Регулирование транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 05:14, реферат

Описание

Организация системы государственного регулирования транс-этной деятельности предполагает создание управляющих струк-), распределение между ними функций и полномочий и опреде-ше порядка их взаимодействия на федеральном и региональном эвне.

Работа состоит из  1 файл

doc.docx

— 21.00 Кб (Скачать документ)

Организация системы  государственного регулирования транс-этной  деятельности предполагает создание управляющих  струк-), распределение между ними функций и полномочий и опреде-ше порядка их взаимодействия на федеральном  и региональном эвне. 

На федеральном  уровне система регулирования транспортно-рожным комплексом (ТДК) представлена Министерством  транс-рта РФ, а также несколькими  координирующими органами и об-гственными организациями. Регулирование деятельности пред-иятий ТДК в регионах осуществляется местными органами анспортной администрации, неадминистративными хозяйственно-шансовыми  структурами и координационными органами. 

Центральным звеном государственной системы управления  траанспортом на федеральном уровне является Министерство транс-)рта РФ. Как правительственный орган оно разрабатывает и реали-гет государственную транспортную политику путем подготовки жонодательных и нормативных актов, реализующих в сфере )анспортной деятельности принципиальные положения социально-сономической и научно-технической политики государства, обос-ование статей федерального бюджета, касающихся финансирова-ия развития транспорта и отдельных транспортных предприятий, а 1кже путем планирования и организации выполнения общегосу-арственных транспортных программ. 

Министерство транспорта РФ имеет свой центральный аппарат  и епартаменты по видам транспорта и дорожному хозяйству. Рос-ийская транспортная инспекция (РТИ) входит в  состав министер-тва. Между ними и  распределяются функции, задачи и полномочия шнистерства по регулированию транспортной деятельности в Рос-ийской Федерации. Центральный аппарат занимается концепту-1льными и стратегическими  проблемами, подготовкой, согласова-шем  и продвижением в законодательных  органах проектов законов 1 нормативных  актов, текущей работой по координации  деятельно-;ти различных видов транспорта, руководит разработкой и реализа­цией лицензионной политики, анализирует  состояние и прогнозиру­ет развитие ТДК. Департаменты транспорта проводят углубленный анализ состоя­ний и  тенденций развития подотрасли; разрабатывают  и реализуют политику развития транспорта республики (региона) в соответствии с единой государственной транспортной политикой; осуществляют государственное  регулирование транспортной деятельности, в том числе путем подготовки и введения нормативных документов, а также механизмов их реализации в пределах установленной компе­тенции; организуют надзор за выполнением действующих  в отрасли нормативных актов; решают отдельные вопросы, обусловленные  спецификой транспорта. 

Органы РТИ осуществляют сбор и представление вышестояще­му  органу установленной статистической отчетности и другой ин­формации, определение  субъектов ТДК региона, подлежащих ли­цензированию, контроль за выполнением  на территории региона транспортного  законодательства и т.п. 

Существующая в  настоящее время структура министерства дока­зала в основном свою работоспособность. Структура Министерства транспорта РФ и функции его подразделений  не являются жестко регламентированными  и постоянно совершенствуются с  учетом из­меняющихся социально-экономических  и политических условий. 

Формирующаяся система  территориального управления дея­тельностью транспорта состоит из трех типов  управляющих струк­тур: органов  транспортной администрации, неадминистративных хозяйственно-финансовых структур и  координационных органов. 

Проведением региональной транспортной политики и непосред­ственным  регулированием транспортных рынков должны занимать­ся департаменты (отделы, комитеты) транспорта местных админи­страций. 

Именно на региональном и местном уровне должны разрабаты­ваться и применяться такие методы регулирования, как контроль за ценообразованием и  применением тарифов, налоговые  льготы (в пределах местных налогов), покрытие текущих убытков ТП, зани­мающихся  социально-значимыми перевозками, финансирование развития транспортной инфраструктуры (частично) и т.д. 

Особое место в  этой системе занимают отделения  и филиалы РТИ. Первоначально  отделения и филиалы РТИ были созданы как органы федерального регулирования и контроля транспортной дея­тельности в регионе со следующими функциями: сбор и предостав­ление  вышестоящему органу РТИ установленной  статистической отчетности и другой информации, определение субъектов  ТДК ре­гиона, подлежащих лицензированию, осуществление в установлен­ном порядке непосредственного лицензирования, контроль за вы- полнением на территории региона транспортного законодательства и т.п. 

