Внешняя политика США в Карибском регионе Латинской Америки (60-е – 80-е годы XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 01:00, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что СССР был активно вовлечен во взаимоотношения США и стран Латинской Америки на стороне антиамериканских сил и режимов.

Цель курсовой работы – анализ внешней политики США в Карибском регионе Латинской Америки (60-е – 80-е годы XX века)»

Содержание

Введение 2

Глава 1. Значение Карибского района Латинской Америки для США 3

§ 1. Карибский кризис осенью 1962 г. 3

§ 2. Латиноамериканский курс Р.Никсона (1969-1974) и Джералда Форда (1974-1977) 9

Глава 2. Особенности внешней политики США в Карибском регионе Латинской Америки (77-е – 80-е годы XX века) 14

§ 1. Латиноамериканский курс Джимми Картера (1977-1981) 14

§ 2. Карибский общий рынок в зоне свободной торговли (КАРИКОМ) 21

Заключение 25

Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

США и Карибский регион_.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

      Дж. Картер совершил акт гражданского мужества, подписав 7 сентября 1977 г. с лидером  Панамы О. Торрихосом в присутствии  президентов латиноамериканских государств договор, в соответствии с которым с 12 часов дня 31 декабря 1999 г. Панаме возвращался суверенитет над зоной канала. Был подписан также договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации канала, который заменил договор 1903 г. - самый кабальный в истории Латинской Америки XX в. Негласный девиз противников договора: «Заявить об уходе, чтобы остаться». С поправками в пользу США договор был ратифицирован сенатом с перевесом всего в один голос. По признанию 3. Бжезинского, «ратификация договора рассматривалась нами как необходимое условие для более зрелых и исторически более справедливых отношений с Центральной Америкой - регионом, который мы никогда достаточно не понимали»21. США выполнили условия договора, штаб-квартира Южного командования была переведена в Майами. Для Дж. Картера договор о передаче Панаме зоны канала, наряду с провалом плана освобождения американских заложников в Иране, обернулся поражением на президентских выборах.

      Реваншизмом проникнут латиноамериканский курс президента Рональда Рейгана (1981-1989). Кампании по его выборам сопутствовал угар шовинизма. Рефреном этой кампании являлось утверждение, что США «проморгали» Латинскую Америку и пожинают плоды своей близорукой политики. Как сводки с театра военных действий звучали требования остановить развитие освободительного процесса к югу от границ США, «не допустить появления второй Кубы, второй Никарагуа», которые в соответствии с «концепцией домино», угрожают господству в этой заповедной зоне мира. «Гром грянул, и Соединенные Штаты чувствуют его раскаты. Во всем бассейне Карибского моря происходят далеко идущие, подчас насильственные политические и социальные перемены. Ни разу со времени Мексиканской революции XX в. ранее не было такого брожения на южных флангах США», - утверждала газета «Крисчен сайенс монитор»22. Прогнозируя латиноамериканский курс Рейгана, журнал «Ньюсуик» писал: «Нигде внешнеполитический курс США не изменится столь решительным образом, как в Латинской Америке»23.

      Еще за полгода до избрания Р. Рейгана  его «мозговой центр» (Л. Буше, Р. Фонтайн, Д. Джорден, Г. Самнер) разработал конфиденциальный документ «Новая межамериканская политика на 80-е годы», известный как «документ Санта-Фе». Он отводил Латинской Америке ключевую роль во внешней политике США. «Исторически латиноамериканская политика США, - говорилось в документе, - составляла часть глобальной стратегии... И именно Латинская Америка и Карибы позволили США заложить основу своей сверхмощи для противодействия усилиям в Европе, Азии и Африке»24. Для сохранения Латинской Америки в орбите США рекомендовались любые средства. В частности, авторы предлагали «начать национально-освободительную войну против Кастро»25. Впервые за 20 лет после Карибского кризиса советники президента открыто призывали к войне против Кубы.

      Латиноамериканская  составляющая доминировала в провозглашенной  Р. Рейганом доктрине «борьбы против международного терроризма» с главным фигурантом — «империей зла» в лице СССР. Вскоре после выборов Р. Рейган назвал Латинскую Америку «пробным камнем отношений Вашингтона с третьим миром и ареной битв с коммунизмом»26. Аналогична была позиция вице-президента Дж. Буша, который назвал Кубу «главной угрозой миру в нашем регионе». Тогда же стали известны планы избирательного использования химического, бактериологического и метеорологического оружия против Кубы. В рамках «экологической войны» предусматривалось искусственное появление ураганов и проливных дождей, имевших целью уничтожение урожая сахарного тростника. В 1981 г. на Кубе были отмечены вспышки эпидемий, эпизоотии и грибковых заболеваний сахарного тростника и табака. Вспышка лихорадки «денге» привела к человеческим жертвам. Появился новый вид эпидемии -геморрагический конъюнктивит27.

