Проектирование организационной структуры управления индивидуально-грузового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание

Индивидуа́льный предпринима́тель — физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Индивидуальные предприятия являются самой простой и распространенной организационной формой малого бизнеса.

Работа состоит из  1 файл

курсовая жм.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

7) быстрая реакция на изменения;

9) высокая производительность и низкие затраты;

10) ориентация на прочные связи с заказчиком.

     Множество факторов и параметров составляет оптимальную организационную структуру. Ключевыми решениями модели являются: разделение труда, управляемость, распределение контроля и делегирование полномочий. Они отражают взаимодействие этих факторов между средой и руководителем.     

    Как уже говорилось ранее, нами была выбрана механистическая модель управления, так как она наиболее формализована, централизована и специализирована, чем органические. Она так же менее дифференцирована и обеспечивает интеграцию через иерархию, правила, процедуры и планирование.

     Радикальные изменения, происходящие в сфере транспортных отношений, приведшие к существенному возрастанию организационного фактора, придают особую важность формирования организационной структуры или, иначе говоря, организационному проектированию. На сегодня любые организационные нововведения структурного характера являются, прежде всего, продуктами организационного проектирования.

  Отечественные и зарубежные ученые по-разному определяют  проектирование организационной структуры управления. Однако различные точки зрения абсолютно не противоречат друг другу.

      По мнению А.А. Радугина, проектирование организационной структуры управления – процесс нахождения соответствия между ключевыми элементами организации и ее стратегией, которое приводит к успеху.  Проектирование – это процесс, который носит дискретный характер и имеет множество направлений развития.

     О.С. Виханский, А.И. Наумов отмечают, что развитие управления должно учитывать не только изменение внутренних факторов, но также состояние и развитие внешней среды предприятия. Таким образом, структура организации носит ситуационный характер и модифицируется при изменении ситуации.

      Дж. Гелберт определил проектирование организационной структуры управления, как постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных. Факторы, которые оказывают влияние на этот процесс, по многочисленным исследованиям, носят ситуационный характер.

    Б.З. Мильнер в свей книге «Теория управления» дает следующее определение: «Проектирование организационной структуры управления  состоит в разработке таких организационных элементов и отношений в создаваемой системе, при реализации которых возникшее организационное целое обладало бы свойствами высокой надежности, устойчивости и экономичности».

      При проектировании организационной структуры управления необходимо использовать системный подход, предполагающий учет внешних и внутренних факторов окружения организации.

      Руководители должны постоянно анализировать текущую и, желательно, будущую расстановку сил в общем окружении и требования, которые предъявляют к развитию отдельных частей или подразделений организации институты непосредственного соприкосновения.

     Первым шагом при проектировании организационной структуры управления  является определение функций управления, численности и должностей работающих внутри фирм.

   Следующим шагом является определение численности аппарата управления.

         Третий шаг-это разработка штатного расписания.

 

 

2.1 Поэтапное проектирование организационной структуры управления

индивидуально-грузового предприятия

 

     Так как целью курсовой работы является проектирование организационной структуры управления индивидуально-грузового предприятия с количеством единиц подвижного состава: 20 и численностью работников: 48 человек, то в список должностей индивидуально-грузового предприятия войдут следующие:

                  директор;

                  главный инженер;

                  инженер по организации труда;

                  главный бухгалтер;

                  бухгалтер;

                  кассир;

                  начальник отдела МТС;

                  заведующий складом.

Подробный перечень функций управления и наименование должностей представлены в таблице (рисунок 1).

  Численный состав рабочих зависит от типа и структуры самого предприятия, типа и грузоподъемности эксплуатируемых автомобилей, режима работы предприятия.

      Опираясь на особенности индивидуально-грузового предприятия мы составили таблицу, в которой отраженны основные категории работников грузового предприятия (рисунок 2).

         Весь персонал подразделяется на следующие категории:

Рабочие – лица участвующие в производственном процессе: водители, слесари, рабочие обслуживающие технику.

Младший обслуживающий персонал – уборщики, сторожа, вахтеры.

Инженерно – технический персонал – лица занимающие руководящие должности: инженеры, начальник гаража, диспетчер, механик, экономист.

Служащие – лица занимающие административно – хозяйственные должности: работники отдела кадров, бухгалтера, отдел снабжения, кладовщики.

       После того, как мы определились с функциями управления и с категориями работников грузового предприятия, переходим к составлению штатного расписания.

       Размер должностного оклада вычисляется по следующей формуле:

Oki=MPOT·Кmapi, где МРОТ=4611р.   Кmapi-тарифный коэффициэнт.

