Нетарифные меры регулирования в рамках Таможенного Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 18:44, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – проанализировать нетарифные меры регулирования в рамках Таможенного Союза. Подробнее остановимся на Лицензировании в Таможенном союзе т.к. лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограничений.

Для достижения этой цели сначала необходимо:

дать определение нетарифным мерам регулирования, общее и в рамках Таможенного Союза;
обозначить цели и задачи введения, нетарифных мер;
привести классификацию нетарифных мер.

Содержание

Введение…………………………………………………....3


1. Цели и задачи введения нетарифных мер……………...5


2. Классификация нетарифных мер…………………….…6

2.1 Меры прямого ограничения………………………………..…6

2.2 Специальные защитные……………………………………...11

2.3 Таможенные и административные формальности……....12

2.4 Прочие нетарифные меры........................................................14


3. Нетарифные меры в рамках Таможенного Союза…....16

3.1 Нетарифные меры в Таможенном Союзе………………….…17

3.2 Лицензирование в Таможенном союзе………………………….22


Заключение………………………………………………..22


Список литературы………………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ТП.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский  имени В.Б. Бобкова  филиал

Российской  таможенной академии

______________________________________________

Кафедра административного и таможенного права 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Таможенное право»

на тему «Нетарифные меры регулирования

в рамках Таможенного  Союза.» 
 

              Выполнил: студент 3-го курса  
              очной формы обучения факультета 
              таможенного дела, группа 3511 
              Змиенко К.В.
               
               

                                                                          

                                                                                      

              Научный руководитель:

              Нина  Алексеевна Ронжина

              Подпись   
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Санкт-Петербург

2010 
 

Содержание. 

 Введение…………………………………………………....3 

1. Цели и задачи введения нетарифных мер……………...5 

2. Классификация нетарифных мер…………………….…6

   2.1 Меры прямого ограничения………………………………..…6

   2.2 Специальные защитные……………………………………...11

   2.3  Таможенные и административные формальности……....12

    2.4 Прочие нетарифные меры........................................................14 

3. Нетарифные меры в рамках Таможенного Союза…....16

  3.1 Нетарифные меры в Таможенном Союзе………………….…17

  3.2 Лицензирование в  Таможенном союзе………………………….22 

Заключение………………………………………………..22 

Список литературы………………………………………..29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

   Нетарифные  методы регулирования  внешнеэкономической  деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

   Роль  нетарифных мер в регулировании ВЭД, безусловно, велика. Многие страны уже оценили преимущества нетарифных методов регулирования, и активно применяют их. По заключению экспертов, по общему объему используемых нетарифных мер в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС. Если такие экономически сильные страны осознают всю необходимость использования инструментов нетарифного регулирования, то можно говорить об их реальной эффективности.

         

  • Таможенно-тарифные ограничения остаются важнейшими инструментами  внешнеторговой политики, но их роль постепенно слабеет. 
  •    Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:  
    • во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами;  
    • во-вторых, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;  
    • в-третьих, нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока;  
    • в-четвертых, нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения. 

      Все вышесказанное актуализирует вопрос о применении нетарифных мер регулирования в Таможенном Союзе.

            

      Цель курсовой работы – проанализировать нетарифные меры регулирования в рамках Таможенного Союза. Подробнее  остановимся на Лицензировании в Таможенном союзе т.к. лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограничений.

    Для достижения этой цели сначала необходимо: 

      • дать определение нетарифным мерам регулирования, общее и в рамках Таможенного Союза;
      • обозначить цели и задачи введения, нетарифных мер;
      • привести классификацию нетарифных мер.

      Следует отметить, что до настоящего времени не выработано единой классификации нетарифных мер регулирования.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Цели и задачи введения нетарифных мер.

         В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в  виде исключения из общего правила  свободной торговли в следующих  случаях:

    1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка. 
    2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений. 
    3. Выполнение международных обязательств. 
    4. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров. 
    5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. 
    6. Защита общественной морали и правопорядка. 
    7. Защита культурных ценностей. 
    8. Обеспечение национальной безопасности.
     