      Первоочередным  объектом внимания администрация президента Р. Рейгана избрала страны Центральной  Америки и Карибского бассейна.

      «Новая  Карибская стратегия» США, которую  называли «мини-планом Маршалла», предусматривала подключение Мексики, Венесуэлы, Канады, некоторых европейских стран и Японии для оказания экономической помощи выборочным странам Карибского бассейна. Откликнувшись на призыв Р. Рейгана, группа Рокфеллера образовала комиссию, представлявшую крупнейшие корпорации и банки США28. Однако на встрече министров иностранных дел Венесуэлы, Мексики, Канады и США в июле 1981 г. в Нассау партнеры США по переговорам отвергли предложение государственного секретаря А. Хейга отлучить отдельные карибские страны (Кубу, Гренаду и Никарагуа) от программы экономической помощи. По настоянию партнеров США в заключительном коммюнике была подчеркнута необходимость предоставления экономической помощи всем странам Центральной Америки и Карибского бассейна без исключения и без каких бы то ни было политических условий. 24 февраля 1982 г. Р. Рейган, выступая в штаб-квартире ОАГ, выдвинул «Карибскую инициативу» - программу помощи странам Центральной Америки и Карибского бассейна29.

      В апреле 1982 г. состоялся первый в истории визит президента США в страны Карибского бассейна: Р. Рейган посетил Ямайку и Барбадос; в ноябре-декабре Р. Рейган совершил первую поездку в страны Центральной и Южной Америки - Бразилию, Колумбию, Коста-Рику и Гондурас. Что касается «Карибской инициативы», то она оказалась смазанной военной интервенцией США против Гренады, количество жителей которой в 100 раз меньше населения одного лишь Нью-Йорка.

      Интервенция против Гренады - неправомерная реакция  США на внутренние процессы в карибском государстве (получила независимость в 1974 г., член Содружества наций), где в 1976 г. было свергнуто авторитарное правительство Э. Гейри и к власти пришел лидер левой партии Новое движение ДЖУЭЛ («Новый объединительный поход за благосостояние, образование и освобождение») М. Бишоп. В стране были проведены социальные реформы в русле демократического процесса.

      Основная  претензия США - проведение М. Бишопом  независимой внешней политики, включая  установление дипломатических отношений  с Кубой и СССР30. Уже через два месяца после прихода к власти М. Бишопа в США была создана межведомственная оперативная группа по проблемам стран Карибского моря, вскоре вступил в действие план ЦРУ под кодовым названием «Пирамида», включавший многосторонние акции, направленные на дестабилизацию правительства и его ликвидацию: морскую блокаду, экономический бойкот, лишение запланированных кредитов и обещанных займов по линии международных банков, попытку создать «санитарный кордон» вокруг Гренады и исключить ее из интеграционного объединения государств Карибского бассейна (КАРИКОМ), лишить страну иностранных туристов. Были предприняты четыре попытки свергнуть правительство, совершено покушение на премьер-министра М. Бишопа31.

      Поводом для интервенции послужило убийство М. Бишопа 19 октября 1983 г. в результате внутренних разборок. Предлог для интервенции - следующие обвинения: «вакуум власти» и угроза анархии, «угроза для жизни американских граждан», превращение Гренады в «кубино-советскую» военную базу. В действительности ничто не угрожало ни американским гражданам, ни национальной безопасности США. На Гренаде все было спокойно. Что касается «военной базы», то речь шла о строительстве современного гражданского аэропорта с использованием кубинской рабсилы, причем подрядчик — английская компания «Плисси эйрпортс лимитед», действовавшая с одобрения своего правительства32.

      США не рискнули прибегнуть к услугам  ОАГ и инспирировали создание «Организации восточнокарибских государств» в составе шести государств-карликов. Не успев даже зарегистрироваться в ООН, фиктивная организация обратилась к США с просьбой о проведении военной акции против Гренады. Известный американский политический деятель А. Шлесинджер отмечал, что «официальная просьба (о военной акции против Гренады. - Авт.) была составлена в Вашингтоне и передана карибским руководителям специальными американскими эмиссарами»33.

      Интервенция была совершена 25 октября 1983 г. внезапно, без предупреждения, США не поставили в известность даже Англию, были задействованы крупные силы ВМФ, морской пехоты, ВВС, имелись жертвы среди гражданского населения и разрушения. На острове был введен оккупационный режим, поставивший у власти послушное ему правительство.

