Действия ООН по 7 главе устава

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:34, доклад

Описание

В соответствии с принятым подходом выделяется пять основных типов миротворческой деятельности: превентивная дипломатия, установление мира, способствование миру, поддержание мира и принуждение к миру.

Следует отметить, что для урегулирования конфликта международное сообщество в последнюю очередь прибегает к операциям по принуждению к миру, так как такие операции не предполагают согласия враждующих сторон.

Работа состоит из  1 файл

Доклад по миротвроч. операциям.doc

— 44.50 Кб (Скачать документ)

    Действия  ООН по 7 главе  устава

    В соответствии с принятым подходом выделяется пять основных типов миротворческой деятельности: превентивная дипломатия, установление мира, способствование миру, поддержание мира и принуждение к миру.

    Следует отметить, что для урегулирования конфликта международное сообщество в последнюю очередь прибегает к операциям по принуждению к миру, так как такие операции не предполагают согласия враждующих сторон. Кроме того, ее основополагающим принципом является допущение и даже оправдание вмешательства (вводя политические и экономические санкций), в том числе вооруженного, во внутренние дела стран, где грубо нарушаются права человека и право наций на самоопределение.

    Необходимость в таких операциях также заключается  в том, столкновение внутреннего характера могут привести к региональному конфликту, охватывающим целые зоны, а затем и вовсе перерасти в международный.

    В ходе операций по принуждению к миру вооружение и военная техника  могут использоваться как в целях самообороны, так и по прямому назначению: для уничтожения военных объектов и инфраструктур, вооруженных группировок (незаконных военизированных формирований, бандформирований и т. п.), препятствующих локализации конфликта, его урегулированию и разрешению. Также предметом внимания СБ ООН могут быть обострение этнических противоречий, грубые проявления геноцида, экстремальные угрозы окружающей среде в регионах и т.д. Подобные операции проводятся в рамках главы VII Устава ООН, предусматривающей принудительные действия, только с санкции СБ ООН и под его контролем.

    Перед миротворческой операцией по принуждению  к миру международное сообщество обязательно должно поставить конкретную цель и следовать только ей. А при выполнении цели прекратить миротворческую операцию. При этом силы ООН должны превосходить силы противника, чтобы одержать победу.

    Главная цель операций по принуждению к миру очевидна, а именно заставить участников конфликта согласиться с международными санкциями и или резолюциями.

    Задачами непосредственного участия войск в миротворческой операции являются: принуждение к прекращению насильственных действий; защита территории и (или) населения от агрессии; изоляция территории или группы людей; наблюдение (мониторинг) за развитием ситуации; содействие в обеспечении основных потребностей сторон.

    Сейчас  ООН проводит миротворческие операции на основании гл. VII Устава ООН в таких странах, как Либерия, Кот-д’Ивуар, Бурунди, Гаити, Демократическая Республика Конго, Судан и всем нам известная Ливия. СБ проголосовал за создание бесполетной зоны. Кроме того, мировому сообществу разрешено принятие любых мер для защиты мирных граждан. Под запретом остаются лишь наземные военные операции.

    Несмотря  на появившуюся с окончанием холодной войны возможность инициирования  операций по принуждению к миру, ООН, как показало время, не располагает необходимым для их проведения потенциалом (военным, материально-техническим, финансовым, организационно-техническим). Свидетельство тому — провал операций ООН в Сомали и Руанде, когда сложившаяся там ситуация настоятельно потребовала скорейшего перехода от традиционной операции по принуждению к миру к принудительной, а ООН оказалась не в состоянии самостоятельно это сделать. Кроме того, иметь дело одновременно с множеством конфликтов во всем мире крайне сложно.

    Поэтому-то в 1990-е годы наметилась, а в дальнейшем получила развитие тенденция делегирования ООН своих полномочий в области силового миротворчества региональным организациям, отдельным государствам и коалициям государств, готовым взяться за выполнение задач по кризисному реагированию.

    СБ  ООН в разные годы давал санкции  на применение военной силы (на основании  гл. VII Устава) региональным организациям и коалициям государств в Ираке, Сомали, бывшей Югославии, Руанде и на Гаити. Как это зачастую происходит, можно показать на примере Сомали. Первоначально, в апреле 1992 года, там была учреждена традиционная операция ООН (ЮНОСОМ I), предполагавшая действия только в районе Могадишо. В августе мандат операции и ее численный состав были расширены, чтобы ее действия распространились уже на всю территорию Сомали. Однако в декабре 1992 года после существенного ухудшения обстановки миротворцы ООН оказались не в состоянии выполнять свои функции. Именно тогда СБ ООН своей резолюцией № 794 от 3 декабря 1992 года уполномочил США (которые вызвались сами) «помочь в создании безопасных условий для оказания гуманитарной помощи в Сомали» на основании гл. VII Устава ООН, т. е. с правом использовать военную силу в необходимых размерах. Так началась операция «Возрождение надежды». Для ее проведения была создана Объединенная оперативная группировка войск (ЮНИТАФ) общей численностью около 37 тыс. военнослужащих, в которую помимо основного ядра американских войск вошли воинские контингенты более чем из 20 стран мира. Она имела право использовать «все необходимые средства» для нормализации обстановки. Действия войск ЮНИТАФ, несмотря на сложности и потери в личном составе, способствовали улучшению военного положения в Сомали и эффективному оказанию гуманитарной помощи. Уже в марте 1993 года были созданы условия для учреждения операции ЮНОСОМ II (в отличие от самой первой операции ООН, уже на основании гл. VII).

    Однако  главный недостаток осуществления миротворческой операции отдельным государством или коалицией заключается в том, что сама операция неизбежно подвержена политическим пристрастиям.

    Структура ООН опирается на хрупкое равновесие двух противоречивых принципов международных отношений. Первый - членство всех стран мира и равенство всех суверенных государств перед лицом международного права. Второй - признание суровой правды политической действительности, т.е. того, что некоторые государства значительно сильнее других и не будут признавать такого решения большинства, которое, по их мнению, может угрожать жизненным интересам их безопасности.

    При осуществлении же операций ООН по принуждению к миру именно наиболее мощные государства несут в большинстве случаев основное военное и финансовое бремя. Таким образом, операции ООН по принуждению к миру не всегда объективно могут отражать интересы большинства. Нам известны операции по принуждению к миру, которые осуществлялись и без санкции Совета Безопасности ООН. Это действия НАТО в Боснии в 1995 г., бомбардировки Югославии авиацией стран НАТО в 1999 г. в связи с конфликтом в Косово и вмешательство России в конфликт в Южной Осетии в августе 2008 г.

    Но, естественно, сильнейшие государства  не всегда способны в одиночку осуществлять успешно операцию в своих интересах. Так что порой вынуждены прислушиваться к мнению других стран. То есть относительное равенство существует. Поэтому при осуществлении операций ООН по принуждению к миру должны учитываться оба перечисленных принципа. 

Информация о работе Действия ООН по 7 главе устава