Анализ конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:01, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг на рынке. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1) Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
2) Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;
3)определение качества товара как важнейшего фактора конкурентоспособности.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности

1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг
1.3 Качество — важнейший фактор конкурентоспособности товара

Глава 2. Анализ конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «ВымпелКом»

2.1 Характеристика компании ОАО «ВымпелКом»
2.2 SWOT-анализ компании ОАО «ВымпелКом»
2.3 Разработка стратегии для эффективной деятельности компании
2.4 Структурный анализ конкурентов (МТС, МегаФон)

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Анализ конурентоспаособности предприятия.doc

— 803.00 Кб (Скачать документ)

 

2.3 Разработка стратегии для эффективной деятельности компании

 

     Во  всем многообразии факторов внешней  и внутренней среды, можно заметить их разделение на две группы: те, которые  поддаются управлению со стороны  руководства фирмы, и те, которые  такому управлению не поддаются.

     В процессе выработки стратегии необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности.

     Разрабатываемая стратегия должна быть направлена на максимальное использование предоставляемых  возможностей и максимально возможную защиту от угроз.

     Существуют  следующие виды стратегий:

     Стратегия роста присуща молодым предприятиям любой сферы деятельности, только начинающим свое восхождение или  находящимся на острие научно- технического прогресса. Им свойственны постоянные темпы увеличения масштабов производства, объема выпускаемой продукции или услуг, измеряющиеся по всем направлениям деятельности десятками процентов в год.

     Стратегия умеренного роста характерна для  крупных предприятий, твердо стоявших на ногах и действующих в более  традиционных сферах. Здесь также  имеет место продвижение вперед по большинству направлений, но более замедленными темпами, на несколько процентов в год. Быстрый рост здесь уже не нужен и опасен, поскольку из-за большой инерционности в случае наступления сложных ситуаций могут возникнуть затруднения в переориентации, а, следовательно, создается угроза благополучию предприятия.

     Комбинированная стратегия включает в себя в том  или ином соотношении элементы предыдущих стратегий, когда одни подразделения  растут быстро, другие медленно, третьи стабилизируются, четвертые сокращают масштабы своей деятельности.

     Таким образом, рассмотрев возможности компании МТС, ее слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, можно определить стратегию фирмы, при этом опираясь на цели организации.

     Так как компания работает на развивающемся  рынке с сильной конкуренцией, то для нее наилучшей будет комбинированная стратегия , нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ и предусматривающая более глубокое проникновение и географическое развитие рынка.

     - Компании необходимо провести  маркетинговое исследование для того, чтобы определить потребности существующих и потенциальных клиентов.

     - Следует пересмотреть список  оказываемых услуг и выяснить, какие услуги пользуются популярностью  и приносят прибыль компании, а какие уже «отжили свое» и нуждаются в корректировке или ликвидации. Это, прежде всего, позволит сократить неоправданные расходы.

     - Необходимо повышать профессиональный  уровень служащих компании, т.е.  отправлять их на всевозможные  лекции, семинары, курсы повышения квалификации, для того, чтобы они знали обо всех изменениях, новшествах и могли к ним приспосабливаться и использовать их в своей работе. А это в свою очередь даст компании возможности для развития и процветания.

     - Необходимо «завоевывать» новые территории. Чтобы добиться этого, следует открыть свои представительства не только в Приморском крае, но и в соседних регионах. Так же можно постепенно скупать мелкие местные страховые компании.

     - Компании нужны иностранные инвестиции  и сотрудничество с зарубежными компаниями, поэтому нужно создавать инвестиционно привлекательный климат. Этого можно добиться в результате увеличения уставного капитала, финансовой устойчивости и надежности.

 

2.4 Структурный анализ конкурентов (МТС, МегаФон)

 
Основные компоненты МТС ТЕЛЕ2 Мегафон
Разновидность продукции + + + + +
Наличие кфалиф.персонала + + + + + + + + +
Рекламная политика + + + + + +
Ценовая политика + + + + + +
Качество  оказываемых услуг + + + + + + +
Перспективы развития + + + + + + +
конкурентоспособность + + + + + + + + +
 

     Следует отметить, что влияние конкурентной среды на деятельность организации  очень велико. Рассмотрим это влияние, касающееся непосредственно нашей организации (табл.2). 

     Таблица 2. Влияние конкурентной среды на деятельность компании ОАО «ВымпелКом» по пятибалльной системе

Факторы среды Важность для  отрасли Влияние на компанию Степ. важ. для  комп-и
Обслуживаем. доля рынка 5 5 5
Имидж, опыт 4 4 5
Фин.состояние 4 3 5
Передовая стратегия 2 3 3
Налич. уровень развития инф.-аналит. подраз. 1 1 1
Способ. к маневру, гибкость в приспособ. к измен. 5 4 5
Наличие высококвал. кадров 5 5 5
Уровень сервис. обслуж. 5 5 5
Виды  и кол. рек. 5 5 5
Уровень планир-я 3 5 5
Фин. цели 3 3 3
Ценности  и нормы 1 3 1
Стр-ра орг-и 3 4 5
Контроль  и стим-е 4 4 5
Стиль рук-ва 2 5 5
Состав  сов. дирек. 4 5 4

 

Заключение

 

     Понятие конкуренции, как и маркетинга, многозначно, поэтому универсального ее определения  не существует. Конкуренция — это  соперничество, соревнование между  товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция — это и механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства.

     Конкуренция — это самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, ибо стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль, как упоминалось, постоянно заставляет производителя сокращать издержки производства и цен, увеличивать объем сбыта, бороться за заказы и потребителя, улучшать качество продукции.

     С конкуренцией неразрывно связана конкурентоспособность (КСП) товара, фирмы-товаропроизводителя, отрасли, национальной экономики. Универсального, общепринятого определения КСП  не существует. Обычно под КСП понимается - способность экономики страны, отрасли, хозяйственной единицы опережать соперника в достижении поставленных экономических целей.

     Важнейший показатель КСП экономического объекта  любого уровня — наличие у него конкурентных преимуществ, т.е. качеств, которые отсутствуют или менее выражены у соперников.

     Иначе говоря, показатель КСП для любой  фирмы отражает совокупные итоги  работы практически всех ее подразделений (т.е. состояние ее внутренней среды), а также ее реакцию на изменения внешних факторов воздействия. При этом особо значима способность фирмы оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей (потребителей), их вкусов и предпочтений.

     КСП товара — совокупность качественных и стоимостных (ценовых) характеристик  товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособен тот товар, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т.е. его способность быть обмененным на Деньги в условиях широкого предложения к обмену конкурирующих товаров-аналогов.

     Также можно отметить, что несмотря па тесную взаимосвязь между понятиями  «конкурентоспособность» и «качество» они неравнозначны. Понятие «конкурентоспособность»  существенно шире понятия «качество» товара, хотя качество являются важнейшей составной частью КСП товара. Кроме того, если качество продукта в каждый небольшой отрезок времени представляет собой определенную неизменяемую совокупность его свойств, то КСП товара может значительно меняться при его неизменных характеристиках в зависимости от изменения таких важнейших факторов, как условия реализации, спроса и предложения, поведение конкурентов.

     Во  второй части курсовой работы были рассмотрены фирмы, оказывающие  услуги сотовой связи. Были рассмотрены тарифы, которые предлагают компании МТС, ТЕЛЕ2,Мегафон и выявлены наиболее доступные и наиболее дорогостоящие из них. Также были изучены зоны обслуживания данных компаний на территории Смоленска и Смоленской области. Было проведено исследование, в ходе которого респонденты отвечали на вопросы: услугами какой компании они пользуются, и какая связь, по их мнению, является наиболее качественной.

     В результате исследования были получены следующие данные: 43 % респондентов пользуются услугами компании ТЕЛЕ2, 35% - МТС, 22% - мегафон. Однако, 45 % респондентов считают, что наиболее качественной связью является связь, которую предлагает компания МТС, 30 % - Мегафон, 25 % - Теле2. Что касается зоны обслуживания, то ТЕЛЕ2 охватывает меньшую территорию Смоленской области, а компании МТС и Мегафон занимают равные позиции.

     Исходя  из полученных результатов, я бы посоветовала компании МТС сделать связь более доступной.

 

Список литературы

 
  1. Балабанова  Л.В. Оптовая торговля. Маркетинг  и коммерция. —
  2. Москва .2002.
  3. Болт Г.Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. Пер. с англ. — Москва: Экономика, 1999.
  4. Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секерин В.Ф. Маркетинг: выбор лучшего решения. — Москва: Экономика, 2000.
  5. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха. Маркетинг. Москва 1998.
  6. Коваленко А.И. Маркетинговый анализ. Москва 2001.
  7. Котлер Ф. Основы маркетинга. Москва – СПб - киев 2000
  8. Нагапетянц Н.А. Прикладной маркетинг. Москва 2002
  9. Маслова Т.Д., Божук С.Г.. Маркетинг. СПб 2003.
  10. Майкл Дж. Бейкер. Теория маркетинга. СПб - Харьков – Минск 2002
  11. Третьяк О.А. Маркетинг. Новые ориентиры моделей управления. Москва 2005
  12. Эриашвили Н.Д. Маркетинг. Москва 2005.
 
  1. Шкардун В.И., Стерхова С.И. Комплексный метод  оценки конкурентоспособности нового товара // Маркетинг и маркетинговые  исследования. 2001. №4.С.15-24.
  2. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие; 2-е изд., с испр. и доп. — М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”; Изд-во “ГНОМ-ПРЕСС”, 1998

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия