Анализ показателей жизненного уровня в Республике Беларусь, сравнение его с другими странами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 15:30, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение уровня жизни населения как важнейшей социально-экономической категории, характеризующей степень развития любого государства, сравнение показателей уровня жизни в Республике Беларусь как за предшествующий период, так и с соответствующими показателями в других странах.

Содержание

Введение.

1. Теоретическая характеристика категории уровня жизни.

1.1. Сущность, основные составляюшие и показатели уровня жизни.

1.2. Факторы роста уровня жизни населения.

2. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с рыночной и трансформационной экономикой.

2.1. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с рыночной экономикой.

2.2. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с трансформационной экономикой.

3. Анализ показателей жизненного уровня в Республике Беларусь, сравнение его с другими странами.

3.1. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь.

3.2. Основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь.

Заключение.

Список использованных источников.

Работа состоит из  1 файл

Для курсача!!!!.docx

— 44.92 Кб (Скачать документ)

 Реальные располагаемые  денежные доходы (доходы за вычетом  обязательных платежей, скорректированные  на индекс потребительских цен)  в феврале 2006г. по сравнению  с соответствующим периодом 2005г., по оценке, увеличились на 10,1%, в  январе-феврале - на 9,5%. Средняя начисленная  заработная плата в феврале  2006г., по предварительным данным, составила 9106 рублей и по сравнению  с февралем 2005г. возросла на 21,2% [1, с. 55].

 Однако цены  на продовольственные и непродовольственные  товары, а также тарифы на услуги  растут неодинаково. За 2001-2004 гг. стоимость набора продуктов питания,  входящих в потребительскую корзину,  выросла в 1,64 раза, непродовольственных  товаров – в 1,63, услуг –  в 3,4 раза. Все это время тарифы  на жилищно-коммунальные, транспортные  и другие услуги для малоимущего  населения растут значительно  быстрее чем цены на продовольственные  и непродовольственные товары  первой необходимости. [1, с. 56].

 Отличительной  особенностью современного этапа  развития России является то, что помимо социальной бедности  с традиционными категориями  населения – многодетными семьями,  неполными семьями, неполными  семьями с детьми, одинокими пенсионерами, инвалидами – является высокой  экономическая бедность, когда работоспособные  граждане не могут обеспечить  себе социально приемлемый уровень  благосостояния из-за низкого  уровня доходов населения. 

 В то же время  причинами низкого уровня доходов  очень часто являются плохое  здоровье, недостаточное образование  и вытекающая из этого слабая  конкурентоспособность на рынке  труда, ограничения в трудоспособности  и др. Не случайно в документах  ООН бедность рассматривается  с точки зрения низкого качества  человеческого развития.

 «Проект Программы  социально-экономического развития  страны на 2005-2008 гг., а также цели  субъектов бюджетного планирования  предусматривают реализацию трех  основных стратегий: повышение  уровня и качества жизни населения,  сокращение бедности; обеспечение  высоких темпов устойчивого экономического  развития; создание потенциала для  будущего развития» [1, с. 67].

3. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  ЖИЗНЕННОГО УРОВНЯ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ, СРАВНЕНИЕ ЕГО С ДРУГИМИ  СТРАНАМИ  

3.1. ДИНАМИКА УРОВНЯ  ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ  

 Прежде, чем перейти  к динамике уровня жизни в  Республике Беларусь, следует обратиться  к данным, составленным Организацией  Объединенных Наций по данному  вопросу. 

 По уровню жизни  Беларусь занимает 67-е место в  мире из 177 стран. Об этом говорится  в докладе Программы развития  ООН "Об индексе человеческого  развития", размещенном 7 сентября 2005 года на официальном сайте  организации. 

 Рейтинг составлялся  на основе анализа данных по  средней продолжительности жизни  в странах, уровню грамотности,  возможности получения образования  и доходах на душу населения. 

 Пятый год подряд  первое место в списке занимает  Норвегия. За ней следуют Исландия, Австралия, Люксембург, Канада, Швеция, Швейцария, Ирландия, Бельгия и  США. Балтийские республики входят  в группу «высокого уровня  развития»: Эстония находится  на 38-м месте, Литва — на 39-м,  Латвия — на 48-м. 

 Страны СНГ,  в том числе Беларусь, отнесены  к группе со «средним уровнем  развития». Россия занимает 62-ю  строчку рейтинга, Беларусь —  67-ю, Украина — 78-ю, Казахстан  — 80-ю, Армения — 83-ю, Туркменистан  — 97-ю, Грузия — 100-ю, Азербайджан  — 101-ю, Киргизия — 109-ю, Узбекистан  — 111-ю 

 Последние места  в рейтинге ООН у африканских  стран. Так, 177-ю строчку занимает  Республика Нигер. 

