Современный Китай. Особенности деловой этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:19, реферат

Описание

Особенности деловой этики в современном Китае. Нормы поведения в китайской деловой среде. Необходимость следить за позой и жестами, выражением лица при разговоре с китайским собеседником.

Работа состоит из  1 файл

Псих общ. Китай.docx

— 48.82 Кб (Скачать документ)

Китай

       Перед  тем, как назначить переговоры  с китайскими партнерами, за 3-4 недели  следует

направить свои предложения  для досконального изучения всех аспектов, так как важные решения

принимаются коллегиально, с  многочисленными голосованиями.

       Китайский  стиль ведения коммерческих переговоров  характеризуется четким

разграничением отдельных  этапов: первоначальное уточнение позиций, их обсуждение и

заключительный этап.

        При  деловом знакомстве обмениваются  визитными карточками. При этом  реквизиты

фирмы нужно указать на обратной стороне визитки на китайском  языке.

       При приветствии  в Китае принято обмениваться  рукопожатием. При этом вначале  жмут

руку наиболее высокопоставленного  лица.

        На  начальном этапе переговоров  значительное внимание уделяется  внешнему виду

партнеров и манере их поведения. На основе этого делаются попытки  определить статус каждого

участника. Ориентируются  на людей более высокого статуса. Выделяют людей, выражающих

симпатии их стороне, чтобы  впоследствии через них можно  было оказать влияние на

противоположную сторону.

        Китайская  сторона, как правило, обладает  хорошо подготовленными специалистами  в

коммерческом отношении и опытными кадрами. Они располагают обширной информацией и в

процессе переговоров ссылаются на ранее заключенные выгодные для себя контракты.

        Женщины  в бизнесе равноправны с мужчинами.

        В  Китае не принято приносить  цветы хозяйке.

       Окончательные  решения принимаются китайским  партнером не за столом переговоров,  а

дома или в ресторане, где будет подано не менее 25 блюд. Гость должен понемногу все

попробовать. Демонстративно отказываться нельзя. Гость встает из-за стола первым.

       Подарки  принято делать всей организации,  а не определенному лицу.

       1 октября  – юбилей революции Китая.

       Одобрение  достигнутых договоренностей со  стороны руководства практически

обязательно. Большое значение китайская сторона придает и  выполнению достигнутых

договоренностей. Китайцы  долго обдумывают принятие решения. Когда решение принимается,

слово становится настолько  твердым, как и договор на бумаге.

(Профессиональная этика и этикет. Учебник / А.А. Солоницына.- Владивосток. -

Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.- 200 c. )стр 76

http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=18328&p_page=1

 

КИТАЙЦЫ. Их национальный характер во многом схож с традиционными чертами японского характера. Так, китайцам свойственно беспрекословное подчинение членов группы ее лидеру, которым обычно становится старший.

Действия лидера воспринимаются членами группы в  качестве образца. Китайцы стремятся «сохранять лицо» при любых обстоятельствах, поэтому члены группы ревниво следят за тем, чтобы никто не совершал недостойных поступков, ибо такие поступки могут привести к «потере лица» всей группы.

Характерными  чертами китайцев являются трудолюбие, организованность, дисциплина, терпение, усердие, аккуратность, коллективизм,

бережливость, расчетливость, экономность в ведении  хозяйства и неприхотливость в одежде, умение сдерживать свои эмоции, спокойствие и хладнокровие в стрессовых ситуациях.

Учитывая большой  авторитет старшего, китайцы всячески стараются избегать конфликтов с авторитетным лицом, начальником, учителем или отцом. Если такой конфликт все же возникает, то считается, что виновником его в большинстве случаев является младший или подчиненный.

При общении с  китайцами, обладающими высоким  статусом, принято уделять постоянное внимание его положению. Обычно апеллируют к важности выполняемой этим человеком работы и его занятости, так как, по китайским представлениям, авторитетный человек всегда занят.

При этом рекомендуется  употреблять такие обороты, как  «извините, что занимаю ваше драгоценное  время», «с сожалением отрываю вас  от важного занятия» и т.п. Вполне привычны выражения типа «эту задачу можете решить только вы» или «без вашей эрудиции и знаний мы были бы в затруднительном положении».

http://obsheniedel.ru/otvety-na-ekzamen-po-delovomu-obshheniyu-osobennosti-delovoj-etiki-i-etiketa-stran-atr-yaponii-kitaya-korei.html

 

Национально-психологические  особенности китайцев заметно проявляются  в области деловых отношений, в частности в переговорных процессах. В этих странах большое значение придается соблюдению правил делового этикета, поэтому знание особенностей местной культуры общения может  быть положительно оценено китайскими партнерами.

