Анализ антиинфляционных мер в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 11:30, курсовая работа

Описание

Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование антиинфляционной политики в Российской Федерации и её эффективности.
Задачи поставлены следующие:
рассмотреть особенности инфляции в условиях рынка;
проанализировать инфляционные процессы и антиинфляционные меры в Российской Федерации.
Объектом данного исследования является антиинфляционная политика.
Предметом работы являются особенности инфляции в условиях рынка и система антиинфляционных мер в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Особенности инфляции в условиях рынка 5
1.1. Понятие и виды инфляции 5
1.2. Особенности антиинфляционной политики Российской Федерации 6
1.3. Социально-экономические последствия инфляции 13
2. Анализ антиинфляционных мер в Российской Федерации 16
2.1. История развития антиинфляционной политики 16
2.2. Антиинфляционная политика Российской Федерации 27
2.3. Эффективность антиинфляционной политики в Российской Федерации 32
Заключение 34
Список используемых источников 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 15964.doc

— 271.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Инфляционные процессы характерны как для экономически развитых стран, так и для развивающихся, для стран как с плановой, так и рыночной экономикой. Множественность причин возникновения инфляции не только затрудняет понимание истоков этих процессов, но и делает во многих случаях сомнительной возможность использования в чистом виде зарубежного опыта для решения внутренних проблем. Изучение зарубежного опыта весьма полезно для лучшего понимания инфляционных процессов, однако учет особенностей организации российской экономики имеет приоритетное значение. Отсутствие в России по сути дела рыночной инфраструктуры весьма затрудняет проведение последовательной монетаристской политики, более того ее проведение дает результаты, обратные по отношению к тем целям, которые ставились.

Инфляцией является дисбаланс спроса и предложения, проявляющийся в общем росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность. Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу укрепления качества продукции, ограниченности факторов производства и др. причин.

Проведение мер по стабилизации денежных отношений в современной  России предполагает установление достаточно четких причин обострения инфляционных процессов. Происходящие в настоящее время инфляционные процессы имеют иные формы проявления по сравнению с теми, которые действовали в начале реформ.

Однако возможности  денежных методов управления в России весьма ограничены. Недостаточный учет всех особенностей российской экономики породил такое сочетание денежных факторов, которые порой не только исключали действие друг друга, но и препятствовали развитию рынка в целом.                                                

Основной задачей реформирования денежных отношений является обеспечение устойчивости денег, сохранение их покупательной способности. Достижение этого состояния позволяет активизировать воздействие на развитие экономики за счет использования различного рода денежных накоплений. Устойчивость денег находит свое отражение прежде всего в показателях инфляции, изменении цен в связи с изменением количества денег или нарушением соответствия между денежной и товарной массой. Инфляционный процесс затрагивает вопросы оплаты труда и получения доходов, изменения объемов производства, валютных и внешнеторговых отношений, кредитной и финансовой политики.

Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование антиинфляционной политики в Российской Федерации и её эффективности.

Задачи поставлены следующие:

  • рассмотреть особенности инфляции в условиях рынка;
  • проанализировать инфляционные процессы и антиинфляционные меры в Российской Федерации.

Объектом данного исследования является антиинфляционная политика.

Предметом работы являются особенности инфляции в условиях рынка и система антиинфляционных мер в Российской Федерации.

Структура работы соответствует поставленной цели и решаемым задачам. Работа включает Введение, Основную часть, состоящую из двух глав, Заключение, Список литературы.

 

1. Особенности инфляции в условиях рынка

1.1. Понятие и виды инфляции

Инфляция в самом  общем определении - это обесценение денег. Термин "инфляция" означает переполнение сферы обращения избыточной по сравнению с потребностями товарооборота массой бумажных денег, их обесценение и как результат - повышение цен на товары и услуги, падение покупательной способности денег. Следовательно, инфляция - это обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением качества. Инфляция вызывается, прежде всего, переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы.1

Различают следующие  виды и формы проявления инфляции:

1. По степени проявления:

- галопирующая инфляция - инфляция в виде скачкообразного роста цен;

- гиперинфляция - инфляция с очень высоким темпом роста цен, как правило, выше 50% в месяц. Например, инфляция в Зимбабве в 2008г. составила 238 миллионов процентов, и жителям этой страны приходилось ходить в магазин с мешками денег, а у местного Центробанка вскоре просто закончилась бумага;

- ползучая инфляция - инфляция, проявляющаяся в длительном постепенном росте цен;

2. По способам возникновения:

- административная инфляция - инфляция, порождаемая "административно" управляемыми ценами;

- инфляция издержек - инфляция, проявляющаяся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а с ними и цены на выпускаемую продукцию;

- инфляция спроса - инфляция, проявляющаяся в превышении спроса над предложением, что ведет к росту цен;

- инфляция предложения - инфляция, проявляющаяся в росте цен, обусловленном наличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов;

- импортируемая инфляция - инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;

- индуцированная инфляция - инфляция, обусловленная какими-либо другими экономическими факторами;

- кредитная инфляция - инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией;

- непредвиденная инфляция - уровень инфляции, оказавшийся выше ожидаемого за оделенный период;

- открытая инфляция - инфляция за счет роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов;

- подавленная (скрытая) инфляция - инфляция, возникающая вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне. В этой ситуации происходит "вымывание" товаров на открытых рынках и переток их на теневые, "черные" рынки, где цены растут;

- ожидаемая инфляция - предполагаемый  уровень инфляции в будущем периоде вследствие действия факторов текущего периода.2

1.2. Особенности антиинфляционной политики Российской Федерации

Антиинфляционные меры в России включают в себя проведение ряда последовательных мер, первыми среди которых призваны стать меры по сокращению неплатежей и ликвидации денежных суррогатов. Любые меры, направленные на стабилизацию покупательной способности денег, не дадут никакого эффекта, если основная масса расчетов (до 70%) осуществляется в безденежной форме.

