Контрабанда как преступление, дознание по которому отнесено к компетенции таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:13, реферат

Описание

Цель данной работы – определить функции и правомочия таможенных органов в части выявления и пресечения преступлений, рассмотреть квалификацию преступлений в сфере таможенного дела, а так же рассмотреть, как происходит производство предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам о преступлениях в отношении контрабанды товаров и транспортных средств. Стоит отметить, что в работе так же будут рассмотрены вопросы о производстве неотложных следственных действий в отношении контрабанды, порядок взаимодействия таможенных органов с другими правоохранительными органами в части выявления и пресечения контрабанды товаров и транспортных средств и особенности пресечения контрабанды товаров таможнями Дальневосточного региона.

Работа состоит из  1 файл

контраб.doc

— 62.50 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

Контраба́нда (итал. contrabbando, от итал. contra — против и италbando - ​правительственный указ) — незаконное перемещение через государственную ​границу товаров, ценностей и иных предметов, то есть перемещение товаров, ценностей и иных предметов, сопровождающееся ​нарушением требований таможенного законодательства.

Объектом  контрабанды являются интересы либо общественные отношения, связанные  с защитой внешнеэкономической  деятельности.

В последние  годы контрабанда стала одним из весьма распространенных преступлений. Контрабанда стратегического сырья, наркотиков, оружия, культурных ценностей, валюты в настоящее время представляет угрозу не только экономической, но и общественной безопасности России. Она является питательной средой для международного терроризма, средством осуществления незаконных операций с наркотическими средствами и психотропными веществами, посягательства на национально-культурное достояние народов, а также совершения ряда других преступлений.

Отдельные виды контрабанды наносят непоправимый вред экономике страны. Это контрабанда  стратегического сырья, нехватку которого испытывает отечественная промышленность, особенно тех его видов, запасы которых в России уже практически исчерпаны; контрабанда морепродуктов, которая приводит к исчезновению ряда ценных пород рыбы; контрабанда культурных ценностей. Из России контрабандным путем вывозится все самое ценное, а ввозятся наркотики, оружие, ядовитые вещества, ядерные отходы.

Контрабанда неразрывно связана с коррупцией в органах власти, управления, в  правоохранительных органах, банковских структурах, "разлагает" их.

Из "обычных" товаров наиболее распространен  контрабандный ввоз подакцизных  товаров, автомобилей иномарок, т.е. самых налогоемких товаров.

В результате контрабанда наносит непоправимый ущерб экономике страны и соответственно безопасности и благополучию ее граждан.

Цель  данной работы – определить функции  и правомочия таможенных органов  в части выявления и пресечения преступлений, рассмотреть квалификацию преступлений в сфере таможенного дела, а так же рассмотреть, как происходит производство предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам о преступлениях в отношении контрабанды товаров и транспортных средств. Стоит отметить, что в работе так же будут рассмотрены вопросы о производстве неотложных следственных действий в отношении контрабанды, порядок взаимодействия таможенных органов с другими правоохранительными органами в части выявления и пресечения  контрабанды товаров и транспортных средств и особенности пресечения контрабанды  товаров таможнями Дальневосточного региона. 

ФУНКЦИИ И ПРАВОМОЧИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ЧАСТИ  ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

 
 

Таможенное  дело относится исключительно к ведению федеральных органов государственной власти и осуществляется непосредственно таможенными органами, которые относятся к разряду правоохранительных органов. Согласно п. 1 ст. 401 ТК таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, в которую входят (п. 1 ст. 402 ТК):

1) федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

В систему  таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении ФТС России для обеспечения деятельности таможенных органов (п. 4 ст. 402 ТК).

Под таможенным органом понимается государственный орган, обеспечивающий порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов, применение таможенных режимов и взимание таможенных платежей, производящий таможенный контроль и таможенное оформление.

Согласно  ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенные органы выполняют  следующие функции:

1) осуществляют  таможенное оформление и таможенный  контроль, создают условия, способствующие  ускорению товарооборота через  таможенную границу;  
2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;  
3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;  
4) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;  
5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;  
6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;  
7) осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле;  
8) ведут таможенную статистику внешней торговли;  
9) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;  
10) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;  
11) проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Выполнение  данных функций позволяет таможенным органам организовывать своевременные  мероприятия по выявлению и пресечению преступлений в сфере таможенного  дела. Законность их выполнения обеспечивают правомочия, изложенные в ст. 408 ТК РФ:

1) принимать  меры, предусмотренные настоящим  Кодексом, в целях обеспечения  соблюдения таможенного законодательства  Российской Федерации;  
2) требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом;  
3) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;  
4) требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;  
5) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;  
6) осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;  
7) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;  
8) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;  
9) задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации;  
10) производить документирование, видео- и аудиозапись, кинои фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними грузовых операций;  
11) получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с настоящим Кодексом;  
12) выносить руководителям государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства Российской Федерации и контролировать выполнение указанных требований;  
13) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления:  
о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов;  
об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов;  
в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами;  
14) устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешнеэкономической деятельности, иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;  
15) осуществлять иные правомочия, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

КВАЛИФИКАЦИЯ  ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ  ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В СООТВЕТСТВИИ С  УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ РФ

 

Преступлениями  в сфере таможенного дела следует  считать предусмотренные и запрещенные  уголовным законом общественно  опасные умышленные деяния (действия или бездействия), посягающие на порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Таможенные  преступления неоднородны, их составы  могут быть сгруппированы по основному  непосредственному объекту посягательства; контрабанда и уклонение от уплаты таможенных пошлин являются наиболее распространенными видами таможенных преступлений.

Федеральным законом вносится ряд изменений  в части, касающейся уголовной ответственности  за контрабанду. Декриминализирована  так называемая товарная контрабанда, ответственность за которую была предусмотрена частью первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации. Статья 194 Уголовного кодекса Российской Федерации дополняется положениями, предусматривающими ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей при наличии таких квалифицирующих признаков, как совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, и организованной группой.

Согласно статье  194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации  или физического лица 

(в ред. Федерального  закона от 25.06.1998 N 92-ФЗ) 

1. Уклонение  от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или  физического лица, совершенное в  крупном размере, -

наказывается  штрафом в размере от ста тысяч  до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

(в ред. Федерального  закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц  по предварительному сговору;

б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

г) в особо крупном размере, -

наказывается  штрафом в размере от трехсот  тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы  или иного дохода осужденного  за период от двух до трех лет, либо принудительными  работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального  закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные  частями первой или второй  настоящей статьи, совершенные:

а) должностным  лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением  насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, -

наказываются  лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере  до одного миллиона рублей или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

(часть 3 введена  Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

4. Деяния, предусмотренные  частями второй или третьей  настоящей статьи, совершенные организованной  группой, -

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

(часть 4 введена  Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

Примечание. Уклонение  от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического  лица, превышает один миллион рублей, с организации - два миллиона рублей, а в особо крупном размере - если сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает три миллиона рублей, с организации - десять миллионов рублей.

(примечание  в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ) 

(ст. 194, "Уголовный  кодекс Российской Федерации"  от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011))

Информация о работе Контрабанда как преступление, дознание по которому отнесено к компетенции таможенных органов