Анализ отрасли образования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:17, реферат

Описание

Образование – отрасль, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики. Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования и др. В Республике Беларусь достигнут достаточно высокий уровень грамотности взрослого населения – 99,6%. Базовое, общее среднее и профессиональное образование имеют 98% занятого населения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Задачи системы образования республики беларусь………………...........4
1.1 Задачи, поставленные перед Республикой Беларусь в сфере образования..................................................................................................................4
1.2 Дошкольное Образование Республики Беларусь………………….......8
1.3 Общее среднее образование Республики Беларусь………………......10
1.4 Профессиональное образование (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)……………………………………………….......11
Глава 2 Наука и инновационныя деятельность. оспитательная и социальная работа………………………………………………………………………………..12
2.1 Наука и инновационная деятельность……………………………………......12
2.2 Воспитательная и социальная работа…………………………………….......15
Глава 3 Международная деятельность и экономика образования Республики Беларусь......................................................................................................................18
3.1 Международная деятельность……………………………………...................18
3.2 Экономика образования………………………………………….....................19
Список использованных источников……………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

Макро.docx

— 50.04 Кб (Скачать документ)

 Активная  работа проводится в сфере организации  временной занятости молодежи. Только в студенческих и волонтерских отрядах в 2010 году трудоустроено около 80 тыс. человек. Результаты социологических исследований показывают, что приоритетами в системе ценностных ориентаций белорусской молодежи являются: семья (80 % от числа опрошенных), здоровье, работа, стремление к самореализации. В числе важнейших приоритетов молодежи также любовь к родной стране, уважение к истории и культуре Беларуси.

 Сегодня в молодежной среде появляются новые  ценности, связанные с рыночной экономикой, построением карьеры, стремлением  открыть свое дело, быть успешным в  бизнесе и др. В работе с современной  молодежью нельзя не учитывать влияние  глобализации, открытого информационного  пространства, новых форм зависимостей.

 И использовать нужно новые, современные интерактивные  формы работы, учитывающие их ценности, интересы и проблемы. При организации воспитательной и идеологической работы следует активнее использовать возможности IT-технологий, потенциал интернет-ресурсов, теле- и радиостудий учреждений образования, СМИ.

 Основу  концепции работы с современной молодежью должна, составить занятость молодежи. Занятость активная, творческая, направленная на реализацию потенциальных возможностей и материальных потребностей молодежи. Необходимо поддерживать инициативы учащейся молодежи, в том числе экономические (реализация социально значимых проектов, создание бизнес-инкубаторов, юридические консультации, бригады строителей и социальных работников, воспитателей, прежде всего по профилю будущей профессиональной деятельности). Перспективным направлением работы с молодежью является образовательный туризм — выезд организованных групп для отработки навыков владения иностранными языками. Особое внимание следует уделить вопросам организации работы с молодежью на производстве, кадрового обеспечения системы воспитания.

 

 

Глава 3 Международная деятельность и экономика образования Республики Беларусь

3.1  Международная деятельность

 Договорно-правовую базу международного сотрудничества в  сфере образования составляют 69 международных соглашений (в 2006 г.— 54 ). В 2010 году были подписаны 5 международных договоров. Увеличили количество прямых межвузовских договоров и соглашений с зарубежными странами. Их свыше 1800, что на 43% выше уровня 2006 года. Все это способствовало развитию академической мобильности преподавателей и студентов, интеграции национальной системы образования в международное образовательное пространство. Наиболее плодотворно развивается сотрудничество с Российской Федерацией, Украиной, Германией, Литвой, Италией и Польшей. На эти страны в 2010 г.приходилось 2/3 всех международных контактов (64%). Увеличились контакты с КНР как одним из самых важных стратегических партнеров Республики Беларусь. Активизировалось сотрудничество в рамках международных программ и проектов. Вузами реализуются 10 проектов международной технической помощи, направленных на модернизацию системы высшего образования в контексте реализации Болонского процесса. Открыто и успешно функционирует Национальное бюро программы ТЕМПУС (ГИАЦ), осуществляется комплекс мер по присоединению Республики Беларусь к Болонскому процессу.

 В вузах  Республики Беларусь обучаются 10 тыс. иностранных граждан из 84 стран, что в 3 раза больше по сравнению  с 2005 г. Выполнено указание правительства по набору на обучение в учреждения образования до 2000 туркменских граждан, из которых 91 человек принят в ССУЗы, а также китайских граждан, контингент которых составляет около 2 тысяч человек.

 Активно работают БГУ и БНТУ, в которых  в 2010 г.обучаются 1732 и 808 иностранных  граждан соответственно, а также  ГрГУ имени Янки Купалы, ВГУ имени  П.М.Машерова, БарГУ.

 Выполнен  доведенный министерству показатель объема экспорта услуг образования: 11,5 млн долларов США в 2010 году, прогноз на 2015 год — 28 млн долларов, то есть ожидается рост в 2,5 раза.

 При этом необходимо совершенствовать инфраструктуру внешнеторговой деятельности в целях выполнения показателей экспорта услуг с одновременным выравниванием странового баланса. 

3.2  Экономика образования

 За  истекшую пятилетку расходы на образование  возросли в 1,6 раза и составили в 2010 году 8,5 трлн руб., или 5,1% от ВВП. На 2011 год планировалось доведение расходов до 11,9 трлн руб., или до 6% от ВВП. Рост на 40%.

 Основные  мероприятия, проводимые в отрасли, финансировались, как правило, своевременно и в полном объеме. Нормативы бюджетной  обеспеченности выполняются на уровне района, города, области. Из средств  республиканского бюджета осуществлялось финансирование 19 государственных  программ. Все предприятия системы работают безубыточно (в 2009 г. убыточными были 4).

 За  истекшую пятилетку уровень заработной платы в сфере образования  вырос более чем в 1,8 раза, в  том числе педагогических работников — в 1,7 раза, профессорско-преподавательского состава — в 2 раза. Кроме этого, отлично успевающие студенты и учащиеся получают скидки со стоимости платного обучения, сумма которых в подчиненных Министерству образования учебных заведениях в прошлом учебном году составила 3,24 млрд рублей.

 В 2010 году свыше 19 тыс. студентов-платников  получили льготные кредиты на оплату обучения на сумму почти 56 млрд руб.

 Продолжается  рост доходов от внебюджетной деятельности, в том числе от оказания платных  образовательных услуг. Удельный вес услуг образования в общем объеме услуг увеличился с 6,6% в 2006 году до 7,4% на конец 2010 года и составил 0,7% в ВВП (более 1,2 трлн рублей). При этом вырос экспорт услуг образования: при плане 120% фактический рост — 148%. Выполнен показатель по росту сальдо внешней торговли услугами: при задании 6,6 млн долларов США он составил 9,4 млн долларов (почти в 1,5 раза выше).

 Проблемы:

 1) Принятые  меры по совершенствованию оплаты  труда работников отрасли являются  недостаточными. Это касается педагогических работников, таких как не имеющие ученой степени и ученого звания преподаватели вузов (старший преподаватель, ассистент, преподаватель, преподаватель-стажер), численность которых составляет 53% от ППС (12,1 тыс. человек), и педагогические работники внешкольных и дошкольных учреждений.

 2) Не  выполнен показатель по сокращению  импорта услуг: он составил 3,7 млн долларов США, или 201,4% к  январю—ноябрю 2009 г. (задание —  не более 154 %).

 Руководителям органов управления образованием и  учреждений образования необходимо:

  • продолжить системную работу по целевому и экономному использованию средств бюджета (в эпоху знаний образование, знания — это главный товар, и его надо уметь продавать);
  • диверсифицировать, т.е. расширить источники финансирования деятельности учреждений образования (необходимо учиться зарабатывать на всем, наращивать экспортный потенциал, вовлекать в оборот простаивающее оборудование и неиспользуемое недвижимое имущество); 
    использовать международные проекты, гранты, спонсорскую помощь.

 В 2010 году в эксплуатацию были введены 82 объекта образования, в том числе 5 республиканской собственности (в 2009 — 54 объекта):

  • 8 общеобразовательных школ на 4969 ученических мест, 13 детских дошкольных учреждений на 1885 мест, 27 жилых домов и 8 квартир;
  • зимний сад на территории учебного корпуса № 2 Брестского государственного университета;
  • учебно-лабораторный корпус Барановичского государственного университета (введен досрочно);
  • надстройка 5,6 этажей и термореновация корпуса № 2 Белорусского государственного университета транспорта и 58 прочих объектов образования.

 В соответствии с программами ремонта и модернизации зданий и сооружений учреждений образования  на 2006—2008 и 2008—2010 годы, осуществлялся  ремонт объектов образования республиканской  и коммунальной собственности. За 2 последних года на эти цели направлено 1,76 трлн рублей. Отремонтировано 1739 зданий учреждений образования (план по программе — 1621 здание): 2,7 млн кв.м. кровель (план — 1694,7 тыс.кв.м.), 158,6 тыс. п.м. инженерных коммуникаций (план — 76,93 тыс. п. м.). В обустраиваемых агрогородках в 2010 году введено в эксплуатацию 435 объектов учреждений образования (113% от плана), а всего за 2006—2010 гг. почти 1,5 тысячи объектов образования.

 На  выполнение энергосберегающих мероприятий  за счет различных источников финансирования затрачено 112 млрд руб., что почти  в 2 раза больше, чем планировалось, в том числе за счет собственных  внебюджетных средств учреждений образования  — 6 млрд руб.

 Выполнен  целевой показатель по энергосбережению учреждениями республиканского подчинения (-8%) и учреждениями образования коммунальной формы собственности (от -5% до -12%), кроме  Брестской и Витебской областей.

 Принят  ряд организационных и практических мер, направленных на повышение уровня противопожарной защиты подведомственных объектов. На противопожарные мероприятия направлено 13,3 млрд рублей. Полностью обеспечены системами пожарной сигнализации и оповещения о пожаре объекты образования с круглосуточным пребыванием детей. К сожалению, в учреждениях и организациях системы Минобразования за истекший год произошло 42 несчастных случая с работниками на производстве, что на 4 случая больше, чем в 2009 году (+11%).

 В 2011 году планировалось:

  • обеспечить ввод в эксплуатацию 2-х общежитий комплекса “Студенческая деревня” — общежития на 1032 места №9 для Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка и общежития на 969 мест №10 для Медуниверситета (инвестор Минздрав);
  • принять меры по наращиванию объемов ремонтных работ. Особенно это касается объектов образования, расположенных в районных центрах, а также в агрогородках. Это почти 400 объектов образования (в т.ч.293 объекта, расположенные в агрогородках);
  • продолжить оснащение учреждений образования системами автоматической пожарной сигнализации (потребность составляет 885 учреждений образования, или 11,6% от общего количества объектов), системами оповещения о пожаре (потребность — 485 учреждений образования, или 6,4% от общего количества объектов);
  • улучшить условия и охрану труда, не допускать производственный травматизм.

 Необходимо  также предусмотреть меры экономического стимулирования за выполнение доведенных заданий по освоению выделенных средств, выполнению строительно-монтажных  работ, выполнению доведенного учреждениям (организациям) республиканского и  местного подчинения целевого показателя по энергосбережению.

Информация о работе Анализ отрасли образования в Республике Беларусь