Вот основные элементы китайского делового этикета:

- необходимо избегать  ситуации, в которой вы можете  поставить китайца в неловкое  положение в присутствии его  соотечественников. Когда критика  неизбежна, выскажите ее с глазу  на глаз. Можно также воспользоваться услугами посредника, особенно если речь идет о человеке с высоким социальным статусом;

- нельзя подрывать авторитет  старшего по положению китайца,  обращаясь в его присутствии  с вопросом к его же подчиненному;

- считается корректным  как можно быстрее отвечать  на все запросы, предложения,  переписку и приглашения. По  меньшей мере немедленно высылать сообщения о том, что вы ответите в ближайшее время. Одна из самых распространенных жалоб китайских партнеров - это медлительность, с которой западные компании отвечают на их просьбы и заявки;

- не рекомендуется пропускать  ритуалы и протокольные мероприятия.  Совместные банкеты, приемы и  прочее создают более тесные  отношения, столь важные для  китайской деловой практики. Рекомендуется  на любое подобное мероприятие  приходить с подарком (неплохим  подарком для большинства ситуаций  может быть корзина с фруктами  или бутылка вина). Запакованные  подарки не принято распаковывать  до ухода гостей, что прямо  противоположно принятому у нас  обычаю. На свадьбу, день рождения  или похороны принято дарить  небольшую денежную сумму в  конверте (в красном - для живущих,  в белом - по случаю кончины);

- обязательный атрибут  деловых отношений в китайском  обществе - обмен визитными карточками. Рекомендуется иметь визитные  карточки, отпечатанные как на  английском, так и на китайском  языке; 

- китайцы при обращении  ставят фамилию на первое место.  В западной практике, напротив, фамилию  часто ставят на второе место,  что может создать путаницу. Если  вы только что познакомились  с китайцем, зовите его (ее) по  фамилии. Некоторые китайцы, постоянно  имеющие дело с Западом, берут  себе второе имя на западный  манер, например Брюс Ли, Джекки Чан;

- одежда и внешность  в китайском обществе значат  значительно больше, чем на Западе, особенно на деловых встречах  и протокольных мероприятиях. Традиционная  деловая одежда - консервативный  серый или темно синий костюм, строгий галстук, белая рубашка  и черные или синие ботинки; 

- на банкетах и приемах  к столу подается рисовое вино (шаосинь), которое полагается пить после тоста. При этом бокал держат в правой руке, поддерживая ее левой. Согласно китайскому этикету, почетный гость первым пробует новое блюдо и встает из-за стола.

 Особенности характера и  отличия в поведении народов  Запада и Востока www.kartel.ru

 

Современный Китай Особенности  деловой этики

 

Автор рассылки Виктор Степаненко проживает и работает в Китае 
(Пекин) с 2005 года. Блог: http://hancheng.livejournal.com 

Особенности деловой  этики в современном Китае

Когда западные предприниматели  впервые прибывают на переговоры в Китай, они видят суперсовременные здания, по-европейски одетых людей, западную архитектуру, привычные иномарки и т.д. Язык только вот другой, а в остальном все ясно и понятно. Такие же люди, как и мы, только говорят по-другому.

Если вы один из тех, кто так думает, ваши переговоры провалились, еще не успев начаться! Вы заключите выгодную сделку и вернетесь домой триумфатором, предвкушая удовольствие от работы с такими простыми в общении, дружелюбными и уступчивыми людьми. Но работы в вашем понимании не будет. Все условия будут диктоваться китайской стороной, а увещевания и угрозы с контрактом в руке приведут к разрыву отношений и вашим потерям.

В чем же дело? Дело в том, что внешний антураж ввел вас в заблуждение. Уж лучше бы китайские бизнесмены по старинке заплетали волосы в косу, и носили магуары, как носят бурнусы бизнесмены в Арабских эмиратах. Это сразу бы настраивало иностранцев на восприятие другой действительности. Вспомним, что «бисовська одежда» в виде европейских костюмов появилась в современном Китае каких-то 40 лет назад и служила атрибутом достатка и уважения. Если глубже вглядеться в самого человека, то мы увидим портрет типичного китайского чиновника или негоцианта столетней давности. Эпохи меняются, а уклад жизни в Китае остается неизменным. Именно о традиционном укладе, с его моралью и ценностями вы и не имели ни малейшего понятия.

