Традиции питания скотоводов Центральной Азии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:31, реферат

Описание

Традиции питания скотоводов Центральной Азии складывались с незапамятных времен. В эпоху античности (с I в. н.э.) на территории Забайкалья существовало мощное государство гуннов, основой хозяйствования которых было скотоводство. К этому времени предположительно относится формирование оригинальных типов хозяйственно-культурного освоения территорий. В условиях Забайкалья аборигенное население занималось охотой, рыболовством и, самое главное — основу хозяйственной жизни составляло разведение скота, приспособленного к климатическим условиям региона.

Работа состоит из  1 файл

6.docx

— 102.75 Кб (Скачать документ)

     Вместо  чая употребляли листья брусники, плоды боярышника, листья иван-чая.

     Иногда  находили мышиные запасы луковиц  сараны, это было большой удачей, так как мышиные запасы были довольно большими - несколько килограммов, от двух до десяти.

     Агинские  буряты разводили все пять видов скота, чему способствовали наличие бескрайних степных просторов, обилие солончаков, разнотравье. Согласно дореволюционным документам, среднее бурятское хозяйство имело по 100-200 лошадей и 200-400 овец.

     Закаменские буряты содержали крупный рогатый скот, имевший густую мохнатую шерсть. Волы использовались на сельскохозяйственных работах. Сарлыки и хайнаки (помесь яка и коровы монгольской породы) были распространены и хорошо приспособлены к местным условиям - хорошо лазают по горам, не скользят на льду, не боятся волков, спокойны нравом. В хозяйстве каждого закаменца всегда были дойные кобылы. Дойных кобыл нужно доить три раза в день. Лошади были также монгольской породы - низкорослые, мохнатые, но исключительно выносливые и неприхотливые. Мясо козы считалось плохим. Козья шкура шла на изготовление одежды и обуви.

     Бурятская кухня основывается на трех основах - мясе, молоке и дикорастущих съедобных растениях.

     Ольхонские буряты использовали в пищу байкальскую рыбу - омуль, сига, хариуса, красноперку, сазана, окуня, щуку. Рыба готовилась разными способами: на открытом огне на рожнах, в виде шашлыков, вареная, сушеная (вяленая), соленая, расколотка (замороженная рыба, употреблявшаяся в сыром виде).

     
      

     Черный  чай, тем более с сахаром, буряты не любят. У иркутских бурят был  распространен черный кирпичный  чай, забайкальские буряты предпочитали зеленый кирпичный.

     В старину пекли пресные лепешки  из муки, приготовленной из кореньев диких  растений. С середины XVII в. широко распространилось употребление хлеба на дрожжевой опаре - ржаного и пшеничного. Рожь и пшеницу сеяли понемногу в основном в Иркутской области, эти культуры были известны до прихода русских. Согласно архивным данным, буряты выращивали также ячмень и гречиху.

     Существуют  поверья, связанные с пищей. Например, поздно вечером, после захода солнца, нельзя отдавать продукты кому-либо. Также, если скот был кастрирован, в течение десяти суток нельзя было отдавать на сторону молоко и молочные продукты.

     Отварное  мясо "бyхэлеэр" зимой варили из говядины, летом из баранины. Каждый брал кусочки мяса с общего подноса на свое блюдо, отрезал ножом на более мелкие кусочки и макал их в соленый бульон. Бульон подавался в пиалах и заправлялся сухим диким луком или чесноком. В бульон добавляли лапшу, пшено или рис. Считается, что кочевники-скотоводы в основном покупали муку, пшено, рис, гречиху на ярмарках у китайцев, бухарцев, позднее у русских.

     Считается, что употребление в пищу внутренностей животных усиливает функции подобных органов у человека. Съедаемое сердце животного увеличивает храбрость, печень - силу.

     Живая кровь употреблялась в подогретом виде. Вообще, угощение кровяными колбасами считалось знаком особого уважения к человеку. Молоко употреблялось коровье, кобылье, ячье, козье, верблюжье, овечье.

