Значение транспорта в народохозяйственном комплексе Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:15, реферат

Описание

Развитие внешнеэкономических связей Украины, ее направленность на динамическое вхождение в мировую экономическую систему требуют наличие высокоэффективной и разветвленной транспортной системы. Транспортная система играет в современных условиях определяющую роль как один из важнейших факторов экономического развития государства.

Содержание

Вступление
1. Значение транспорта в народохозяйственном комплексе Украины.
2. Территориальная организация транспортной системы.
3. Характеристика отдельных видов транспорта Украины. Особенности их функционирования и взаимодействие в транспортных узлах.
4. Проблемы и перспективы развития транспортной системы Украины.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Сашин реферат по РПС.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)


                                                План:

Вступление

1.      Значение транспорта в народохозяйственном комплексе Украины.

2.      Территориальная организация транспортной системы.

3.      Характеристика отдельных видов транспорта Украины. Особенности их функционирования и взаимодействие в транспортных узлах.

4.      Проблемы и перспективы развития транспортной системы Украины.

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

 

Развитие внешнеэкономических связей Украины, ее направленность на динамическое вхождение в мировую экономическую систему требуют наличие высокоэффективной и разветвленной транспортной системы. Транспортная система играет в современных условиях определяющую роль как один из важнейших факторов экономического развития государства.

К транспортной системе предъявляются высокие требования относительно качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранения грузов, безопасности перевозки пассажиров, скорости и качества доставки. Потребность в транспортной системе, которая четко функционирует, все усиливается, становится базисом устойчивого развития производительных сил регионов, а также залогом интеграции нашей страны, к мировым рынкам.

Сложная экономическая ситуация в стране по получении Украиной независимости, трансформационные сдвиги в материальном производстве, изменение экономических приоритетов во внешней торговле, разрыв прежних транспортно экономических связей привели к значительному отставанию технологического прогресса в транспортной отрасли, повлекли большой амортизационный износ технических средств и моторесурсов. В результате этого, например, на железнодорожном транспорте средняя скорость движения грузового поезда сегодня составляет всего 34,8 км/год. Таких примеров можно привести много. Анализ современных сдвигов в транспортной системе Украины как за основными видами транспорта, так и за ее региональной структурой является чрезвычайно актуальным и своевременным.

Анализ важнейших проблем функционирования разных видов транспорта, которые ожидают своего безотлагательного решения, свидетельствует об их масштабности, сложности и определительности, для общего развития экономики Украины, их реализация нуждается в больших инвестициях и непростых организационных решениях. Объективно сложилось так, что в настоящее время нужно решать проблемы, которые в корне должны влиять на организационную, техническую, технологическую сторону политики в отрасли транспортных коммуникаций.

 

Значение транспорта в народнохозяйственном комплексе Украины

 

Транспорт — одна из наиболее важных отраслей народного хозяйства Украины. Он обеспечивает производственные и непроизводственные потребности материального производства, непроизводственной сферы, а также населения во всех видах перевозок.

Выделяют такие виды транспорта: наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, гужевой, вьючный), водный (морской, речной, озерный), воздушный и электронный. За функциональными особенностями транспорт разделяется на грузовой и пассажирский. Это связано с тем, что транспорт выступает необходимой предпосылкой функционирования как материального производства, так и сферы обслуживания, в том числе пассажирских перевозок.

 

Пассажирский транспорт является отраслью непроизводственной сферы и принадлежит к инфраструктурным отраслям. Грузовой транспорт — отрасль производственной инфраструктуры. Не производя непосредственно материальную продукцию, грузовой транспорт является четвертой отраслью материального производства после добывающей, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Ни одна из названных трех основных отраслей материального производства не способна функционировать без транспортного обеспечения. Продукт только тогда готов к потреблению, когда он доставлен к потребителю.

С одной стороны, транспорт является непременным условием функционирования самого производства, где он осуществляет доставку сырья, топливно-энергетических ресурсов, комплектующих, оборудования, и т. п., а из второго — доставляет готовую продукцию к потребителю. Таким образом, в процессе производства готовой продукции транспорт существенно влияет на ее себестоимость, а отсюда — на эффективность и цену. Уменьшение транспортной составляющей в себестоимости выработанной продукции способствует повышению эффективности производства. Уменьшить транспортные затраты можно как за счет повышения функционирования транспорта, заменой одного вида другим, более эффективным для перевозки данной продукции, так и путем усовершенствования территориальной организации производства, которое уменьшит транспортные расходы для доставки сырья, топливно-энергетических ресурсов, оборудования, готовой продукции.