Ваши глаза видели то, что привыкли видеть глаза европейца, ваши уши слышали перевод тех же самых слов, которые вы сами употребляете ежедневно. Но за всем этим стоит совершенно другая традиция, в которой выросли эти люди с детства. Они думают, что их слова понятны вам, так же как вы думаете, что ваши слова понятны им. Тем не менее акт коммуникации не состоялся.

Действуя в рамках единой общей традиции, китайцы общаются между собой, использую многочисленные прописные истины, о которых им не нужно друг другу даже и говорить. Европейцы же или их не знают, или пытаются перевоспитать жителей Поднебесной на свой лад.

Конфуцианская база китайского общества

Для понимания особенностей деловой этики, я бы хотел рассказать о базе, на которой зиждется само китайского общество.

Этой базой является конфуцианское  учение. Да-да, то самое учение, которое было создано 2500 лет тому назад одним человеком, имя которого Конфуций или Учитель Кун.

Естественно, за это время и учение претерпело изменения и само китайское общество обогатилось новыми парадигмами и идеями. Тем не менее, его основа остается неизменной, так же как оно само неизменно остается внутренним каркасом китайского общества. И даже если современный молодой китаец ничего не знает об учении Конфуция (что, кстати, маловероятно, потому что в средней школе изучают и основные положения конфуцианской доктрины и сам древний язык), его поступки и мотивы имеют в своей основе то или иное положение конфуцианской морали.

Я подчеркну слово мораль. Благодаря конфуцианству китайское общество глубоко морально. Если это даже и не будет бросаться в глаза, а некоторые этого и не увидят вовсе, именно конфуцианские нормы морали поддерживают социальный баланс в китайском обществе.

Основные понятия  конфуцианского учения.

Вопреки общераспространенному  мнению, учение Конфуция это не мертвые нормы морали, а практический путь самосовершенствования через реализацию основных Добродетелей. Овладевший Добродетелями или стремящийся к ним именуетсяБлагородный муж (Цзюньцзы).

В основе Учения лежит понятие Человеколюбия (Жэнь). Любовь к людям должна руководить поступками любого человека, особенно правителя. Это высшая форма Добродетели.

Верность (Чжун) означает прежде всего преданность самому себе, своим идеалам или устремлениям. Вместе с понятием Сострадание (Шу), по мнению одного из учеников Конфуция Цзенцзы, они составляют сердцевину учения Конфуция.

Другое важное понятие, которое  играет чрезвычайно важную регулирующую роль в Китайском обществе это Почитание предков (Сяо). Сыновний долг выражается не только в вежливом обращении с родителями, но и беспрекословное следование их советам, даже если они кажутся неверными. Именно семья является первой естественной средой, где каждый может совершенствовать свои Добродетели. Поэтому если человек не выполняет свой сыновний долг, это лишает его уважения не только в глазах его семьи, но и всего сообщества, в которое входит его семья.

В Китае есть понятие, которое не является чисто конфуцианским, но напрямую с ним связано. Оно переводится как Связи (Гуаньси). Мы привыкли воспринимать это слово с негативным оттенком, как в поговорке «не подмажешь не поедешь» и др. Внешне, это выглядит похоже и в китайском обществе — есть некий круг знакомых, который обеспечивает его участников доступом к расширенному ресурсу.

Связь конфуцианской  морали и деловой этики

Но нужно помнить о том, что китайцы прежде проходят школу морали в своей семье, т.е. малом круге, в котором закладываются вышеуказанные Добродетели. Далее по мере социализации, человек выходит в большую жизнь и переходит в новый круг, где он продолжает совершенствовать(!) свои Добродетели. Несмотря на то, что члены этого круга могут оказывать друг другу какие-то услуги, они рассматривают их как возможность развития тех или иных качеств у себя. Тот, кто оказывает услугу никогда не вспомнит о ней, а тот, кому оказывают услугу, никогда о ней не забывает.

Этим кругом может быть как формальная организация, так  и неформальная. У нее есть свой гласный или негласный Устав, есть Лидер, который по определению считается Патриархом. Поскольку обычно молодые люди воспитываются на основе уважения к отцу, Патриарху в рамках семьи, это отношение переносится и на внешнюю организацию — расширенную семью, а также ее Патриарха.

