Изучение роли таможенного тарифа в обеспечении конкурентоспособности товаров отечественных производителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - раскрытие роли таможенного тарифа в обеспечении конкурентоспособности товаров отечественных производителей.
Для достижения данной цели необходимо выделить следующие задачи:
раскрыть понятие конкурентоспособности и влияние на нее различных факторов;
определить роль таможенного тарифа в регулировании ВЭД РФ;
рассмотреть реализацию функций таможенного тарифа;
проанализировать влияние ЕТТ ТС на структуру ввоза товаров на единую таможенную территорию ТС;
раскрыть влияние таможенного тарифа на развитие отечественного производства;
проанализировать основные направления защиты российской экономики.

Содержание

Введение 3
1. Роль таможенного тарифа в регулировании внешнеторговой деятельности 4
2. Анализ Единого таможенного тарифа Таможенного союза 17
3. Основные направления защиты российской экономики в современных условиях 29
Заключение 32
Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Бенько Юлии по ТТР.docx

— 445.83 Кб (Скачать документ)

Федеральная таможенная служба России

Государственное казенное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал

 

 

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА 
по дисциплине «Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость»

студентки Бенько Юлии Сергеевны 

группа  141 

факультета таможенного дела 

на тему: «Изучение роли таможенного тарифа в обеспечении конкурентоспособности товаров отечественных производителей»

                                                                  Руководитель: Сидорова В.И.  

                                                                   Оценка___________________

                                                                    Подпись__________________

«___»_______________2012 г.

Владивосток

2012

 

Оглавление

Введение 3

1. Роль таможенного тарифа в регулировании внешнеторговой деятельности 4

2. Анализ Единого таможенного тарифа Таможенного союза 17

3. Основные направления защиты российской экономики в современных условиях 29

Заключение 32

Список использованных источников 34

 

 

Введение

Данная тема очень актуально  в настоящее время, так как недавно Россия вступила во Всемирную торговую организацию. В связи с развитием рынка и рыночных отношений обостряется конкуренция. С каждым годом увеличивается ассортимент товаров и услуг на рынке. Вместе с тем повышаются доходы населения, соответственно растет спрос. При этом покупатели хотят приобрести качественный товар, удовлетворяющий их потребности. А для того, чтобы выдерживать конкуренцию, противостоять конкуренции и при этом удовлетворить потребности населения товар должен быть конкурентоспособным. Конкурентоспособность продукции отечественных производителей во многом зависит от ставок таможенных пошлин ЕТТ ТС. Важнейшая роль таможенного тарифа реализуется в обеспечении защиты внутреннего рынка. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом, то, таким образом, она нуждается в защите тарифом.

Цель данной курсовой работы - раскрытие роли таможенного тарифа в обеспечении конкурентоспособности  товаров отечественных производителей.

Для достижения данной цели необходимо выделить следующие задачи:

  • раскрыть понятие конкурентоспособности и влияние на нее различных факторов;
  • определить роль таможенного тарифа в регулировании ВЭД РФ;
  • рассмотреть реализацию функций таможенного тарифа;
  • проанализировать влияние ЕТТ ТС на структуру ввоза товаров на единую таможенную территорию ТС;
  • раскрыть влияние таможенного тарифа на развитие отечественного производства;
  • проанализировать основные направления защиты российской экономики.  

1. Роль таможенного тарифа  в регулировании внешнеторговой  деятельности

1.1. Конкурентоспособность  товаров, влияние на нее цены, качества товаров и др. факторов

Товар – это любой продукт, вещь, имеющий материальную, вещественную форму. Товар является главным объектом, участвующим в рыночных отношениях между покупателем и продавцом. Он имеет стоимость и потребительскую  ценность, обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками.

Товар является точным индикатором экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара – конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность товара представляет собой совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которые отражают отличия его от товара-аналога и обеспечивают этому товару преимущества на конкретном рынке в заданный промежуток времени.

Товар, конкурентоспособен, если он имеет свое место на рынке предложений, приносит прибыль и/или с его помощью достигается иной эффект (польза). Поскольку сущность понятия конкуренции заключается в соперничестве, то возникает необходимость в использовании относительного показателя конкурентоспособности – «уровня конкурентоспособности». Различается высокий, средний и низкий уровень конкурентоспособности объекта. При отсутствии прибыли и/или иных эффектов объект считается неконкурентоспособным.

В связи с вступлением  России во Всемирную торговую организацию  повышение конкурентоспособности  становится одной из важнейших задач  для производителей товаров и  услуг в нашей стране.

Для этого следует стремиться к максимальному накоплению конкурентных преимуществ и эффективной их реализации в наиболее благоприятные  для этого моменты. Наиболее эффективным  инструментом для решения данной задачи может стать интегрированная  система управления конкурентоспособностью продукции и предприятия.

Поскольку конкурентоспособность  является свойством объекта, то в  качестве количественной характеристики данного свойства используются соответствующие критерии конкурентоспособности.

Таким образом, под критерием  конкурентоспособности следует  понимать количественные и качественные характеристики объекта, служащие основанием для оценки его конкурентоспособности. 
Классификация критериев представлена на рисунке 1.











Рис. 1 - Критерии конкурентоспособности товаров

Потребительские критерии конкурентоспособности определяют потребительскую ценность, или полезность. Эти критерии имеют наибольшую значимость для всех потребителей, но особенно для индивидуальных. Это объясняется тем, что производственные потребители, приобретая сырьевые, энергетические и иные товары, имеют определенные возможности формировать заданный уровень качества и ассортиментную принадлежность товаров путем устранения отдельных дефектов. Индивидуальный потребитель, приобретающий товар сформированного ассортимента и качества для личного использования, как правило, не может изменить указанные характеристики товара.