В процессе этой деятельности отделения РТИ накопили значи­тельный  объем информации о местных рынках транспортных услуг, использование  которой позволит им оказывать существенное влия­ние на транспортную ситуацию в  регионе. 

Занимая в настоящее  время центральное место в  регулировании транспортной деятельности в регионах (а в некоторых случаях  яв­ляясь просто единственным регулирующим органом), местные от­деления РТИ  и их филиалы связаны со всеми  заинтересованными сторонами. В  интересах общества РТИ контролирует уровень от­рицательных внешних  эффектов (безопасность эксплуатации транспортных средств и соблюдение экологических стандартов). Вышестоящая  организация — Министерство транспорта РФ — получает информацию о состоянии  транспортного обслуживания в регионах, возможность непосредственного  проведения транспорт­ной политики на местах, в качестве обратной связи  — конкретную информацию о совершенствовании  действующего порядка выдачи лицензий и тарифной системы, оценку эффективности законода­тельных и нормативно-правовых актов в области автомобильного транспорта. 

Местные органы власти могут получать объективную информа­цию  о состоянии транспортного обслуживания на территории ре­гиона и в отдельных  секторах транспортного рынка, предложения  по изменению условий работы автотранспортных предприятий, по­мощь в разработке региональных программ развития автомобильно­го  транспорта региона и его инфраструктуры; использовать органы РТИ как инструмент прямого управления работой некоторых  ТП путем применения дополнительных требований, включаемых в ли­цензию. 

Клиентура получает гарантии достаточной квалификации транс­портников, а сами транспортные предприятия — организованный рынок  транспортных услуг, защиту от недобросовестной конкурен­ции и т.п. 

Изменения структуры  органов государственной власти не могли не отразиться и на региональном механизме управления транспор­том. По данным Минтранса России, в четырех  субъектах Федерации (Карелии, Чите, Кирове, Камчатке) вообще отсутствуют  в органах исполнительной власти какие-либо структуры регулирования  транспортной деятельности, а в половине республик, краев и облас­тей  транспортом занимаются 1-2 специалиста  в аппаратах исполни­тельных  органов или многоотраслевых  комплексах. Автомобильный транспорт, видимо, одна из самых децентрали­зованных  подотраслей среди транспортных отраслей. В этой связи особое значение приобретает взаимодействие между  федеральными и региональными органами регулирования автотранспортной дея­тельности. Однако формирование федеральных органов  регулиро­вания значительно опережает  формирование региональной системы. По сути дела, если первая уже практически  сложилась и здесь прин­ципиальных  изменений не ожидается, то во многих регионах из всех необходимых органов  регулирования присутствуют лишь отделения  и представительства федеральных  структур. 

В этой ситуации Министерство транспорта РФ пытается уско­рить этот процесс. Естественно Минтранс пытается соблюсти свои интересы, сделав региональную структуру управления тесно свя­занной с Департаментом автотранспорта. Предполагается создать в регионах территориально-отраслевые государственные  органы. 

По мере формирования транспортных администраций федераль­ные органы должны стремиться к тому, чтобы  делегировать им пол­номочия по проведению государственной транспортной политики и регулированию работы предприятий  на местах. Делегирование пре­дусматривается осуществлять путем заключения соглашений между Минтрансом и региональными  администрациями о выполнении по­следними  конкретных функций государственного управления ТДК от имени министерства с указанием ответственности  исполнителя. Таким образом, будет  существовать функциональная подчиненность  Минтрансу по делегированным вопросам региональных транспорт­ных департаментов, заключивших соглашения и становящихся на добровольной основе органами государственного регулирования ТДК двойного ведения. 

Местные администрации  — самостоятельные центры власти, ис­точник которых находится  на самих территориях. Нельзя заставить  их делать то, чем они заниматься не желают (в данном случае — ав­томобильным транспортом). Если они заинтересованы положением на рынке автоперевозок  в регионе, то сотрудничество с Минтрансом станет неизбежным. А в реализации федеральной транспортной по­литики  необходимо опираться не на административную власть, а на закон и экономический  интерес, ибо участие в федеральных  транс­портных программах — это  инвестиции, привлечь которые стре­мится каждый регион. 

Таким образом, мы получили следующую структуру государст­венного  регулирования транспортной деятельностью в России, которая будет продолжать совершенствоваться и пополняться новыми институтами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Источники: 

http://www.transport-law.ru

http://www.twirpx.com 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Регулирование транспорта