     Древним охотничьим блюдом являлась туша козла  или барана, внутрь которого клали раскаленные на костре камни. Также известно блюдо из мяса, приготовленное в яме в земле на углях. Считалось, что приготовление мяса на костре - мужское занятие. Варка мяса в котле - женское.

     Молочные  продукты несут в себе особую благость благодаря своему белому цвету, священному у монголов.

      
      

     Правила приема пищи. Угощение гостя

     В старину у бурят было принято  угощать любого гостя, зашедшего  в дом. На стол ставились в первую очередь подносы, тарелки и блюда  с молочными продуктами - сметаной, творогом, пенками, саламатом, позже - хлебом, печеньем, чашки с чаем и молоком, которые подавались в руки гостя. Подавать чай и тарелку следовало стоя, обеими руками или правой рукой, поддерживая ее левой. Затем хозяева жестом приглашали гостя отведать пишу, повернув кисти рук ладонями вверх.

     Старший  из  гостей  брал  кусочек  масла   и   бросал  его  в  огонь.

     Затем наступала очередь остальных, которые  совершали такие же действия, отдавая дань божествам домашнего очага.

     Садились  вокруг стола также по старшинству. Первым садился среди ровесников тот, у кого старше отец.

     В конце трапезы гость постарше говорил, что он насытился и возвращал  хозяевам чашку. Хозяева должны были уговаривать гостя еще попить чаю и отведать пищи. После питья чая и приветственных разговоров хозяева начинали варить мясные блюда.

     В гостях

     В Бурятии нормы традиционного  этикета фактически утрачены, в соседней Монголии правила поведения на людях внушаются детям с детства. Например, по древним нормам этикета, женщинам не полагалось ходить в гости одним, без мужчины.

     Чтобы показать отсутствие враждебности, гость  должен был оставить оружие и плеть  во дворе. Нож должен свисать с ремня свободно,  не  прятаться  в  складках  одежды.  Если гость пришел ненадолго, он не снимает головного

     
      

убора. Неуважением к хозяину считались  не застегнутые пуговицы. Стучать в двери у монголов не было принято - нужно было подать голос, например, закричать, чтобы убрали собаку. Стучатся и скребутся в дверь, мол, только животные. Переступить порог гостю следовало правой ногой.

     Торжественное угощение гостя

       В торжественных случаях хозяева  для приема гостей забивали  барана. И в настоящее время,  узнав о приезде дорогих гостей, хозяева стараются раздобыть барана. Забой и употребление его мяса - символ уважения к гостю или особой торжественности и значимости приезда гостей. Архи, или водку, в старину подавали только пожилым гостям. В присутствии более старших людей левую ладонь нужно держать на правой, нельзя скрещивать ноги.

     Чай хозяева подают гостям по часовой  стрелке, принимающий пиалу берет ее правой рукой за дно, придерживая левой рукой правую. Важное значение имеют выражение глаз, поза пришедших гостей. Гостям нельзя садиться на женскую кровать.

     Куски вареного мяса ставились на блюда  перед каждой тройкой гостей. Самому уважаемому гостю подносилась голова "тоолэ" - опаленная, промытая и сваренная. Голова подавалась мордой к гостю, на ее лбу делался надрез треугольной формы, а на щеках и за ушами - два прямых параллельных надреза. Главным гостьям - женщинам голова не ставилась, им ставился крестец.

     
      

     Почетный  гость, кому была предложена голова, срезал кожу с головы барана. Кусочки кожи со лба бросал вверх - небу, с левой щеки - в сторону огня, с затылка ел сам. Затем поворачивал блюдо по ходу солнца, клал на него ребрышко и отдавал блюдо молодому, здоровому мужчине.