Транспорт является необходимым условием специализации и комплексного развития народнохозяйственных комплексов регионов, формирования ТВК, как локального, так и районообразовательного значения. Он способствует общественному территориальному разделению труда, формированию связей между населенными пунктами и внутри них. Без транспорта невозможна интеграция Украины в общемировую экономическую систему. Транспортная отрасль нуждается в модернизации старых и строительстве новых транспортных магистралей межгосударственного значения.

По назначению выделяют транспорт общего пользования, ведомственный и личного назначения.

Отдельные виды транспорта не функционируют изолировано. Выполняя общую функцию по обеспечению народнохозяйственного комплекса грузовыми и пассажирскими перевозками, разные виды транспорта формируют между собой тесные взаимосвязи. Вследствие этого складывается транспортная система, которая развивается во взаимодействии со всем народнохозяйственным комплексом страны. Транспортная система являет собой территориальное сочетание путей сообщения, технических средств транспорта и службы перевозок, которые объединяют все виды транспорта и все звенья транспортного процесса в их взаимодействии и обеспечивают успешное функционирование народнохозяйственного комплекса страны в целом.

 

Работу транспортной системы обеспечивает транспортная инфраструктура, которая включает у себя пути сообщения, подвижной состав, грузово-разгрузочное хозяйство транспортных и других предприятий и организаций, которые осуществляют нагрузку, разгрузку и перевалку грузов (что перевозятся всеми видами транспорта), а также средства управления и связи, разнообразное техническое оборудование.

 

Территориальная организация транспортной системы

 

Формами территориальной организации транспорта является железнодорожные пути, узлы, автостанции, морские и речные порты, пристани, аеро-ги. Взаимодействие разных видов транспорта осуществляется в транспортных узлах смешанного типа.

Наиболее характерными являются смешанные перевозки грузов железнодорожным и автомобильным транспортом. Технологическое взаимодействие железнодорожного и автомобильного транспорта проходит при смешанной железнодорожно-автомобильной взаимосвязи, когда перевозка грузов начата одним видом транспорта, а продолжается оно в пункте перегрузки — другими. Автомобильный транспорт обеспечивает функционирование производства тех регионов, где отсутствуют железные дороги. Он осуществляет перевозку грузов из железнодорожных станций или же, напротив, начинает перевозку и доставку грузов в пункты перегрузки на железнодорожный транспорт, а также при доставке автомобильным транспортом грузов из составов отправителей на железнодорожные станции вывез грузов из станций на составы получателя.

Для территориальной организации транспортной системы характерным является сочетания линейных и пунктових элементов. К линейным элементам принадлежит сеть путей сообщения. Густота этой сети, ее конфигурация, пропускная и провозная способность отдельных направлений, определяют в значительной мере объем транспортной работы. Формирование транспортной сети, ее видовая структура, густота (плотность) путей сообщения как в целом, так и отдельных видов  транспорта, прохождения основных магистралей, определяются отраслевой структурой хозяйства, его производственной специализацией, территориальной организацией, густотою населенных пунктов, особенностями исторического развития, естественными условиями, а также экономико географическим положением территории страны или ее регионов.

Украина имеет чрезвычайно благоприятные предпосылки для формирования и размещения транспортной сети. В частности, отраслевая структура народного хозяйства и его территориальная организация, выгодное эконоико – географическое положение, определили развитие и размещение железнодорожного, автомобильного, трубопроводного транспорта.

При этом экономико географическое положение существенно повлияло на прохождение транзитных магистралей, трубопроводов, формирования транспортных узлов смешанного типа. Равнинный рельеф  способствует повсеместному размещению путей сообщения. Выход к побережью Черного и Азовского морей, наличие удобных бухт на их побережье повлияли на строительство морских портов и развитие морского транспорта. Наличие судоходных рек (Днепр, Дунай, Днестр, Южный Буг, но др.) содействовало развитию речного транспорта. В целом в Украине развитые все виды транспорта.

Работа транспортной системы определяется объемами перевезенных грузов и средней дальностью их перевозок.

Основными причинами снижения объемов перевозок грузов были: общий кризис в экономике Украины; сокращение объемов производства основных грузопроизводимых отраслей; сокращение экспортно-импортных перевозок; недостаток транспортных средств, их физическое устарение, износ и неудовлетворительное состояние; ограничение поставок новой техники; неполное обеспечение транспорта топливом и запчастями и  др. Нарушение хозяйственных связей Украины со странами СНГ требует создания собственной производственно-ремонтной базы отрасли.

 

Характеристика отдельных видов транспорта Украины. Особенности их функционирования и взаимодействие в транспортных узлах

 

Железнодорожный транспорт. Играет ведущую роль в осуществлении зарубежных и значительную — во внешне-государственных  экономических связках Украины. На него приходится основная часть грузооборота и перевозок пассажиров. Этот вид транспорта совмещает в себе важные технико-экономические показатели: регулярность и высокую скорость перевозок, большую пропускную и провозную возможность. 

