; осуществление в некоторых местах границы Империи карантинного надзора; оказание помощи судам, бедствующим по близости берегов, в спасении людей, находящихся на них и в сохранении имущества судов, потерпевших крушение».

С целью защиты экономических интересов  государства, правительство России разрабатывает ряд мер, направленных на пресечение контрабанды. Прежде всего, вводится система вознаграждения для  задержателей контрабанды. В соответствии с Высочайшим указом Александра I (1811 г.) 80% сумм штрафов за контрабанду и реализованной стоимости конфискатов предназначалось в награду, 20% зачислялось в накопление пенсионного фонда таможенных чиновников и их семьям. Из 80% – 2/3 выдавалось задержателям, а 1/3 – начальнику таможенного округа, управляющим и членам таможни. Одновременно получает развитие законодательство о контрабанде. В Таможенном уставе 1819 г. было дано определение контрабанде. Под контрабандой понимали не только пронос или провоз товаров через границу мимо таможни, но и товары, не указанные в предъявленных в таможню документах.

Однако принятые меры не в состоянии  были устранить проблему контрабанды  в целом. Исторические источники  свидетельствуют, что в начале века контрабандным товаром были завалены все лавки. В конце 20-х и в 40-е  годы на границах Пруссии и Австрии  контрабанда возросла в несколько  раз. Это было связано с тем, что  в 1822 г. был принят новый тариф, в  соответствии с которым пошлины  возросли по некоторым товарам более  чем в 2,5 раза.

Усиление контрабанды было вызвано  и тем, что сопредельные страны в  своем экономическом развитии достигли более высокого уровня по сравнению  с Россией, где только начинался  промышленный переворот. Сказалось  и неблагополучное положение  в финансовой сфере. Инфляция, вызванная  войной 1812–1813 гг., а затем и фритредерским  тарифом 1819 г., охватила все стороны  деятельности и в итоге оказалась  огромным внешним и внутренним долгом. Все это, вместе взятое, способствовало развитию контрабанды.


Информация о работе История таможенного дела