Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 08:28, курсовая работа

Описание

Одним из самых распространенных преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности является незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу или контрабанда. В данной связи государству наносится колоссальный ущерб, который напрямую связан с функцией пополнения Государственного бюджета страны. Федеральная таможенная служба РФ ежегодно пополняет Государственный бюджет на 50 процентов (минимум), что значительно влияет на экономику страны. К числу контрабанды относится незаконное перемещение оружия, боеприпасов, наркотических средств, что угрожает безопасности страны. Необходимо законными способами выявлять, предупреждать и пресекать всякую попытку совершения контрабанды.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и особенности ее осуществления таможенными органами 6
1.1 Понятие оперативно-розыскной деятельности 6
1.2 Принципы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов РФ 12
1.3 Задачи оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 13
Глава 2. Оперативно-розыскная деятельность в таможенных органах РФ 15
2.1 Правовая основа оперативно-розыскной деятельности 15
2.2 Организация оперативно-розыскной деятельности 19
2.3 Проведение оперативно-розыскных мероприятий 23
Глава 3. Судебная практика, применяемая при осуществлении оперативно-розыскной деятельности 33
Заключение 37
Список используемой литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Оперативно-розыскная деятельность в таможенных органах РФ.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

      Исследование  предметов и документов -  изучение технических предметов и документов, которые сохранили или могли  сохранить на себе следы преступления, либо являлись или могли явиться орудием совершения преступления или результатом преступной деятельности.

      Наблюдение - тайно направленное, систематическое, визуальное восприятие значимых для  решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности деяний лица (лиц) и явлений (события, факты, процессы) и их регистрация.

      Целью данного вида оперативно-розыскных мероприятий является получение информации:

  • о деятельности объекта заинтересованности;
  • о составе преступной группы, распределение ролей;
  • о наиболее вероятных местах сокрытия ценностей, добытых преступным путем;
  • для планирования других оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

      Субъектами  наблюдения является оперативный сотрудник, либо по его заданию (поручению) - сотрудники специальных подразделений оперативно-розыскного органа (оперативно-поисковые подразделения, оперативно-техническое подразделение); лица, оказывающие содействие проведению ОРД, в том числе на конфиденциальной основе.

      Отождествление  личности – установление и идентификация лица, которое является объектом оперативной заинтересованности по индивидуальным признакам (походка, мимика, жесты, отпечатки, слюна) или с помощью словесного портрета. Это оперативно-розыскное мероприятие необходимо отличать от уголовно-процессуального действия – опознание.

      Субъектами  в этом случае является оперативник  или сотрудник лаборатории либо специальных оперативно-технических  подразделений.

      На  практике применяют следующие виды отождествления личности:

  • непосредственное (основанное на способности узнавания, то есть отождествление воспринимаемого в настоящее время с воспринятым раннее);
  • опосредованное (по словесному портрету, по фотороботу).

      Данный  вид ОРМ осуществляется с использованием технических средств и тактических приемов.

        Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности  и транспортных средств – совокупность  действий по осмотру материально-движимого  и недвижимого объекта, который  принадлежит объекту оперативной  заинтересованности.

      В процессе обследования разрешено производить изъятие предметов и материалов. Необходимо отличать обследование от выемки, обыска и осмотра. Обследование производится с согласия объекта, в его присутствии или без него. Для осуществления обследования необходимо наличие информации для вынесения мотивируемого постановления. Также необходимо судебное решение, но его может и не быть – когда дела не терпит отлагательства или создается угроза безопасности РФ.

      Контроль  почтовых отправлений, телеграфных  и иных сообщений – совокупность действий по конспиративному просмотру письменной и иной информации, зафиксированной на материальном носителе корреспонденции, на основании судебного решения. Целью контроля является обнаружение сведений о преступной деятельности объекта оперативной заинтересованности, либо о его связях.

      При осуществлении контроля разрешено  производить изъятие предметов  и материалов, либо прерывать предоставление услуг связи. Контролю подвергается как входящая, так и исходящая  корреспонденция. Статья 14 ФЗ «О связи» обязывает всех работников связи, действующих на территории РФ, оказывать содействие и предоставлять оперативно-розыскным органам возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи.