 

  Развитие железнодорожного транспорта в Украине началось в 60-х годах XIX ст. В этот период были построены первые железные дороги: Львов — Перемишль (в 1861 г.) и Одесса — Балта (в 1865 г.), которую позже продлили в Киев, а затем и в Москву. Во второй половине XIX в. начался строительство железных дорог в Донбассе и приднепровье. Размещение Украины между центральными районами России и Западной Европой способствовало прохождению ряда важных транзитных железных дорог, в частности: Москва — Бахмач — Киев — Козятин — Здолбунив — Львов—Чоп и дальше в Словакию, Чехию, Венгрию. Развитие топливно-энергетического и металлургического комплексов, особенно в Донбассе и приднепровье вызывал необходимость строительства железных дорог в направлении Донбасс — приднепровье-Криворожье. Из Донбасса в приднепровье направляются кокс и энергетический уголь, а в обратном направлении — криворожская железная руда и никопольський марганец. Названные и другие грузы перевозятся железными дорогами Дебальцево — Синельниково — Днепропетровск — Кривой Рог, а также Иловайск — Волноваха — Запорожье — Кривой Рог.

Большой объем добычи и перевозок донецкого угля на север, северный запад требовал строительства в этих направлениях новых железных дорог. В частности, в 1937 г. было завершено сооружение и реконструкция колеи Донбасс — Москва общей длиной 1200 км, а также позже — Дебальцево — Валуйки — Елец — Москва и др. Важным является юго-западное направление, интенсивные грузо- и пасажиро потоки которого связаны с перевозкой импортно-экспортных грузов из Украины, а также грузов, из России, Беларуси в черноморские порты и в обратном направлении; пассажиров, которые едут на отдых и лечение на курорты Крыма, Причерноморья и Приазовья. В осуществлении этих связей важную роль играют линии Харьков — Запорожье — Симферополь, Харьков — Кременчуг — Одесса, Харьков — Днепропетровск — Херсон.

Важное значение для внутригосударственных экономических связей имеют железные дороги Киев — Полтава — Харьков, Киев — Одесса, а для внешнеэкономических связей — Киев — Ковель — Хелм с выходом на Польшу и другие страны зарубежной Европы. После создания морской паром ної переправы Батуми — Одесса значительно выросло значение железной дороги Одесса — Львов — Перемишль, которая отныне играет важную роль в осуществлении не только внутригосударственных и межгосударственных связей Украины, но и дает возможность Украине предоставлять транспортные услуги странам Закавказье для их экономических связей со странами зарубежной Европы.

В Украине сформировалась сеть больших железнодорожных узлов с развитым станционным и складским хозяйством: Харьков, Лозовая, Дебальцеве, Ясинувата, Волноваха, Полтава, Киев, Днепропетровск, Запорожье, Одесса, Жмеринка, Козятин, Тернополь, Львов, Ковель, Коростень, Чеп и другие. Часть железнодорожных узлов связана с другими видами транспорта, который способствует формированию транспортных узлов смешанного типа. В этих узлах происходит перевалка грузов из одного транспорта на другой и координация их деятельности. К ним принадлежат: Киев, Черкассы, Кременчуг, Днепропетровск, Запорожье, Херсон, Николаев, Одесса, Мариуполь, Керчь.

Большое внимание уделяется электрификации железных дорог. Вследствие этого выросла скорость подвижного состава, пропускная способность важнейших железных дорог и эффективность их использования. Электрифицированными магистральные и наиболее грузонапряженные железные дороги: Москва — Киев — Львов — Чеп, Донбасс — Кривой Рог, Харьков — Запорожье — Севастополь, Харьков, — Лозовая — Николаев, Киев — Мироновка — Днепропетровск, Хиривка — Помошна — Одесса — Ильичевск, Харьков — Красный Лиман — Дебальцево. Электрифицированы пригородные зоны Кисна, Харькова, Днепропетровска, Донецка, Львова и ряда других больших городов.

 

Автомобильный транспорт — это наиболее маневренный и эффективный вид транспорта для перевозки массовых грузов мелкими партиями на близкое расстояние. Этот вид транспорта начинает и заканчивает транспортный процесс на морском, речном и железнодорожном транспорте. Автотранспорт обеспечивает функционирование и территориальную организацию всех отраслей народного хозяйства, и в первую очередь, отраслей АПК, которые занимают важное место в экономике Украины.

Информация о работе Значение транспорта в народохозяйственном комплексе Украины