Среди потребительских критериев особое место занимает качество товаров. Привлекательность качества товаров для потребителей в значительной мере обеспечивает их конкурентоспособность. В то же время при оценке качества возникают две проблемы, от разрешения которых во многом зависит достоверность определения конкурентоспособности товаров.

Первая проблема заключается  в том, что отдельные группы потребительских  свойств, составляющих качество, неравнозначны  как у одного, так и у разных товаров. Наибольшую значимость у большинства товаров имеет функциональное назначение, которое оказывает решающее влияние на создание потребительских предпочтений, а также безопасность и эргономические свойства. Для производственных потребителей большую значимость и применимость имеют не эргономические, а технологические свойства.

Значимость других групп потребительских свойств (эстетических, экологических, надежности и социального назначения для разных товаров и сегментов потребителей), как правило, ниже, чем ранее указанных. Однако, для многих товаров престижного спроса, такие как ювелирные, антикварные изделия, определенные товарные марки автомобилей, одежды, обуви и т. п. социальное назначение играет основную роль при выборе товара. В то же время надежность товаров, в частности их долговечность, ремонтопригодность, имеет большую значимость для потребителей со средними или низкими материальными возможностями.

Эстетические свойства важны для многих непродовольственных товаров, а также для пищевых продуктов, готовых к использованию по назначению. Однако эти же свойства не влияют на потребительские предпочтения таких товаров, как сырье, полуфабрикаты или продукты, предназначенные для кулинарной или иной обработки, в ходе которой формируются новые потребительские свойства, в том числе и эстетические.

Экологические свойства товаров  имеют значение для промышленных потребителей, если низкий уровень  этих свойств потребует дополнительных затрат на очистные сооружения и другие меры по охране окружающей среды. Индивидуальный потребитель задумывается об экологических свойствах товаров лишь тогда, когда общество или государство проводит целенаправленную природоохранную политику, в том числе и экологическое воспитание граждан.

Вместе с тем качество тесно связано с другим критерием  конкурентоспособности — ассортиментом.

Отличительные признаки между товарами разных наименований также определяются с помощью показателей качества и влияют на их конкурентоспособность. Таким образом, говоря об ассортименте как критерии конкурентоспособности, мы невольно говорим снова о качестве. Однако объединение этих двух основополагающих характеристик товара было бы ошибочным, поскольку именно на уровне ассортиментной характеристики зарождаются конкурентные отношения между товарами.

Повышенная значимость показателей  ассортиментной идентификации (функционального  назначения, внешнего вида и других) обусловливает большую роль ассортимента как критерия конкурентоспособности.

Таким образом, по степени значимости критерии конкурентоспособности — ассортимент и качество — могут быть равнозначными, а в некоторых случаях ассортимент может оказаться наиболее весомой характеристикой. Однако при наличии товаров-конкурентов одного вида потребитель чаще всего отдаст предпочтение качеству.

Важнейшим экономическим критерием конкурентоспособности товаров является цена. Для разных категорий потребителей и групп товаров конкурентоспособность обеспечивается различными видами цен: закупочными, реализационными и потребления.

Закупочная цена определяется в значительной мере конкурентоспособностью товаров производственного назначения и создает потребительские предпочтения для изготовителей продукции и исполнителей услуг, в том числе посредников. Причем привлекательность цены устанавливается в комплексе с основополагающими характеристиками потребительной стоимости. Зачастую гибкая система скидок, снижающих закупочную цену в зависимости от размера товарной партии, обеспечивает конкурентоспособность товара, а также массовость его продаж.

Реализационная  цена влияет на конкурентоспособность товаров непосредственного использования, а также услуг. Доступность реализационной цены создает потребительские предпочтения для индивидуальных потребителей товаров и услуг, которые не требуют дополнительных затрат на использование по назначению.

Следует иметь в виду, что довольно часто индивидуальный потребитель связывает цену реализации с основополагающими характеристиками товара, особенно с качеством. У многих потребителей повышенные цены на товар ассоциируются с высоким качеством. Однако это не всегда правильно, так как цена реализации определяется следующими факторами: закупочной ценой, транспортными расходами, затратами на хранение, издержками обращения, торговыми наценками и т. п. От их размера и будет зависеть цена.

Цена потребления определяется ценой реализации и затратами на эксплуатационные расходы: транспортирование, монтаж, наладку, техническую помощь в обслуживании, хранение, уход за товарами, энергозатраты, ремонт, а также на уплату налогов и сборов, страхование и утилизацию. Цена потребления как критерий конкурентоспособности наиболее свойственна таким товарам, как средства производства, сложно технические, одежно-обувные, хозяйственно-бытовые и тому подобные товары.

Цена потребления товаров  в значительной мере зависит от стоимости  операций по послепродажному обслуживанию и затрат на эксплуатацию. При этом низкая цена потребления может быть определена еще на этапе проектирования и разработки продукции за счет усовершенствования ее конструкции и технического уровня качества.

Степень воздействия цены на обеспечение конкурентоспособности товаров неодинакова у разных потребителей. Низкие цены, особенно на товары повседневного спроса, в большей мере влияют на потребительские предпочтения покупателей с низкими и средними доходами. Высокие цены создают большую привлекательность для обеспеченных потребителей и товаров престижного спроса. Вместе с тем, говоря о цене как об одном из критериев конкурентоспособности, нельзя считать цену прямой мерой полезности товаров или их потребительной ценности. Потребитель покупает товар не потому, что он имеет высокую или низкую стоимость, а потому, что он отвечает его требованиям по основополагающим характеристикам потребительной стоимости.

Информация о работе Изучение роли таможенного тарифа в обеспечении конкурентоспособности товаров отечественных производителей