Особые экономические зоны России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 22:30, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является всестороннее теоретическое изучение, систематизация и расширение основ функционирования особых экономических зон в Российской Федерации.
Основными задачами при выполнении курсовой работы являются:
– рассмотрение теоретических аспектов изучаемой проблемы, раскрытие сущности основных понятий макроэкономической терминологии, относящихся к данной проблематике;
– исследование состояния и разработанности правового регулирования особых экономических зон;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Объективная необходимость, роль и значение особых экономических зон в национальных хозяйствах ……………………………………….…………….5
1.1. Сущность, цели создания особых экономических зон и их место
в мирохозяйственных связях ……………………………………….....……….……... 5
1.2. Виды особых экономических зон ……………………………..…………….7
Глава 2. Особые экономические зоны в России ……………….………………….…15
2.1. Создание особых экономических зон в России ………………….…………15
2.2. Условия для иностранных инвесторов в ОЭЗ ………………………………22
2.3. Особые экономические зоны и ВТО ………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………………...30
Список источников и литературы……….…………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

Монахова тэо.docx

— 270.97 Кб (Скачать документ)

2) Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.

По системам льгот:

1) Налоговые: налоговые  «каникулы» – частичное или  полное освобождение инвесторов  от уплаты налогов на собственность  и имущество, НДС и т.п.

2) Таможенные (импорт) – частичное или полное освобождение  от импортных пошлин на полуфабрикаты,  сырье и т.п., ввозимых для использования  внутри зоны;

3) Таможенные (экспорт)  – частичное или полное освобождение  от экспортных пошлин на изготовленную  внутри зоны продукцию.

4) Финансовые –  инвестиционные субсидии, государственные  льготные кредиты, сниженные ставки  на оплату коммунальных услуг  и аренду производственных помещений.

5) Административные  – упрощенный порядок регистрации  предприятий, упрощенный порядок  въезда-выезда иностранных граждан,  беспрепятственный вывоз правомерно  полученной прибыли иностранными  гражданами за рубеж.

Но, при всем разнообразии ОЭЗ и их определений речь, по существу, идет об одном и том  же явлении – создании на территории стран хозяйственных анклавов, имеющих  беспошлинный или льготный режим  ввоза и вывоза товаров, услуг, определенную обособленность в торговом и валютно-финансовом отношении от остальной территории страны, тесную связь с мировым рынком и функционирующих на базе активного привлечения иностранного капитала (рис. 1).



Рис. 1. Понятие и виды свободных экономических зон


Таким образом, особая экономическая зона – часть территории страны, в рамках которой иностранным и отечественным предпринимателям предоставляются особые льготные условия организации и деятельности.

Создание ОЭЗ чаще всего  рассматривается как способ активизации внешнеэкономической деятельности за счет увеличения иностранных инвестиций, использования новой техники и технологии и повышения конкурентоспособности национальной продукции.

В некоторых случаях создание ОЭЗ имеет целью оживление  экономики депрессивных регионов и  расширение поставок товаров на внутренний рынок.

Общими целями создания особых экономических зон являются:7

1) улучшение инвестиционного  и предпринимательского климата;

2) развитие производства, ориентированного на экспорт;

3) выравнивание условий  межстрановой конкуренции;

4) развитие «новой экономики», т.е. наукоемкого производства  услуг в области высоких технологий, а также коммерциализация научно-технических  разработок;

5) развитие так называемых  депрессивных территорий или  регионов.

Анализ опыта многих стран, где были созданы свободные зоны, позволяет выявить ряд важнейших предпосылок их организации и развития, игнорирование которых приводит либо к полному провалу проектов ОЭЗ, либо к неудовлетворительным результатам их деятельности:

– благоприятное географическое положение на пересечении важнейших транспортных сетей. ОЭЗ почти никогда не создаются в глубинных регионах крупных стран, отделенных от транспортных коммуникаций международного или общенационального значения;

– наличие на территории будущей зоны инфраструктуры, которая должна обладать преимуществами по сравнению с инфраструктурой страны – потенциального инвестора. Сюда относятся такие связанные с инфраструктурой объекты, как водо- и энергоснабжение, возможность подключения к современным системам телекоммуникаций и т.д.;