В России возникла острая необходимость изменения содержания денежно-кредитной политики. Видятся три основных направления ее реформирования:

- разработка новой концепции  валютной политики, изменение порядка осуществления внешних и внутренних валютных операций;

- построение новой платежной системы, упорядочение расчетов, «расшивка» неплатежей;

- усиление связи банковской  системы с реальным сектором  экономики, стимулирование инвестиций и развития платежеспособного спроса.                                                                   При неизменности действующего порядка регулирования валютных отношений будет сохраняться постоянная заинтересованность населения и банков в конвертации рублей в валюту, что является постоянным фактором снижения устойчивости национальной валюты. Возможны различные варианты ее укрепления, как административные, так и экономические.3   

Среди административных мер рассматриваются такие, как:

- ограничение внутренней  конвертации валюты;

- введение раздельной  конвертации для экспортных и импортных операций;

- повышение (вплоть  до 100%) доли обязательной продажи  экспортной выручки;

- установление валютной  монополии и монополии внешней  торговли.

Потребность в проведении таких достаточно радикальных мер  может возрастать, если положение с денежным обращением в стране не улучшится.

В настоящих условиях более реальными выглядят меры, имеющие  экономический или организационно-экономический  характер, например:

- создание сети государственных  валютных магазинов с льготным (по набору товаров и курсу  валюты) режимом торговли импортными товарами;

- выпуск гарантированных  ЦБ РФ (или иностранными крупными  банками) ценных бумаг, индексированных  к курсу доллара, которые могут быть использованы для расчетов как внутри страны, так за рубежом;

- перевод расчетов по внешнеторговым операциям с партнерами из СНГ на рубли и т.д.

Все эти меры являются вынужденными, временными, не решающими  существа проблемы. Они позволяют  лишь сбить ажиотажную волну спекулятивных  операций с валютой, предотвратить  незаконный вывоз валюты за рубеж. Проблема же заключается в создании конкурентоспособной, динамичной экономики, базирующейся на устойчивой денежной системе. Эта цель предполагает проведение комплекса денежно-кредитных и финансовых мер, направленных на структурную перестройку народного хозяйства.

Первоочередной мерой  в этом направлении должно стать  создание нормально действующей  системы расчетов, обеспечивающей потребности экономики в платежных ресурсах, позволяющей осуществлять платежи с минимальными затратами времени и средств.

При налаженных денежных отношениях необходимые для деятельности хозорганов платежные средства дают или сами предприятия (посредством  выпуска векселей) или банки (посредством  их учета и переучета). Поэтому  нормализацию денежных отношений следует  начать с создания условий для нормального платежного оборота. Первым шагом в этом направлении должно стать развитие вексельного оборота при активном участии банков, главным образом Центрального банка.

Оживить этот сектор могли  бы меры по упорядочению вексельного рынка учет платежеспособности участников рынка, создание депозитария векселей, введение законодательно четко оформленного порядка учета и переучета векселей, проведение вексельных аукционов и т.д.

В условиях нехватки реальных платежных средств резко возрастает потребность в осуществлении клиринговых расчетов. Основу организации клиринговых расчетов составляют соглашения банков о проведении зачетных операций открытие корсчетов друг у друга или в клиринговой палате, период зачета, порядок погашения сальдо, правила и сроки оформления документов, отчетность Соглашения, заключаемые при организации валютных клирингов, включают, кроме того, наименование валюты клиринга, порядок конвертации.4

Постоянный характер расчетных отношений позволяет  использовать клиринг при расчетах на фондовых и товарных биржах, где зачет взаимных требований участников торгов производится через клиринговую палату или через особую электронную клиринговую систему.

В настоящее время  клиринг широко используется экономически развитыми странами для экономии платежных средств и ускорения расчетов внутри страны. В России усилия Минфина по организации зачетных операций подчеркивали бездеятельность Центрального банка РФ в этом деле. По данным ЦБ, количество клиринговых учреждений России не превышает 10. Свою роль в создании и организации клиринговых учреждений ЦБ РФ видит только в организации порядка лицензирования частных клиринговых учреждений, определении круга их операций.

Для организации эффективного контроля за денежным оборотом, без  чего невозможно наладить своевременное перечисление средств в бюджет, необходимо в срочном порядке ликвидировать множественность корреспондентских и расчетных счетов банков и предприятий. Наличие множества открытых предприятиями счетов не позволяет эффективно контролировать своевременность и правильность уплаты налогов и наличие у предприятия необходимых для этого денежных средств.

 Необходимо возобновить  практику предоставления краткосрочных платежных кредитов под кассовые разрывы по льготным ставкам (резко возрастающим при задержке возврата кредитных средств). Это позволит ускорить расчеты между предприятиями и обеспечить исполнение бюджета. В связи с этим следует пересмотреть действующий порядок рефинансирования коммерческих банков.

Однако наиболее серьезные меры Правительство осуществляет для усиления денежно-кредитного воздействия на развитие реального сектора экономики, что позволит создать необходимую базу для стабилизации денежного обращения. Характер таких мер должен определяться состоянием конкретных предприятий и отраслей. Для оживления некоторых из них потребуются, прежде всего, дополнительные оборотные средства, в других случаях необходимы серьезные капитальные затраты для модернизации технологии производства, однако именно вложения в реальный сектор позволяют создать необходимую базу для стабилизации денежного обращения.                                                  

Информация о работе Анализ антиинфляционных мер в Российской Федерации