Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:32, лекция
Аграрная цивилизация – это общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, церковью и армией как главными соци¬альными институтами.
Аграрные цивилизации
Аграрная цивилизация – это общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, церковью и армией как главными соци¬альными институтами. Цивилизации аграрные, материальной ценностью которых была обрабатываемая земля, а духовными ценностями — всё, что роднило людей с землей. У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер в своих историко-стадиальных исследованиях применяют технократический подход, на основе которого выделяют следующие цивилизации: 1. Аграрную (доиндустриальную), 2. Промышленную (индустриальную) 3. Информационную (постиндустриальную) Аграрная цивилизация – это все ранние цивилизации: греческие, китайские, индийские, цивилизации степняков, но не кочевых, частично тюркская цивилизация. Аграрные цивилизации стали появляться 7-9 тысяч лет назад, когда произошёл переход от охоты к скотоводству и земледелию. Основой такой цивилизации оставались традиционные консервативные общества, развивающие сельскохозяйственное и ремесленное производство. В таком типе цивилизации промышленность остаются вторичной. Общества Аграрной цивилизации предпочитают вовлекать в свой оборот всё большего количества рабочей силы и ресурсов. Часто исследователи под Аграрной цивилизацией подразумевают все доиндустриальные цивилизации. Аграрная цивилизация складывается в результате революции производительных сил. Земледелие стало преобладающим видом деятельности, что повлекло за собой становление поселений и центров поселений. Оседлый образ жизни ведет к развитию ремесла. Земледельческие поселения становятся более богатыми, чем скотоводческие племена. Земледельческие общины знают частную собственность, но не выделяет ее, люди живут дружно и общиной, что определило устойчивость цивилизации. Особенности аграрной цивилизации:
В экономике: 1. господство сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла (господствующий технологический способ производства – аграрно-ремесленный) 2. преобладание экономики пропитания 3. преобладание экстенсивной технологии и ручных орудий труда (разнообразие орудий труда на основе мускульной энергии человека и животных), углубление разделения труда 4. основная хозяйственная единица – семья 5. зависимость от природно-климатических условий → максимальное приспособление к окружающей среде и ритмам природы 6. господство общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности 7. частная собственность на средства производства (ЧС не являлась ни священной, ни неприкосновенной) 8. резко ограничены технический прогресс и внедрение инноваций 9. распределение продуктов согласно социальной иерархии
В социальной сфере: 1. жесткая иерархичная структура общества – сословность (социальная структура общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна) 2. отсутствие социальной мобильности (человек рождался и умирал в одной и той же социальной группе; положение личности зависит от социального статуса)) 3. основные социальные ячейки – община и семья 4. большинство проживает в сельской местности; города – центры политической, духовной жизни; военно-административные и торгово-ремесленные центры
В политике: 1. подчинение государством общества, государство – носитель политической власти в обществе 2. форма правления – деспотия (неограниченная власть) 3. господство церкви и армии 4. власть – большая ценность, чем право и закон 5. человек отчужден от политики, политика – занятие узкого слоя элиты; подавление личности государством 6. геронтократия – «власть старцев» («чем старше, тем умнее»), власть передается по наследству, её источник – Божья воля
В духовной сфере: 1. регуляция общественных отношений, главным образом, с помощью традиций и обычаев, верований и неписаных законов 2. первичны не экономические, а религиозные и культурные ценности 3. отражение религиозных догматов, устоявшихся отношений в культуре 4. образование – удел тонкого слоя общества, элиты |