– наличие благоприятной социальной инфраструктуры, в том числе: соответствующих современным стандартам жилых помещений, школ, учреждений здравоохранения, культуры и др.;

– относительно дешевая и в то же время высококвалифицированная рабочая сила;

– достаточно высокий уровень обеспечения банковскими и другими финансовыми услугами;

– доступная связь с международными финансовыми центрами и рынками;

– благоприятная для промышленного производства среда, создаваемая предоставлением различных услуг, например, в области обслуживания и ремонта оборудования и поставки комплектующих изделий;

– отсутствие административно-бюрократических препятствий для создания новых предприятий, в том числе с участием иностранного капитала;

– развитая и устойчивая правовая база; развитие ОЭЗ должно основываться на твердо установленном и четком законе, а не на постоянно меняющихся решениях органов местной (исполнительной) власти;

– законодательное закрепление различных льгот для действующих в зоне предприятий. Закон об ОЭЗ должен включать подробный раздел о льготах, предоставление которых для импорта является первым стандартным правилом любой зоны; вторым стандартным правилом является освобождение от экспортных налогов, пошлин и т.д.;

– создание администрации зоны, которая должна быть наделена широкими полномочиями и обязательствами;

– общая политическая стабильность в стране.

В настоящее время в  мировой практике все типы ОЭЗ подразделяются на четыре основные группы:8

1) зоны свободной торговли, расположенные в основном в крупных транспортных узлах в развивающихся и развитых странах;

2) промышленные или промышленно-производственные зоны;

3) технико-внедренческие зоны – технополисы и технопарки;

4) сервисные зоны, или зоны услуг.

Всего в мире насчитывается 1200 ОЭЗ, в том числе 400 зон свободной  торговли, 300 промышленно-производственных зон, 400 технико-внедренческих зон  и 100 сервисных зон.9

Зоны свободной торговли создаются в основном для стимулирования внешнеторговой деятельности и представляют собой участки территории, которые рассматриваются как находящиеся за пределами государства. Это означает, что на ввезенный на территорию зоны товар не распространяется действие таможенного законодательства до тех пор, пока товар не будет готов для его перемещения за пределы зоны – на таможенную территорию страны или на экспорт. В США в настоящее время занято 253 зоны свободной (внешней) торговли, через которые проходит 2% импорта и 1,5% экспорта страны.10

Промышленные или промышленно-производственные зоны создаются для развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Расположенные в этих зонах компании пользуются налоговыми льготами и упрощенными административными процедурами. Они освобождаются от уплаты налогов на сырье и импортируемое оборудование, иностранные компании, инвестирующие 10 млн. долл. США, не выплачивают корпоративный налог в течение 3-7 лет; такие же льготы действуют и в отношении местных налогов.11

Технико-внедренческие зоны создаются для развития наукоемких производств и сферы услуг в области высоких технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность офисных и производственных помещений и научных лабораторий, предоставленных в прокат на льготных условиях компаниям, занятым коммерциализацией перспективных технологических нововведений и идей. В соответствии с размером и способом организации ОЭЗ могут подразделяться на территориальные (административно-территориальные образования, технопарки и т.д.) и режимные (функциональные зоны). Выбирая между названными подходами к организации зон, некоторые специалисты рекомендуют склоняться в пользу территориального подхода. Так, эксперты ООН считают, что «в пользу территориального подхода могут быть выдвинуты такие аргументы, как возможность концентрации в определенном месте высококачественной инфраструктуры, отсутствующей в остальной части страны, и возможность создать на ограниченной территории адекватный административный механизм с привлечением квалифицированного персонала».

Значение ОЭЗ для стран их размещения заключается в том, что они:

– являются важным фактором социально-экономического, научно-технического, кадрового и технологического совершенствования национального хозяйства;

– выступают связующим звеном между мировой экономикой и экономикой данной страны, т.е. способствуют интеграции последней в систему мирохозяйственных связей;

– являются своеобразным эталоном наиболее передовых форм организации производства и управления, развития и внедрения новейшей технологии;

– способствуют насыщению внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами;

– являются мощным средством привлечения иностранных инвестиций, а также фактором мобилизации местных ресурсов;

– стимулируют развитие новых форм предпринимательства и деловой активности, которые могут использоваться в остальных сферах и регионах национальной экономики;

– являются «полем экспериментирования» и отработки новых способов решения социально-экономических проблем, развития нового для стран с переходной экономикой экономического мышления и новых черт социальной психологии.

В развивающихся странах целями ОЭЗ являются достижение более высокого уровня индустриализации, включение или повышение доли страны в мировой торговле. Основным и даже иногда единственным источником привлекаемого капитала в такие зоны является иностранный капитал.

В развитых странах создание ОЭЗ используется в основном как  инструмент региональной политики, т.е. ОЭЗ создаются в регионах, где  необходимо повышение уровня социально-экономического развития.

 

 

Глава 2. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ

 

 

 

2.1. Создание  особых экономических зон в  России

 

 

В России история создания ОЭЗ началась в конце 1980-х гг., когда по инициативе Правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных экономических зон. Последние рассматривались как элемент внешнеэкономической государственной политики и способ стимулирования отношений с зарубежными партнерами. По форме они должны были представлять собой зоны совместного предпринимательства, расположенные на компактных территориях с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием.

В декабре 1989 г. Правительство СССР приняло решение о создании первых ОЭЗ в городах Находка и Выборг, которые в силу различных причин так и не стали функционировать в намеченных масштабах. Через полгода положения о ОЭЗ были изложены в «Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР». К началу 1991 г. в Госплан СССР поступило 350 предложений о создании ОЭЗ в различных регионах страны; из них предполагалось отобрать для реализации 60 проектов. Первые решения о создании ОЭЗ в России были приняты в 1990–1991 гг. на основе постановлений Верховного Совета, Совета Министров и распоряжений Правительства Российской Федерации. В сентябре 1991 г. был введен в действие Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», содержавший специальную 7-ю главу об ОЭЗ. В ней определялись условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями в ОЭЗ. Им могли предоставляться следующие льготы:

– упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями непосредственно в уполномоченных на то органах ОЭЗ;

– льготный налоговый режим: иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по пониженным ставкам, которые не могут составлять менее 50% действующих на территории РФ ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;

– пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами; предоставление прав на долгосрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды;

– особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;

– упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизовый.

При всей важности этого закона он не мог служить  полноценной законодательной базой  для создания и функционирования ОЭЗ, так как касался только одного из аспектов ее деятельности – привлечения  иностранных инвестиций. Этот пробел восполнил Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (ОЭЗ) на территории России», изданный 4 июня 1992 г., который придал новый импульс процессу формирования ОЭЗ.

Новая геополитическая  обстановка, в которой оказалась  Россия после распада СССР, потребовала  от нее немалых усилий по сохранению и восстановлению нарушенных связей с торгово-экономическими партнерами из числа бывших советских республик  и соседних стран. Зонами свободного предпринимательства были объявлены 11 регионов страны. В начале 90-х гг. практика создания ОЭЗ в России приобрела, по сути, беспорядочный характер и сводилась к бесконтрольной раздаче льгот и привилегий отдельным регионам страны. В результате к 1993 г. на долю формально созданных ОЭЗ приходилось более 1/3 территории России. В этих условиях было решено, что любые льготы могут предоставляться регионам только в законодательном порядке, что привело к принятию законов об отдельных ОЭЗ. Фактически многие зоны либо не функционировали, либо не приносили желаемых результатов и не решали тех задач, которые были перед ними поставлены.

С учетом накопленного опыта в Российской Федерации был разработан и принят 22.07.2005 г. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон об ОЭЗ). Основные положения Закона об ОЭЗ состоят в следующем.

ОЭЗ – это определяемая правительством часть государственной и таможенной территории РФ, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности в части налогообложения, таможенного регулирования и деятельности контролирующих органов. Согласно ст. 4 Закона об ОЭЗ на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:12

Информация о работе Особые экономические зоны России