 Для сравнения  в 2004 году Беларусь занимала 62 строчку в рейтинге стран мира  по уровню жизни населения.  А Российская Федерация сместилась  с 57 на 62 позицию [19].

 ООН проводит  расчет по многим показателям,  среди которых так называемый  Индекс человеческого развития (HDI), который позволяет ранжировать  страны по уровню их социально-экономического  развития на основании данных  о продолжительности жизни, образовании  и уровне жизни (т.е. реальных  доходах на душу населения  с поправкой на покупательную  способность). Этот индекс измеряет  благосостояние напрямую, не ограничиваясь  только доходами, которые являются  лишь одним из факторов, формирующих  благосостояние. Поэтому он предлагает  альтернативу ранжированию стран  по уровню ВВП на душу населения,  подчеркивая, что некоторые бедные  страны могут достичь уровня  человеческого развития выше  среднего, и указывая на то, что  многие страны могли бы достичь  большего.

 «ИЧР строится  на основе четырех индикаторов,  характеризующих уровень развития  той или иной страны:

 • валового  внутреннего продукта (ВВП) по  паритету покупательной способности  (ППС) на душу населения, 

 • средней  ожидаемой продолжительности жизни  при рождении,

 • уровня грамотности  взрослого населения, 

 • валового  коэффициента охвата населения  всеми видами образования» [7, с. 117].

 Ниже представлены  данные за 2004 и 2005 годы для Беларуси, опубликованные ООН. 

 Таблица 2  

2004 2005

HDI индекс 0,790 0,786

 Продолжительность  жизни 69,9 68,1

 Образованность 99,7 99,6

 Охват вида  образования 88 88

 ВВП на душу  населения (ППС US$) 5520 6052

62 место 67 место  

 Примечание. Источник [19]  

 Итого общий  индекс немного снизился на 0,004, продолжительность жизни снизилась  существенно, образование осталось  почти таким же, ВВП увеличился.

 Для понимания  произошедших изменений следует  обратиться непосредственно к  самим социально-экономическим процессам,  произошедшим в нашей стране  за данный период, сравнить соответствующие  показатели и дать оценку перспективам  повышения уровня и качества  жизни населения в ближайшие  годы.

 В социально-экономическом  развитии Республики Беларусь  в январе-сентябре 2006 года сохранена  положительная динамика производственной  и инвестиционной деятельности  в ключевых отраслях экономики. 

 Рост валового  внутреннего продукта (ВВП) в результате  динамичной и устойчивой работы  важнейших отраслей составил, c учетом  методологии расчета индекса  физического объема продукции  промышленности, 109,6% к аналогичному  периоду 2005 г. при прогнозе  на год 107-108,5%.

 Реальная заработная  плата в 2005 г. выросла по  сравнению с 1995 г. в 3,5 раза. [Приложение Б]. В других странах  СНГ этот рост (к 2004 г.) был существенно  ниже: в России - в 1,6 раза, Украине  - в 1,7, Молдове - в 1,8, Казахста¬не  - в 2,1 раза. [17, с. 22]

 В нашей республике  наблюдается продолжение тенденции  роста денежных доходов населения:  за январь-май 2006 г. по сравнению  с соответствующим периодом 2005 г.  они увеличились на 27,2% при росте  потребительских цен за этот  период на 7,5 %. Реальные денежные  доходы населения возросли на 18,4%. (Для сравнения - в России  на 10,1% ). В их структуре наибольший  удельный вес занимает оплата  труда – 62,1%. [14, с. 36]

 Министерство  статистики отмечает, что уровень  пенсионного обеспечения в Беларуси  выше, чем в других государствах  со сходными социально-экономическими  условиями. Например, соотношение  среднего размера месячной пенсии  и средней зарплаты составило  в Беларуси около 40%, что превышает  аналогичный российский показатель. [18]

 За 1996-2005 гг. реальный  размер ме¬сячной пенсии в  республике увеличился в 3,8 раза. По размеру пенсий Беларусь  опере¬жает другие страны СНГ.  В декабре 2005 г. средний размер  назначенной месячной пен¬сии  в республике составил 98 долл. США.  К примеру, в сентябре 2005 г.  средний размер месячной пенсии  в России был 89 долл. США, Украине  - 76 долл.

