Шпаргалка по «Этике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2014 в 13:56, шпаргалка

Описание

1. Деловое общение: сущность, структура, функции.
2. Принципы оптимизации делового общения. Ошибки, разрушающие общение.
3. Роль этики в деловом общении. Различные подходы.
4. Этика делового общения и национальные традиции.
5. Специфика менеджеров и предпринимателей: функции, роли, мастерство.
6. Этика общения по “горизонтали”.
7. Этика общения по “вертикали”. Этические нормы поведения руководителя.
8. Стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный.
9. Трансактный анализ Э.Берна /родитель, взрослый, ребенок/.
10. Нейро-лингвистическое программирование и его использование в анализе процесса делового общения.
11. Этикет телефонного общения.
12. Беседа как основная форма делового общения.
13. Методы и приёмы, используемые в деловом общении.
14. Культура ведения деловых переговоров.
15. Культура публичного выступления.
16. Культура деловой переписки и речевой этикет.
17. Служебный этикет.
18. Этикет официальных мероприятий.
19. История этикета и специфика делового этикета в разных странах.
20. Средства общения.

Работа состоит из  1 файл

ответы к зачёту ЭТИКА БИЗНЕСА.doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)
  1. Деловое общение: сущность, структура, функции.

Общение — это социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.

Техника общения — установление психических контактов, использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению, выбор средств общения в зависимости от формы общения.

Обычно выделяют три уровня анализа этого явления:

1) Макроуровень: общение  индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни.

2) Мезоуровень: общение  рассматривается как сменяющаяся  совокупность целенаправленных  логически завершаемых контактов  или ситуаций взаимодействия, в  которых оказываются люди в  процессе текущей жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни.

3) Микроуровень: здесь  главный акцент делается на  анализе элементарных единиц  общения.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды общения:

1. «Контакт масок» —  формальное общение, при котором  отсутствует стремление понять  и учесть особенности личности  собеседника.

2. Формально-ролевое общение — формальное общение, в котором регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент.

3. Светское общение — это общение, определяемое формальной вежливостью, его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.

4. Манипулятивное общение — это общение, направленное на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

5. Духовное межличностное общение — это общение между людьми, которое характеризуется взаимопониманием, а в его основе лежит доверие к личности собеседника.

6. Деловое общение — это общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

 Все многообразие  видов общения можно разделить  на две большие группы: формальное  общение (ролевое) и неформальное общение (личностное).

Формальное (ролевое) общение, определяемое служебными и социальными статусами людей, и неформальное (личностное) определяемое их личностными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое.

 В качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа.

Функции общения многообразны, существуют различные основания для их классификации. Одно из общепринятых оснований классификации — выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик:

1) перцептивной — процесса  восприятия и понимания людьми  друг друга в процессе общения;

2) информационной —  процесса обмена информацией;

3) интерактивной — процесса  взаимодействия людей в общении.

 В соответствии с  этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно- коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.

1. Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция общения, в  основе которой лежит восприятие  и понимание другого человека, в том числе партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека.

2. Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами.

3. Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

Деловое общение — это особая форма взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела. Предметом делового общения является дело.

Содержание делового общения — социально значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.

Цель делового общения — организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности. Помимо общей цели делового общения, в нем можно выделить и личные цели, реализуемые участниками общения:

1) стремление к личной  безопасности в процессе социальной  деятельности, что часто проявляется  в уходе от ответственности;

2) стремление к повышению  своего жизненного уровня;

3) стремление к власти, т.е. стремление расширить круг  своих полномочий, продвинуться  вверх по служебной лестнице, избавиться от бремени иерархического  контроля;

4) стремление повысить  свой престиж, что часто сочетается  со стремлением укрепить престиж занимаемой должности и самой организации.

 В современной психологической  науке выделяют основные этико-психологические  принципы делового общения, к  которым относят:

1) принцип создания  условий для выявления творческого  потенциала и профессиональных знаний личности, на основе которого возможно согласовать личные цели сотрудника с общими целями организации;

2) принцип полномочий  и ответственности, регламентирующий  деловое общение в рамках служебных  прав и обязанностей в соответствии  со служебным статусом сотрудника, оценку его деловых качеств и использование его квалификации и опыта.

  1. Принципы оптимизации делового общения. Ошибки, разрушающие общение.

  Принцип 1. Отчетливо  поставленные цели.  Указанный  принцип  предполагает способность руководителя сформулировать текущие и перспективные  цели  перед всем  коллективом  и  каждым  его  членом  в  отдельности.

  Принцип 2. Компетентная  служебная консультация. После определения  целей и задач, средств и методов каждый  исполнитель  волен  выработать  собственную технологию исполнения.

  Принцип 3. Здравый  смысл.   Все ориентиры делового общения нацелены на здравый смысл. Это может  быть и житейская сметка, но в большей степени это опыт  и  факт. 

  Принцип  4.  Должностная  инструкция  в  деловом  общении  –   побуждение ответственности.

  Формализованность  прав и обязанностей в стандартных  типовых  должностных инструкциях часто служит «гирями» на ногах  предприимчивости  и  инициативы.

  Принцип 5. Делегирование  полномочий. Под делегирование полномочий  в общем смысле понимается передача подчиненному задачи  или  деятельности  из  сферы действий руководителя, (одновременно  с  этим  должны  также  делегироваться необходимые права, компетенция и  ответственность).  Руководитель  сохраняет за собой ответственность за общую схему управления.

Принцип 6. Устное распоряжение.   Устные распоряжения могут быть оценкой, директивой,  инструкцией,  формой распорядительной информации.

  Техника и методика  делового  общения  включает  в  себя  простые  правила устных распоряжений.