      Впервые за 18 лет после вторжения в  Доминиканскую Республику (апрель 1965 г.) США совершили военную интервенцию в Западном полушарии. Мировая общественность резко осудила действия США. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Положение на Гренаде». В документе выражалось глубокое сожаление «по поводу вооруженной интервенции на Гренаду, которая является грубым нарушением международного права и посягательством на независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность этого государства». Резолюция потребовала «немедленного прекращения вооруженной интервенции и немедленного вывода иностранных войск из Гренады»34. Против резолюции проголосовали девять государств: США, шесть карибских стран, Израиль и Сальвадор35. Резкой была реакция латиноамериканских стран, включая Аргентину, Бразилию и Мексику. 

    § 2. Карибский общий  рынок в зоне свободной  торговли  (КАРИКОМ)

          Карибские  страны  поддерживали  идею  вхождению  в зону свободной торговли (ЗСТ), так как это способствует  увеличению своего экспорта и поступлению своих товаров на новые рынки  без  всяких пошлин. Но они проявляют при этом осторожность и отрицательно относятся к мысли  о  равноправных условиях  в торговле с США. Они опасаются огромной диспропорции между уровнем развития и размером их  территории  с США.  Они  считают, что США в силу своего потенциала очень просто может переполнять карибские рынки товарами всех видов. Поэтому, по мнению специалистов - им следовало бы  на переговорах ввести определенные правила, которые могли бы учитывать эту реальность, например, устранения  нетаможенных  барьеров. Им нужны гарантии того, что будут устранены все существующие - на сегодняшний день - преграды.  Одновременно  они  считают, что открытие своих рынков не должно произойти сразу, а градуально в долгосрочный период, в течение которого местные производители могли бы получить необходимый уровень знаний и производить продукцию  в  соответствии  с  международным стандартом. Кроме того, обязанности КАРИКОМ в ЗСТ должны быть скоординированными с обязанностями Ломейской конвенции, на которой очень ясно сказано,  что  страны Европейского  Сообщества  должны  получать от стран Африки, Азии и Карибского  бассейна, принадлежащие КАРИКОМ,  подобные льготы и привилегию в торговле, предоставляемые этими странами  определенному  партнеру.  Отсюда следует сказать, что если КАРИКОМ подпишет любой договор с Америкой о создании ЗСТ, то должен делать тоже самое с Европейским  Союзом.36 Существуют  определенные условия, от выполнения которых - как считают специалисты - возможно участие КАРИКОМ в зоне свободной торговли.

          1. Оказание им  финансовой и технической помощи, для того чтобы повысить конкурентоспособность местных товаров  и эффективность предприятий.

          2. Установление механизмов, обеспечивающих как контроль  и  ликвидацию нетаможенных барьеров, так и компенсации потерь в торговле с США.

          3. Установление сроков  открытия рынков, достаточных для  достижения необходимого уровня развития местных  предприятий.

          Исходя  из  этого  можно сказать, что участие КАРИКОМ  в НАФТА дело долгосрочного периода.

    Карибский общий рынок (КОР)

          Интеграционные  процессы  в  экономике стран  Карибского бассейна характеризуются  рядом специфических черт, определяемых особенностями их исторического и социально-экономического развития. Эти процессы начались  в  период,  когда часть  стран  только  получила независимость, а другая еще находилась в сфере английского и французского владычества. Такое положение придало объединительным процессам  сложных и противоречивый характер, предопределило большое воздействие  на эти процессы сначала английского, а затем и американского капитала.37

    Помимо  этого, страны Карибского бассейна весьма различны как в этническом и лингвистическом, так и в социальном, политическом и экономическом отношении. Почти для всех характерны небольшая территория, высокая  плотность  населения,  перенаселенность,  хроническая  безработица,  низкая норма накопления, узкий внутренний рынок  (население  ряда стран-участниц составляет 100-300 тыс.человек).

          Договор  Сент-Джонс  о  Карибской  ассоциации свободной  торговли (КАСТ) был заключен 11 странами в 1968 году.

          Главная  цель  договора - либерализация внутризональной  торговли. В товарные списки для  немедленной  либерализации (центральный  пункт  договора) было включено 75 % товаров, обращавшихся во внутризональном товарообороте.  Таможенные пошлины  на  остальные  продукты намечено было устранить в течение пяти лет в экономически наиболее развитых  странах (Барбадосе,  Гайяне, Ямайке, Тринидаде и Тобаго) и в течение 10 лет в  остальных  странах.  Договор  предусматривал запрещение  взимания экспортных налогов на товары, направляемые в другие страны Ассоциации.

          При разработке положения  КАСТ был  учтен  отрицательный  опыт деятельности ЛАСТ, где игнорировались интересы экономически  наименее  развитых  стран,  что явилось одной из главных причин ее  последующего  кризиса.  Условиями КАСТ предусматривался  несколько более льготный период таможенно-торговой либерализации для стран с “относительно меньшим уровнем экономического развития”.

Информация о работе Внешняя политика США в Карибском регионе Латинской Америки (60-е – 80-е годы XX века