Поскольку людям свойственно  соотносить себя с той или иной социальной группой, в рамках именно такой семьи китаец видит возможность для своего личностного и материального развития. Он выполняет все предписания этой группы и вносит в нее свое поведение в рамках тех базовых ценностей, которые были заложены в него с детства. Эта четкая дифференциация существует в китайском обществе еще с тех пор, когда основой общества было только сельское хозяйство, соответственно человек мог выжить лишь только в рамках той или иной хозяйственной группы.

Такие социальные ячейки-группы, как правило, не признают друг за другом превосходства на том простом основании, что считают своих оппонентов не обладающими необходимым моральным капиталом. В древности Император считался Патриархом расширенной семьи — государства. Его легитимность основывалась на так называемом Мандате Неба, который оспаривали друг у друга разные династии на протяжении всей китайской истории. Этот Мандат Неба и был свидетельством моральной чистоты его держателя, что давало возможность управлять государством, следуя воле Неба, и обеспечивать тем самым своему народу благоденствие и процветание.

Это же понимание Справедливости (И) присутствует в современном китайском обществе в несколько модифицированном варианте. Патриарх группы (отец, директор, глава государства) обеспечивает своими моральными качествами ее успех и благосостояние ее членов. Успешность этой группы сообщает ее членам о правильности собственного выбора и поддерживает в них веру в свои ценности. Соответственно, как бы ни были успешны другие группы, сомнения в собственном окружении воспринимаются как сомнения в своих базовых ценностях.

У каждого члена группы, особенно у Патриарха есть Лицо (Мяньцзы), или еще можно перевести как Репутация, которая тщательно охраняется и поддерживается. Если ошибку совершает Патриарх, ответственность на себя возьмет один из членов коллектива, потому что тень сомнения в успехе может породить сомнения в базовых моральных ценностях и подвергнуть риску благосостояние всех членов коллектива. В Китае с младых ногтей приучают ставить общественную пользу выше личной выгоды.

К слову, у всех на слуху неудачные реформы Мао Цзедуна, но никто и никогда не выступил в Китае с обвинением вождя в его неудачах. Остракизму подверглись люди из его ближайшего окружения.

Вот почему на переговорах вы скорее всего не встретитесь с первым лицом Компании, дабы при возникновении щекотливой ситуации, он смог бы сохранить свою репутацию. Вы встретитесь с ним только на подписании контракта или на банкете. Лицо нужно не только поддерживать, но и всячески демонстрировать другим внешне — это дорогие рестораны, представительские автомобили, дорогой антураж в помещении Компании. Все должно говорить о материальном успехе, который считается лишь показателем успешного следования моральным ценностям Традиции, и более широко — воле Неба.

Отсюда происходит возможность  пренебрежительного отношения к другим группам и их интересам. Это есть как внутри самого китайского общества, так и, с точки зрения национальной принадлежности, по отношению к иностранцам. Человек воспитанный не только вне рамок семейной традиции, но и шире, вне рамок китайской Традиции, не воспринимается как обладатель моральных качеств (он же их не знает), а потому служит лишь для удовлетворения запросов носителей этой Традиции. И в самом деле, о каком равенстве интересов может идти речь, между человеком, который посвящает свою жизнь интересам группы и человеком, который преследует свои личные, зачастую просто материальные интересы? Отсюда, как правило, иностранцам не рекомендуется заключать контракты с китайским партнером с участием равных долей финансового капитала. Китайский партнер изначально не признает это равенство, поэтому при любом удобном случае нарушит условия договора и будет совершенно прав с точки зрения традиционной морали.

В Китае считается, что подписание контракта это только начало обсуждения условий группами, а в римском праве, которое используют на Западе — это окончательное решение, которое определяет права индивидуумов. При заключении контракта группы сближаются и у них есть шанс на развитие отношений как единого целого, если каждый из партнеров, прежде всего, заботится не о своих, а об общих интересах. Следовательно, кто больше вкладывает, у того и более выгодные условия, и никакой контракт не переубедит китайцев в обратном.

Естественно, можно обратиться в Арбитраж с иском о судебном разбирательстве. Здесь мы опять встречаемся с традиционными понятиями Человеческая природа(Цин), Рассудок (Ли) и Закон (Фа), которые употребляются именно в перечисленной последовательности. В Китае считается, что человеческая природа может оправданно доминировать над рассудком и тем более законом. Человеческая природа, которая естественным образом проявляется в семейных отношениях, всегда будет доминировать над абстрактным Правом. Ведь если подвергнуть опасности базовые ценности семейных отношений, может рухнуть вся система.