     В приготовлении чая также соблюдались  особые церемонии. В котле жарят толченую пшеницу. Затем в котле варят чай - воду с заваркой. Чай вычерпывают и помещают в другую посуду. В котел кладут сметану и варят саламат. В саламат вливают воду и варят до образования масла. Сюда же можно добавить мелко накрошенный жир. После этого вливают сваренный чай и медленно помешивают. Получается так называемый зутаран сай, или тогон сай. Вместо муки употреблялись такие растения, как сарана и дикая гречиха. Муку из луковиц и зерен этих растений жарили в котле на сале диких зверей, затем добавляли воду и заварку, а также молоко и сметану.

     М.Н. Хангалов отмечал, что мука из диких  растений почти забыта, в конце XIX в. буряты использовали муку пшеничную.

     Сакральная  пища

     Различным богам посвящались животные, рыба, птица. Например, посвящаемую козу омывали освященной водой, окуривали богородской травой (можжевельником), багульником, обвязывали лентой и отпускали на волю.

     Хозяину острова Ольхон Ута-Сагаан нойону посвящали голубя, на шею которого привязывали белые и синие ленты. Голубь также отпускался на волю.

     В реке вылавливали налима, брызгали его священной водой и вновь  бросали в воду. Этот обряд посвящался хозяину вод.

     
      

     У бурят существовали особые блюда, как, например, "амhан" (для жертвоприношений западным тэн-гриям - божествам, Ухан-хату, кузнечным заяанам - добрым духам). В обыденной жизни его не употребляли. Обжаренную пшеницу толкут в деревянной ступке, превращают в крупу, которую отваривают в воде. Затем крупу отваривают еще раз в молоке, полученная кашица должна быть абсолютно белой и густой. Кашица также готовилась из семян трав ("бу-дан", "шубуханан толгой" и др.). Травы собирали, сушили, веяли и варили амhан. Также варили в молоке луковицы сараны, которая произрастала в старые времена в изобилии

       Мебель для кухни и посуда

       Мебель была удобной - функциональной, отмечают знатоки национальной культуры. Каждый мужчина в семье должен был уметь работать по дереву, изготавливать мебель самостоятельно. Она изготавливалась и мастерами, своего рода профессионалами, если можно их так называть - столярами-краснодеревщиками.

     Мебель  изготавливалась с закругленными  углами, чтобы никто не мог удариться. На скамеечки сверху ложили кожаные, шерстяные, войлочные подушки, коврики с аппликацией. Мебель окрашивалась по вкусу хозяев масляными красками черного, красного, зеленого цвета, однако в старину она была натуральной текстуры.

      
      

     Посуда  из наростов на дереве и корней дерева (в основном березы) приобретала красный цвет от используемого жира, была очень прочной. Из бересты изготавливались многочисленные и разнообразные туеса - "бортого" для хранения предметов быта. "Бортого" на 16 кг. называлась по-русски "пудовка" и применялась как измерительная емкость.

     Туеса из бересты использовались и для  хранения продуктов питания. Очень  популярна была посуда на три литра, или один котел. В дальнейшем, как считают исследователи, берестяная посуда заменялась деревянной и железной.

     Деревянная  посуда

- Сосуд для  курунги объемом 5-6 ведер "булуур" 
- Сосуд для хранения молочных отходов "торхо" 
- Сосуд берестяной для молочных продуктов "тyйсэ" (туесок) 
- Крынка для отстоя сметаны "тоорсэг" 
- Таз "шааша" 
- Большая плоская тарелка "тэбшэ" 
- Большой ковш, поварешка "шанага" 
- Большое блюдо "толп" 
- Большая чашка "cap аяга" 
- Чашка для чаепития "такша" 
- Ложка "холбого" 
- Бочка "боошхо" 
- Ушат "ушааг" 
- Жбан "избаан" 
- Лопаточка для переворачивания лепешек

 

     Металлическая посуда

- Котел чугунный  полусферической формы на 3-10 л. "тогоо" 
- Чайник медный "зэд шааниг" 
- Котелок медный "зэд зантуу" 
- Жаровня чугунная "ширэм тэбшэ" 
- Поднос жестяной  "хутхур
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
-
                                                         

Информация о работе Традиции питания скотоводов Центральной Азии