  Правило 1. Устное распоряжение  должно отдаваться в явной  форме.

  Это означает, что  устное  распоряжения  выступает  в  форме  очевидного, прямого и однозначного предложения выполнить  некоторое  действие,  а  не  в форме намека, пожелания, обговаривания мотива и стимула.

  Правило 2. Устное распоряжение  должно отдаваться лично исполнителю, а  не через вторые руки.

  Распоряжение, переданное  через кого-то, звучит как  отказ  в  уважении  к лицу, которому оно  адресуется.  Этим  просто  снижается  его  значимость  и важность.

  Правило 3. Устное распоряжение  – эмоциональный знак.

  Кроме того, что  устное  распоряжение  –  инструкция  и  распорядительная информация, это еще и факт делового  общения,  проводимого  на  определенной эмоциональной волне. Она  должна  характеризовать  степень  конфликтности  и доверительности.

  Правило 4. Отдавая  устное распоряжение, не стоит  говорить «Мне нужно», «Я хочу» и  т.п.,  так  как  создается  впечатление,  что  этого  хочет  только руководитель, что это нужно лично ему для удовлетворения его потребностей.

Контроль, равно как и самоконтроль –  это  то  действие,  которое  делает процесс  коммуникации  устойчивым.  Методы  контроля  –  это  управленческое общение, а то,  что  общением  нужно  управлять  –  аксиома,  не  подлежащая осуждению.

  Ошибка 1. Контроль, ограниченный  инцидентами.   Нормальный контроль – постоянная задача. Он не  должен  приурочиваться  к исполнительным   событиям    или    случаям.    Контроль    (внимательность, профессиональность, добросовестность) должен быть не компанией, а нормой.

  Ошибка 2. Тотальный  контроль.   Перепроверить всю полученную  информацию,  конечно,  можно,  но  вряд  ли всегда. Кроме того, что тотальный контроль  порождает  чувство  недоверия  и соответствующей атмосферы в общении, он еще  говорит  либо  о  специфических психологических качествах «контролера», либо о  нем  как  профессионале,  не умеющем «читать с листа» информацию.

  Ошибка 3. Скрытый контроль.   Принцип «доверяй, но проверяй» к этому не имеет отношения. Партнерство  в общении, доверительность предполагает искренность и правдивость.  Отсутствие этих качеств затрудняет  общение,  а  обнаружение  «тайной  проверки»  может просто оскорбить партнера. Это  сразу  создает  атмосферу  подозрительности, поисков  «комфорта»,  мнений  о  мошенничестве,  фальсификации   документов, злоупотреблениях. Такое  общение,  естественно,  не  может  рассчитывать  на полноценность.

  Ошибка 4. Избирательный  контроль.   Осуществлять  контроль  только  избранной,  любимой  темы,  а   остальное оставлять без проверки – в конце концов значит вызвать насмешку  над  собой: другого не знает и о нем не «заикается» (под маркой  этого  «другого»  можно подсунуть что угодно). Контролировать лишь «любимчика» или, наоборот,  того, кто находится в «опале», тоже не метод. Не  самой  удачной  формой  контроля является и проверка того, что просто попало в поле зрения.

  Ошибка 5. Контроль  ради проформы.   Такой контроль  –  как  формальная  принципиальность.  Он  вызывает  лишь чувство   досады    свей    поверхностью,    случайной    избирательностью, бесцельностью, тратой времени и усилий. Лучше не контролировать вообще,  чем контролировать формально. Но, с другой стороны, отсутствие контроля –  самый зримый сигнал о  незаинтересованности,  а  последняя  никак  не  может  быть хорошим основанием коммуникации.

  Ошибка 6. Контроль  из недоверия.   Естественно,    что    недоверие    предполагает     проверку.     Однако подозрительность,  скорее  всего,  свидетельствует  о  недоверии   к  себе. Доверительное деловое общение и недоверие – вещи несовместимые.  Нужно  либо не  вступать  в  общение  с  партнером,  к  которому   испытываешь   чувство недоверия,  либо,  вступив  в   коммуникацию,   не   оскорблять   последнего необоснованными  подозрениями.   Неспособность   подбирать   себе   надежных партнеров проецирует собственные недостатки на других.

    

  1. Роль этики в деловом общении. Различные подходы.

 

  1. Этика делового общения и национальные традиции.

В каждой стране и у каждого народа существуют свои традиции и обычаи делового общения и деловой этики.

Важны ли они при встрече представителей разных культур? Существуют две точки зрения на этот счет. Обе признают наличие национальных особенностей. Согласно первой точке зрения интенсивность делового общения в современном мире приводит к "размыванию" национальных границ, формированию единых норм и правил. Развитие международных связей, обмены в области культуры, науки, образования ускоряют процесс. В результате, например, японец или китаец, получивший образование в США, воспринимает особенности американского мышления и поведения. По мере развития цивилизации, процессы, связанные с взаимопроникновением национальных стилей общения, формированием многих единых параметров ведения переговоров, играют все большую роль.

Представители второго направления, напротив, склонны отводить национальным особенностям одно из центральных мест в международном деловом общении и, в частности, на переговорах, составляющих основу этого общения. Они полагают, что"...трудности на переговорах возникают в связи с различиями в ожиданиях", которые, в свою очередь, обусловлены различиями культур. Наибольшее влияние на человека оказывают ценности, традиции, обычаи и т.д., усвоенные в детстве, т.е. те, которые имеют именно национальную основу. К данному аргументу добавляется и другой. В международный бизнес активно включается все большее число людей, часто не обладающих опытом международного общения. Они вносят значительный элемент национальной специфики.

Информация о работе Шпаргалка по «Этике»