Поэтому если у вас возникли претензии к китайскому партнеру, и вам не удалось договориться мирными средствами, а вы хотите привлечь закон, то считайте, что вы уже проиграли. На стороне вашего оппонента находится его моральная чистота и непогрешимость. Обращение к закону лишь подчеркнет вашу беспомощность и признание поражения. Китайский суд выполнит букву закона, но ограничится очень мягким приговором, который никак вам не поможет. Нужно отметить, однако, что уголовное законодательство в Китае очень эффективно и пользуется уважением всех членов общества независимо от их социальной принадлежности.

Никто не ожидает от европейцев следования традиционным конфуцианским ценностям. Тем не менее, знание особенностей функционирования китайского общества может облегчить работу и сформировать более гибкую стратегию.

Нормы поведения  в китайской деловой среде

Для того, чтобы в процессе общения с китайскими коллегами не возникало щекотливых ситуаций, можно воспользоваться рядом простейших советов.

До приезда в Китай позаботьтесь о том, чтобы у вас были напечатаны визитные карточки в лучшем случае на китайском, или хотя бы на английском языке. Для печати на китайском, лучше всего использовать упрощенный вариант письма. Отчество не нужно использовать, оно может внести только путаницу. Визитки принято брать и передавать двумя руками, это признак уважения к человеку и компании.

В Китае принято дарить подарки. Дарить их лучше всего непосредственно перед началом переговоров, чтобы расслабить ситуацию. Избегайте дарить четыре вещи, «четыре» на китайском звучит как «смерть».

Рукопожатия приняты повсеместно. Руки жмут и мужчинам и женщинам. Китайцы соблюдают субординацию, поэтому приветствовать нужно сначала старших по должности, а потом уже младших товарищей.

При обращении следует  использовать титул господин или  госпожа, слово «товарищ» нынче  не в моде.

Избегайте других тактильных контактов, кроме рукопожатия. Лобзания, похлопывания по плечу, поглаживания по локтю вызовут недоуменную реакцию китайского собеседника.

Воздержитесь от привычных жестов, которые могут быть неправильно истолкованы в Китае. К примеру, нельзя на человека показывать пальцем — только рукой, нельзя подзывать человека указательным пальцем — это может быть воспринято как оскорбление.

К банкету нужно подготовиться отдельно. Вы будете есть много экзотических блюд и, скорее всего, придется много пить... китайской водки. Следите за тем, чтобы первыми начинали есть хозяева банкета, потом вы. Учтите, что в провинциальных ресторанах вы можете не получить привычных вилки и ложки, поэтому стоит до поездки научиться есть палочками. Первый тост поднимает тоже хозяин. Особенность китайских тостов — можно поднять бокал и выпить с отдельным человеком, даже если все остальные еще сидят за столом.

Если же щекотливая ситуация все-таки возникла, лучше все перевести в шутку, китайцы обладают отменным чувством юмора и будут рады, если их «лицо» не будет задето.

И последний совет. Больше наблюдайте и не ожидайте, что что-то будет происходить по умолчанию, потому что вы так привыкли. Китай это не просто другая страна, это другой мир.


 

Алексей Александрович  Маслов Наблюдая за китайцами. Скрытые правила поведения

Китай – одна из лидирующих держав мира, и каждый китаец знает об этом и чувствует  за собой успех и силу. 

Одна из самых  характерных черт китайского характера  – ощущение древности своей истории, своей культуры и цивилизации. Именно это дает китайскому населению некое  внутреннее преимущество над другими  нациями.

В целом отношение к иностранцам – вполне прагматичное и потребительское, что в целом соответствует и традиционной политической культуре, сложившейся столетия назад. Появление любого иностранца автоматически вызывает стремление что-то получить от него – выгодную сделку, контракт, просто деньги, приглашение. Иностранец – это шанс китайца повысить свой статус, 

Вам не под  силу изменить свой «внешний статус», можно лишь максимально приблизиться к китайской культуре. В этом смысле китайскую культуру следует уважать, следовать ей, но ни в коем случае не имитировать. Например, стоит хорошо изучить китайский язык, нравы, обычаи, формы общения и обращения к людям разного возрастного и социального статуса. Это всегда будет воспринято с уважением. 