  •  
     
     
     
     
     
  • 2. Классификация нетарифных мер.

    Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П.Х. Линдерта насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. Всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на четыре группы1:

    1. Меры прямого ограничения, (ограничения импорта и экспорта)
    2. Специальные защитные
    3. Таможенные и административные формальности.
    4. Прочие нетарифные методы.2

    2.1 Меры прямого ограничения.

      Меры прямого ограничения непосредственно регламентируют количество ввозимого в страну товара и вывозимого за ее пределы. Из всех видов нетарифных барьеров они получили наибольшее распространение. На практике сложилось два основных направления применения количественных ограничений: квотирование и лицензирование.

    Лицензирование

      Представляет собой процесс регулирования внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государством на экспорт или импорт то вара в установленных количествах в течении определенного промежутка времени. Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограничений.

      На практике используется большое количество разно  образных лицензионных форм, при этом основными видами лицензирования выступают следующие лицензии: индивидуальная, генеральная, автоматическая.

      Индивидуальная  лицензия является разовым разрешением на ввоз или вывоз товара, которое выдается органом государственной власти, регулирующим или контролирующим внешнюю торговлю по заявлению национальной фирмы экспортера или по заявлению импортера. Лицензия является именной и в ней регламентируются все важнейшие стороны внешнеторговой сделки: количество и стоимость товара; страна происхождения; фирма экспортер (импортер); срок действия лицензии. В отдельных случаях применяются открытые индивидуальные лицензии, которые позволяют фирме ввозить указанный в лицензии товар без ограничения количества.

      Генеральная лицензия представляет собой постоянно  действующее разрешение, дающее право  импортировать (экспортировать) перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течении всего времени действия лицензии. Следует отметить, что генеральная импортная лицензия разрешает ввозить указанные в ней товары либо из определенных стран, либо из любых государств мира.

      Автоматическая  лицензия представляет собой разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена в случае если по ней не получен официальный отказ от органов, контролирующих внешнеторговые операции в рамках предварительного контроля.

      Мировой опыт показывает, что распределение лицензий может осуществляться одним из следующих способов:

    • на основе аукциона
    • с помощью системы явных предпочтений
    • посредством распределения лицензий на внеценовой основе.

         Аукцион - продажа лицензий осуществляется на конкурсной основе. Данный способ считается наиболее эффективным механизмом распределения лицензий, так как он обеспечивает максимальную конкуренцию между импортерами, желающими получить тендер, заинтересовывая их в минимизации доходов от ренты. В определенных случаях иностранные производители могут пойти на полный отказ от ренты и даже перечислить часть своих доходов от продажи товаров ниже среднего уровня мировых цен.

         Система явных предпочтений - закрепление лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за прошлый период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных производителей. Этот способ распределения лицензий направлен, в первую очередь, на поддержание тех отечественных производите ли, которые могут пострадать из-за введения квот. 

         Распределение лицензий на внеценовой основе предполагает выдачу лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность наиболее эффективно осуществлять импорт или экспорт товаров. Это наиболее трудоемкий способ распределения лицензий, поскольку для оценки необходимо создавать экспертную комиссию, разрабатывать специальные критерии оценки, которые обеспечивали бы объективность и обоснованность принимаемого решения по предоставлению лицензий. Эффективность распределения лицензий на внеценовой основе зависит от профессиональной компетенции и опыта экспертного совета, а также используемого механизма осуществления данной процедуры. 

    Квотирование

    Другим  инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование).

         Представляет собой ограничение государственной властью экспорта или импорта товара в определенном количестве, объеме или сумме на конкретный период времени. В международной практике используются в основном два вида квот:

      • глобальная квота
      • индивидуальная квота.

         Глобальная квота устанавливает размер импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени, вне зависимости от того из ка кой страны импортируется или в какую страну экспортируется товар. Основная цель данной квоты заключается в обеспечении необходимого уровня потребления и рассчитывается как разность внутреннего производства и потребления товара. В настоящее время глобальная квота является наиболее распространенным видом квотирования.

    Информация о работе Нетарифные меры регулирования в рамках Таможенного Союза