Общие руководство:

-директор 33937;

-главный инженер 30018;

Экономическое планирование:

-экономист 11251;

-инженер по организации труда 11251;

Бухгалтерский учёт и финансовая деятельность:

-главный бухгалтера 26559;

-бухгалтер 9960;

-кассир 7792;

Материально-техническое снабжение:

-начальник отдела МТС 30018;

-заведующий складом 8807.

         Штатное расписание представлено в приложении, рисунок 3.

В качестве структуры управления индивидуально-грузового предприятия была выбрана линейно-функциональная структура управления (рисунок 4). Её эффективность доказана в параграфе 2.1 Виды и свойства организационных структур управления. Выбор наиболее эффективной организационной структуры управления индивидуально-грузового предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРОВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУЗАВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

      Проектирование организационной структуры управления – во многом предопределяет успешность того или иного предприятия. Но для этого сама структура управления должна быть эффективной.  Поэтому, при проектировании организационной структуры управления необходимо учитывать следующие:

       Во-первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;

      Во-вторых, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;

    В-четвёртых, проектирование сложнейшего механизма - механизма управления – должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем.

     В-пятых, проектирование организационной структуры управления, должно основываться на системном подходе.

Системность самого подхода к формированию структуры управления проявляется в следующем:

1. Не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется не полной;

2. Выявить применительно к этим задачам всю систему функции, прав и ответственности по вертикали управления – от директора предприятия до мастера участка;

3. Иследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления;

4. Обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления.

   От выбора методов проектирования организационной структуры управления во многом зависит его эффективность.

      Одним из главных недостатков применявшихся методик являлась их функциональная ориентация, строгая регламентация процессов управления, а не их результатов. Поэтому цели и взаимосвязи различных звеньев системы управления приобретают более важное значение, чем строгое установление их функциональной специализации.

        Системный подход, придавая важное значение научно обоснованному определению функции управления и нормативов численности как части общего процесса формирования организационно-управленческой структуры, ориентирует исследователей и разработчиков на более общие принципы проектирования организаций. Т.е. он предполагает исходное определение системы целей организации, которые обусловливают структуру задач и содержание функций аппарата управления.

       При проектировании так же необходимо учитывать и то, что соответствие между системой целей и организационной структурой управления не может быть однозначным.

   В единой системе должны рассматриваться и различные методы формирования организационных структур управления. Эти методы имеют различную природу, каждый из них в отдельности не позволяет решить все практически важные проблемы и должен применяться в органическом сочетании с другими.

      Эффективность построения организационной структуры не может быть оценена каким-либо одним показателем. С одной стороны, здесь следует учитывать, насколько структура обеспечивает достижения организацией результатов, соответствующих поставленным перед ней производственно-хозяйственным целям, с другой – насколько её внутреннее построение и процессы функционирования адекватны объективным требованиям к их содержанию, организации и свойствам.

       Конечным критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры является наиболее полное и устойчивое достижение целей. Однако довести этот критерий до практически применимых простых показателей, как правило, чрезвычайно трудно.           Поэтому целесообразно использовать набор нормативных характеристик аппарата управления: его производительность при переработке информации; оперативность принятия управленческих решений; надёжность аппарата управления; адаптивность и гибкость. При возникновении проблем необходимо формулировать численность персонала как критерий экономической эффективности, в соответствии с которым должна быть обеспечена максимализация результатов по отношению к затратам на управление. Численность аппарата управление, должна быть объективно обоснованной для того, чтобы во всей полноте обеспечить решение задач, вытекающих из целей организационной системы.

     Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценки и принятия к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений.

     Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.

   Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учётом двух направлений оценки её функционирования:

 

1. по степени соответствия достигаемых результатов установленным целям производственно-хозяйственной организации;

2.  по степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию организации и результатам.

  Критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на её функционирование.

    Принципиальное значение для оценки эффективности системы управления имеет выбор базы для сравнения или определения уровня эффективности, который принимается за нормативный. Один из подходов дифференцирования сводится к сравнению с показателями, характеризующими эффективность организационной структуры эталонного варианта систем управления. Эталонный вариант может быть разработан и спроектирован с использованием всех имеющихся методов и средств проектирования систем управления. Характеристики такого варианта принимаются в качестве нормативных. Может применяться также сравнение с показателями эффективности и характеристиками системы управления, выбранной в качестве эталона, определяющего допустимый или достаточный уровень эффективности организационной структуры.

   Часто вместо методов используется экспертная оценка организационно-технического уровня анализируемой и проектируемой системой, а также отдельных её подсистем и принимаемых проектных и плановых решений, или комплексная оценка системы управления, основанная на использовании количественно- качественного подхода, позволяющего оценивать эффективность управления по значительной совокупности факторов.

Информация о работе Проектирование организационной структуры управления индивидуально-грузового предприятия