Будьте  крайне осторожны или вообще избегайте  давать оценку любым нациям, народам  и национальностям в присутствии  китайцев.

Мягкая сила.Китай традиционно продвигается во внешний мир неторопливо и внешне неагрессивно. Концепция «мягкой силы» характеризует тот особый характер гибкости и умения подстроиться под ситуацию, который свойствен всему китайскому этносу. Величие конечной цели – тотальная победа и полное вытеснение как конкурентов, так и бывших союзников – заслоняет собой некие временные потери и отступления, которые обязательно будут на пути. Нередко неопытные западные переговорщики попадают в эту ловушку кажущейся мягкости и льстивости, полагая, что перед ними – милые и неопытные китайские партнеры. Это впечатление обычно усиливается роскошным приемом, подарками, обещаниями. Все нацелено на то, чтобы мягко и неторопливо расслабить иностранца, выяснить его намерения, связи, возможности. С помощью этой «мягкой силы» китайцы как бы обволакивают иностранца, постепенно лишая его возможности адекватно оценивать ситуацию.

Вы ничего не сможете сделать в Китае, если не поймете сути конфуцианства.

Религиозные воззрения и не оказывают  существенного влияния на деловые  традиции Китая,но совсем иначе обстоит дело с традиционными поверьями, приметами, цветовыми сочетаниями, числовой магией, фэн-шуй.

Китайские «деловые» поверья: цвета.  Все цвета в Китае имеют особый смысл, причем эти значения выводятся из древнейших мистических традиций, где различное сочетание цветов использовалось во время ритуалов общения с миром духов.

Поэтому обращайте особое внимание на цвета и их сочетание, как в  своей одежде, так и в тех  подарках, которые вы преподносите китайским коллегам. Белый цвет – всегда цвет траура. Никогда не одевайтесь в Китае в полностью белый костюм.  Следует избегать сочетания синего и белого цветов. Если, например, сочетание темно-синих брюк и белой рубашки считается вполне нормальным, то сочетание синего или голубого с белым показывает, что вы пребываете в трауре. Такой же смысл имеет сочетание белого и желтого цветов, например пожертвования на похороны подаются в конверте желтого цвета с синей полосой или обвязанном синей ленточкой. Вообще в большинстве случаев тускло-желтый цвет – цвет смерти, не случайно в Древнем Китае считалось, что души умерших уходят к «желтому источнику». Самый «счастливый» цвет – красный. Поэтому не стесняйтесь носить красный галстук, заворачивать подарки в красную бумагу или обвязываться красной лентой, дарить открытки в красных конвертах (в них же подносят и пожертвования) или шкатулки, где присутствует много красного цвета. Обратите внимание, что все официальные печати в КНР ставятся тушью красного цвета (на Западе – обычно синего). Красный цвет – цвет праздника и гостеприимства. А вот писать письма или выполнять каллиграфию чернилами красного цвета не очень хорошо: по древним представлениям, такая форма написания показывает, что ваша дружба или любовные отношения находятся под угрозой.

Еще один довольно «опасный» цвет – зеленый. В некоторых  районах Китая он ассоциируется  с обманутым мужем, а поэтому  подарок зеленого цвета или завернутый в зеленую бумагу может быть понят  как некорректный намек на измену.

Китайские «деловые»  поверья: священные номера

Как часть древней традиции фэн-шуй в Китае испокон веков существует магия чисел, уходящая своими корнями в даосские мистические учения. В Китае не бывает незначимых номеров. Здесь имеет смысл все – этаж, на котором живет гость, день, когда заключена сделка, год вашего рождения, месяц посещения Китая и т. д.

Прежде  всего избегайте любых упоминаний цифры «четыре» или ее производных, например 44, 14, 40 и т. д. Поскольку по-китайски понятие «смерть» и «четыре» звучат одинаково («сы»)

При этом цифры 13 и 66 – столь нелюбимые в западной культуре – считаются вполне приемлемыми. В Китае крайне не любят номера машин или телефонов, где встречается несколько цифр 4. В домах нередко отсутствует квартира под 4-м номером. Именно поэтому во многих престижных китайских отелях нет ни 4-го, ни 14-го этажа. Впрочем, чаще всего 13-го этажа тоже нет – это дань западным предубеждениям.

Информация о работе Современный Китай. Особенности деловой этики