      По  объектам контроля оперативно-розыскные мероприятия подразделяются на контроль почтовых отправлений и контроль телеграфных сообщений, а по времени осуществления – длящийся и разовый контроль.

      Для проведения контроля необходимо постановление  руководителя оперативно-розыскного органа. Это оперативно-розыскное мероприятие запрещено использовать при проведении различных проверочных действий. Также при проведении контроля необходимо соблюдение процесса делопроизводства.

      Прослушивание телефонных переговоров – совокупность действий по конспиративному слуховому  контролю переговоров, которые ведутся по линиям телефонной связи или односторонних сообщений и, как правило, их фиксации с помощью звукозаписывающих технических средств.

      В ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия можно прерывать услуги связи. Прослушивание телефонных переговоров осуществляют оперативно-розыскные органы. Данный вид оперативно-розыскного мероприятия осуществляется негласно.

      Снятие  информации с технических каналов  связи – совокупность действий по получению оперативно-розыскным  органом сведений и их фиксации путем съема с сетей электронной связи специальными техническими средствами.

      Оперативное внедрение – система оперативно-розыскных  мероприятий и действий по продвижению  в изучаемый объект или его  окружение конфидентов (агентов) и  их закреплению в нем.

      Объектами оперативного внедрения являются: группа лиц, действующих по предварительному сговору, организованная группа, преступная группировка.

      Субъектами  выступают оперативные подразделения  оперативно-розыскного органа, сотрудники и агенты.

      Основаниями для проведения оперативного внедрения является постановления руководителя оперативно-розыскного органа. Внедренное лицо не должно превышать пределы правомерности, указанные в соответствующем постановлении. Данное оперативно-розыскное мероприятие осуществляется в форме негласного внедрения источника информации.

      Контролируемая  поставка – оперативно-розыскное  мероприятие, при котором с ведома и под контролем оперативно-розыскного органа допускается оборот и поставка товаров или предметов, свободная  реализации которых запрещена или оборот которых ограничен, либо предметов, добытых преступным путем, либо орудий преступления.

        Порядок применения контролируемой  поставки определяется в главе  37 Таможенного Кодекса РФ. В соответствии со статьей 227 ТК РФ таможенные органы РФ используют данное ОРМ в целях пресечения международного незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и выявление лиц, участвующих в таком обороте. [3]

      Данный  метод необходимо отличать от проверочной  закупки и оперативного эксперимента.

      Существует  следующая классификация контролируемой поставки:

      по  объекту контроля:

    • обычная;
    • чистая (замена контролируемого предмета на муляж);

      по  зоне деятельности контроля:

    • внутренняя;
    • внешняя;
    • транзитная.

      Метод контролируемой поставки осуществляется следующими способами:

    • наблюдение за перевозками;
    • перемещение груза в тайниках;
    • перемещение подставным курьером.

      Оперативный эксперимент – такое оперативно-розыскное  мероприятие, которое заключается  в получении оперативно-значимой информации в целях проверки и уточнения сведений, имеющих значение для дел оперативного учета или решения конкретной задачи ОРД. Оперативный эксперимент проводится посредством активного конспиративного наблюдения за объектом. Его следует отличать от наблюдения и контролируемой поставки.

      В ходе проведения оперативно-розыскных  мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические  и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

      Оперативно-розыскные  мероприятия, связанные с контролем  почтовых отправлений, телеграфных  и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к  станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

      Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

      Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий  и использование специальных  и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

      Ввоз  в Российскую Федерацию и вывоз  за ее пределы специальных технических  средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

      Перечень  видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

      Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Основаниями для проведения оперативно-розыскных  мероприятий являются:

      1. Наличие возбужденного уголовного  дела.

      2. Ставшие известными органам, осуществляющим  оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

      1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

      2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

      3) лицах, скрывающихся от органов  дознания, следствия и суда или  уклоняющихся от уголовного наказания;

      4) лицах, без вести пропавших,  и об обнаружении неопознанных  трупов.

      3. Поручения следователя, руководителя  следственного органа, органа дознания  или определения суда по уголовным  делам, находящимся в их производстве.

      4. Запросы других органов, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

      5. Постановление о применении мер  безопасности в отношении защищаемых  лиц, осуществляемых уполномоченными  на то государственными органами  в порядке, предусмотренном законодательством  Российской Федерации.

      6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации. [6]

Информация о работе Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов