Договор перевозки груза автомобильным транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:34, дипломная работа

Описание

В данной дипломной работе мы рассмотрим особенности договора перевозки груза автомобильным транспортом.


Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира).


Ее ценность в том экономическом эффекте который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.


В работе мы со всех сторон постараемся осветить следующие вопросы:


· Понятие и порядок заключения договора


· Права и обязанности сторон по договору


· Ответственность сторон по договору

Содержание

1 введение

2 Права и обязанности перевозчика груза

3. Ответственность сторон по договору

3.1. Понятие ответственности и ее виды

3.2. Ответственность клиента

3.3. Ответственность перевозчика

4 заключение

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 31.20 Кб (Скачать документ)

1. Введение  

Любая отрасль Российского  права регулирует определенные правоотношения. В частности, гражданскому праву  свойственно регулирование гражданских  правоотношений, т.е. имущественных  и связанных с ними личных неимущественных  прав. Всякое правоотношение возникает  вследствие юридических фактов. В  Гражданском Кодексе в ч.1 ст.8 содержится перечень юридических фактов - как оснований возникновения, изменения  и прекращения гражданских правоотношений. В свою очередь все юридические  факты можно подразделить на правомерные  и неправомерные действия граждан  и юридических лиц, а также  события. К правомерным действиям  граждан, направленным на возникновение, изменение, прекращение гражданского правоотношения относят, к примеру, сделки, предусмотренные законом, а  также не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.  

Договор представляет собой одно из самых уникальных правовых средств, в рамках которого интерес  каждой стороны, в принципе, может  быть удовлетворён лишь посредством  удовлетворения интереса другой стороны. Это и порождает общий интерес  сторон в заключении договора и его  надлежащем исполнении. Поэтому именно договор, основанный на взаимозаинтересованности сторон, способен обеспечить такую  организованность, порядок и стабильность в экономическом обороте, которых  нельзя добиться с помощью самых  жёстких административно-правовых средств.  

Договор - это наиболее оперативное и гибкое средство связи  между производителем и потребителем, изучения потребности и немедленного реагирования на них со стороны производства. В силу этого именно договорно-правовая форма способна обеспечить необходимый  баланс между спросом и предложением, насытить рынок теми товарами, которыми нуждается потребитель. Эти и  многие другие качества договора с  неизбежностью обуславливают усиление его роли и расширение сферы применения по мере перехода к рыночной экономике. В связи со всем перечисленным  понятно, почему теме гражданско-правовых договоров уделяется много внимания и в гражданском кодексе и  в юридической и учебной литературе.   

Договор является основным документом, определяющим права и  обязанности сторон, заключивших  его.[1] [1]   

В условиях нарождающегося рынка, когда решение большинства  вопросов, касающихся регулирования  отношений сторон в процессе их хозяйственной  и финансовой деятельности, отнесено законодателем к компетенции  самих хозяйствующих субъектов, особое значение для последних приобретают  договоры купли - продажи и договоры поставки.  

Следует отметить, что  легального определения договора в  Гражданском Кодексе 1964 года не было, и, соответственно, новый действующий  Гражданский Кодекс ввел такое понятие  впервые. Также подраздел 2 ГК РФ введен впервые. Введение новых норм обусловлено  тем, что договор является в нынешних условиях рыночной экономики основным юридическим фактом, из которого возникают  обязательственные правоотношения.  

Однако не всякое соглашение само по себе составляет договор, - таковым признается лишь соглашение, вытекающее из намерения участников породить те или иные гражданско-правовые последствия. Поэтому можно сделать  вывод о том, что всякий договор  может быть признан соглашением, но не всякое соглашение может быть признано договором.  

В данной дипломной  работе мы рассмотрим особенности договора перевозки груза автомобильным  транспортом.  

Транспорт образует самостоятельную сферу экономической  деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых  вещей (предметов материального  мира).  

Ее ценность в  том экономическом эффекте который  создается в результате перемещения  груза, пассажира и багажа в согласованное  место. Поэтому отношения по перевозке  возникают при наличии потребности  в территориальном перемещении  объектов или людей с помощью  транспортных средств. Обычно в них  принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного  средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы  нормами права, эти отношения  принимают форму обязательственно-правовых.  

В работе мы со всех сторон постараемся осветить следующие  вопросы:  

· Понятие и порядок заключения договора  

· Права и обязанности сторон по договору  

· Ответственность сторон по договору

При написании дипломной  работы использовалась учебная литература, нормативные акты, статьи из периодических  изданий.

2 Права и обязанности перевозчика груза  

Содержание договора перевозки груза составляют права  и обязанности сторон.  

Перевозчик обязан подать транспортные средства в количестве, согласованном с грузоотправителем, в обусловленный срок и в определенном месте. В установленных случаях  и по согласованию с отправителем допускается подача перевозочных средств  в большем количестве, чем указано  в заявке (в порядке сгущения). Сроки подачи перевозочных средств (тоннажа) определяются по соглашению сторон или в нормативном порядке. Условия и порядок подачи перевозочных средств (на подъездных путях или  причалах, принадлежащих грузоотправителю, или на путях и причалах общего пользования) устанавливаются специальными правилами, которые действуют на отдельных видах транспорта.  

Первоначально установленное  время подачи перевозочных средств  может быть изменено по соглашению сторон. Место подачи транспортных средств зависит от особенностей их эксплуатации и технических возможностей перевозчика и отправителя. На воздушном  транспорте, например, им будет место  нахождения аэродрома (аэропорта) или  специально оборудованной взлетно-посадочной площадки. На автомобильном транспорте, технические возможности которого позволяют подавать перевозочные средства непосредственно к складам клиентуры, местом их подачи обычно является склад  грузоотправителя или иной пункт, указанный  в заказе (договоре). При перевозках железнодорожным и водным транспортом  перевозочные средства подаются на станции (пристани, причалы), в порты как  общего пользования, так и принадлежащие  отправителям.[28] [28]  

В соответствии со ст. 791 ГК РФ перевозчик обязан подать грузоотправителю исправные транспортные средства в  состоянии, пригодном для перевозки  соответствующего груза. Исправность  и пригодность перевозочных средств  должна быть технико-коммерческой и  обеспечивать сохранность груза  процессе транспортировки. Транспортное средство подается очищенным от остатков груза и мусора или промытым и  продезинфицированным и т. п. При  этом отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза. Напротив, проверка коммерческой пригодности транспортного средства является обязанностью отправителя, который  в отличие от перевозчика лучше  знает свойства конкретного груза.  

Доставка груза  — основная обязанность перевозчика. Ее исполнение требует не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения  сохранности перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с  момента принятия его к перевозке  и до выдачи получателю. Он обязан принимать  все возможные и зависящие  от него меры по обеспечению сохранности  груза. После принятия к перевозке  груз хранится в пункте отправления, а также в период транспортировки  бесплатно. Плата за хранение взыскивается, если груз сдается ранее срока  приема его к перевозке. После прибытия груза в пункт назначения он хранится бесплатно в течение времени, установленного правилами или соглашением сторон, а затем за плату.  

При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении  перевозчик также обязан передать груз на другой вид транспорта (перевалка). Порядок передачи груза, выполнения погрузочно-разгрузочных операций и  другие условия работы в таком  случае определяются договорами транспортных организаций (узловыми соглашениями и  пр.).  

Погрузка и выгрузка груза осуществляются транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением правил транспортного  законодательства (п. 2 ст. 791 ГК РФ). Обязанности  по погрузке и выгрузке распределяются между участниками обязательства  перевозки в зависимости от места  погрузки. Транспортные организации  самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего доступа. В иных местах (склады, причалы и  др.) погрузочно-разгрузочные работы выполняются  соответственно отправителем и получателем  за их счет. [29] [29]  

Транспортная организация  может принять на себя выполнение этих работ по особым соглашениям  с клиентурой. Необходимые для  погрузки и выгрузки вспомогательные  материалы или специальные приспособления предоставляются грузоотправителем, если иное не установлено правилами  перевозок или соглашением сторон. Транспортная организация обычно не отвечает за несохранность груза, если его утрата (повреждение, порча) произошла  вследствие обстоятельств, связанных  с действиями отправителя по погрузке.  

Погрузка и выгрузка, осуществляемые силами и средствами отправителя (получателя) груза, должны производиться в срок, предусмотренный  договором, если такие сроки не установлены  транспортными уставами, кодексами  и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 3 ст. 791 ГК РФ). В  большей части действующих транспортных актов и правил установлены нормативные  сроки выгрузки. Стороны могут  установить дополнительный срок ожидания судна под грузовыми операциями — контрсталийное время (контрсталию).   

Если погрузка или  выгрузка не закончены в установленные  сроки, наступает простой перевозочных средств, за который с отправителя  или получателя взыскивается штраф. При досрочной погрузке (выгрузке), напротив, грузоотправителю (грузополучателю) выплачивается премия (при морских  перевозках — диспач). В целях  предупреждения доступа к грузу  и обеспечения его сохранности  в процессе перевозки обособленные помещения и емкости (трюмы, крытые вагоны, цистерны и др.) должны быть опломбированы.  

Перевозчик наделен  правом удержания груза (ст. 359, 360 ГК РФ, ст. 95 УВВТ, ст. 160 КТМ и др.) в  целях обеспечения причитающихся  ему провозной платы и других платежей. Однако право удержания может быть ослаблено или отменено законом, иными правовыми актами, договором или не применяться ввиду его несоответствия существу возникшего обязательства.  

В ходе транспортировки  договор может подвергнуться  изменениям двух видов. Во-первых, грузоотправитель вправе изменить указанного в накладной  грузополучателя без изменения  пункта (станции, порта) назначения.   

Во-вторых, допускается  изменение пункта назначения груза, т. е. его переадресовка.   

Заявление о переадресовке  груза может быть подано грузоотправителем, грузополучателем, а также иными  лицами, уполномоченными на то надлежащим образом. Переадресовка разрешается  лишь с согласия перевозчика. Перевозка  грузов после переадресовки оформляется  новой накладной, составляемой станцией (портом, пристанью) переадресовки. Срок доставки груза при этом меняется. Организация, по заявлению которой  произведено изменение грузополучателя  или станции (порта) назначения груза, отвечает перед первоначальным адресатом  за последствия этих изменений и  обязана урегулировать расчеты  между отправителем, первоначальным адресатом и фактическим получателем  груза.  

Совершение операций по выдаче и приемке грузов завершает  исполнение договора перевозки. Прибывший  в адрес получателя груз должен быть принят получателем, а в соответствующих  случаях еще и вывезен со станции (порта, пристани). Такая обязанность  лежит на грузополучателе даже тогда, когда в его адрес прибыл не заказанный им груз. В таком случае груз принимается на ответственное  хранение и его дальнейшая судьба определяется отправителем. Получатель вправе отказаться от получения груза  только при том условии, если качество груза вследствие порчи или повреждения  изменилось настолько, что возможность  его полного или частичного использования  исключена (ст. 72 УАТ).  

Получение груза  должно быть надлежащим образом оформлено, что охватывается понятием раскредитование  документов или выкуп груза и  удостоверяется соответствующим образом  на накладной (коносаменте). Для выполнения этой обязанности получатель должен быть уведомлен о прибытии груза  в порядке и сроки, установленные  на соответствующем виде транспорта. Лишь при автомобильных перевозках, которые обеспечивают доставку груза  прямо на склад получателя, не всегда возникает необходимость в уведомлении  последнего о прибытии груза. Нарушение  этой обязанности перевозчиком лишает его права взыскать с грузополучателя  плату за сверхнормативное хранение груза и простой перевозочных средств. В предусмотренных законом  случаях получатель вправе требовать  проверки количества, веса и состояния  прибывшего груза.  

Информация о работе Договор перевозки груза автомобильным транспортом