 В первом полугодии  2006 г. сохранились позитивные  тенденции роста реального размера  среднемесячной пенсии и ее  покупательной способности. Так,  в июне 2006 г. по сравнению с  июнем 2005 г. он увеличился на 22,8%. Среднемесячная пенсия составила  в июне текущего года 247,1 тыс.  руб., или 109,6% от величи¬ны минимального  потребительского бюджета пенсионера, т.е. увеличилась по сравнению  с аналогичным периодом прошлого  года на 6,5 п.п. [14, с. 38]

 Уро¬вень зарегистрированной  безработицы к эко¬номически  активному населению сократился  с 2,1% в 2000 г. до 1,5% в 2005 г. А  по состоянию на 1 октября 2006 г.  составил 1,3%. [15, с. 117]

 Все это обеспечило  существенное со¬кращение уровня  бедности населения. В 2005 г.  удельный вес населения, живущего  за чертой бедности, снизился  до 17,3% по сравнению с 46,7% в 1999 г. [17, с. 22]

 Среди стран  СНГ и государств с разви¬той  рыночной экономикой в Беларуси  отме¬чен один из самых низких  показателей диф¬ференциации в  уровне материального бла¬госостояния. [13, с. 24]

 Рост денежных  доходов населения сопро¬вождался  и повышением их покупательной  способности. Если в 1995 г. на  величину сред¬недушевого располагаемого  денежного дохо¬да в республике  можно было приобрести 18 кг свинины,  то в 2005 г. - 44 кг, рыбы - соот¬ветственно  21 и 65 кг, молока - 220 и 370 л, масла  животного - 15 и 40 кг. [Приложение  В] 

 Важнейшими показателями, характеризующими уровень жизни  населения являются здравоохранение,  образование и степень обеспеченности  населения жильем.

 Объем аккумулированных  в бюджетной системе финансовых  ресурсов на развитие здравоохранения  в январе-апреле 2006 г. составил 1050,4 млрд руб., или 4,8% к ВВП, в  том числе за счет республиканского  бюджета - 206,6 млрд, местного - 843,8 млрд  руб., или 0,9 и 3,9% к ВВП соответственно. [14, с. 31]

 В сфере образования  большое внимание уделяется выпуску  учебников и учебных пособий.  В вузах страны проводится  активная работа по подготовке  учебно-методичес¬ких комплексов  и мультимедийного сопровождения  образовательного процесса, которые  соответствуют современным требованиям  и стандартам качества. Также  в республике продолжает активно  развиваться рынок образовательных  ус¬луг.

 Одним из важнейших  факторов мотивации работников  сферы образования к улучшению  качества образовательного процесса  и повышению социального статуса  учителя является уровень заработной  платы. 

 На строительство  жилых домов в январе-сентябре 2006 г. использовано 18,8% от общего  объема инвестиций, или 121,1% к уровню  соответствующего периода 2005 г.  За счет всех источников финансирования в январе-сентябре введено в эксплуатацию 3136 тыс. кв. м. общей площади жилых домов, в том числе в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях – 1323 тыс. кв. м.

 По сравнению  с аналогичным периодом прошлого  года ввод в действие жилья  увеличился на 292 тыс. квадратных  метров, или на 10,3%.

 В сельских  населенных пунктах введено в  эксплуатацию 1043 тыс. квадратных  метров общей площади жилья,  что составило 33,2% от их общего  ввода [14, с. 31].

 «Динамика показателей,  характеризующих доходы населения,  является поло-жительной и свидетельствует  о последовательном и сбалансированном  повы¬шении уровня его жизни.  Рост реальных денежных доходов  населения, его по¬требительских  расходов и сбережений в значительной  мере связан с благопри¬ятной  макроэкономической ситуацией, повышением  деловой и инвестиционной активности  в большинстве отраслей экономики» [14, с. 39].  

3.2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ  И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ  ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ  

 Прогнозирование  уровня жизни и социальная  защита населения являются важной  функцией государства. Рынок сам  по себе не может регулировать  эту сферу, поэтому обязанность  регулирования здесь возлагается  на государство. Непродуманная  политика государства в этой  области может привести к росту  социальной напряженности. 

 На данном этапе  социально-экономического развития  Республики Беларусь существуют  некоторые проблемы, препятствующие  повышению уровня жизни населения: 

 • ограниченность  финансовых средств не позволяет  в полной мере проводить реформы  в отраслях социальной сферы,  вывести их на более качественный  уровень; 

 • межотраслевая  дифференциация в заработной  плате, низкая покупательная способность  населения, расслоение населения  по уровню материального достатка, зависимость отдельных слоев  и групп населения от материальной  поддержки государства; 

Информация о работе Анализ показателей жизненного уровня в Республике Беларусь, сравнение его с другими странами