Анализ проблемных вопросов по организационно-правовым формам предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 11:06, курсовая работа

Описание

Целью данной работы будет рассмотрение существующих форм организации бизнеса в России и в других странах, выявление преимуществ и недостатков тех или иных форм предпринимательства. Собственность рассматривается с различных точек зрения (экономической и юридической), приводится анализ различных форм, видов собственности, её трансформации. Отдельно в работе рассматривается явление приватизации в нашей стране, подводятся её итоги, анализируются перспективы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СОБСТВЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ОБЩЕСТВА.
1.1 Собственность в экономическом и юридическом смысле.
1.2. Классификация собственности.
1.3 Трансформация собственности – стержень экономических реформ в переходной экономике.
1.4 Приватизация в России: итоги и перспективы.
2. Анализ основных форм предпринимательской деятельности в России.
2.1. Предпринимательский потенциал России.
2.2. Анализ исследования ОПФ предпринимательской деятельности.
2.3 Организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц. Их сущность и особенности
3. Анализ проблемных вопросов по организационно-правовым формам предпринимательской деятельности.
3.1 Проблемы приватизации
3.2 Проблемы малого предпринимательства
3.3 Основные направления совершенствования практики акционирования и проблемы развития акционерной формы хозяйствования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

sobstv.doc

— 468.00 Кб (Скачать документ)

• ликвидация АО, назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;

• определение численности совета директоров (наблюда­тельного совета), избрание его членов и досрочное прекраще­ние их полномочий;

• определение предельного количества объявленных ак­ций;

• утверждение или уменьшение уставного капитала;

• образование исполнительного органа АО, досрочное прекращение его полномочий;

• избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) и до­срочное прекращение их полномочий;

• утверждение аудитора общества;

• утверждение годовых отчетов, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков, распределение прибылей и убытков;

• установление порядка ведения общего собрания, образо­вания счетной комиссии;

• определение формы сообщения информации акцио­нерам;

• другие вопросы.

Решение отдельных вопросов может быть передано совету директоров (наблюдательному совету), если это оговорено в уставе. Решение принимается большинством голосов владельцев голосующих акций, принимающих участие в со­брании.

Совет директоров (наблюдательный совет) осуществляет общее руководство деятельностью АО, кроме вопросов, от­носящихся к исключительной компетенции общего собрания.

В исключительную компетенцию совета директоров (воп­росы, которые не могут быть переданы исполнительному ор­гану) входит решение следующих вопросов:

• определение приоритетных направлений деятельности АО;

• созыв годового и внеочередного общих собраний акци­онеров;

• утверждение повестки дня общего собрания;

• определение даты составления списка акционеров, име­ющих право на участие в общем собрании

• вынесение на общее собрание вопросов о реорганизации АО;

• увеличение уставного капитала (если это право предус­мотрено уставом или общим собранием);

• размещение облигаций и иных ценных бумаг (если иное не оговорено уставом);

• определение рыночной стоимости имущества;

• образование исполнительного органа АО и досрочное прекращение его полномочий, размер вознаграждения испол­нительного органа (если уставом это возложено на совет дире­кторов);

• рекомендации по оплате ревизионной комиссии и услуг аудитора;

• рекомендации по размеру дивиденда по акциям и поряд­ку его выплаты;

• использование резервного и иных фондов АО;

• другие вопросы.

Члены совета директоров избираются годовым общим со­бранием сроком на один год (член совета может переизбирать­ся неограниченное число раз). Полномочия члена совета директоров (всего состава сове­та) могут быть прекращены досрочно по решению общего собрания.

Руководство текущей деятельностью АО осуществляется директором (генеральным директором) или директором и правлением, а в отдельных случаях (по решению общего собрания и договору, утвержденному советом директо­ров) — управляющим. Закон об акционерных обществах содержит и многие дру­гие положения, необходимые для нормального его функци­онирования. Следует отметить, что новый Закон об АО имеет ряд существенных особенностей по сравнению с предыдущи­ми нормативными актами об АО. Во-первых, этот закон счи­тают менеджерским, так как в нем существенно сдвинуты полномочия от общего собрания акционеров к совету дирек­торов АО. Во-вторых, впервые в отечественном законодатель­стве закреплены понятия «рыночная цена» и «рыночная сто­имость», которые по своему содержанию близки к междуна­родному стандарту. Приведем это определение: «Рыночной стоимостью имущества... является цена, по которой продавец, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его продавать, согласен был бы продать его, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости иму­щества и не обязанный его приобретать, согласен был бы приобрести». Из этого вытекает, что рыночной стоимостью имущества является его цена. В-третьих, важной особенностью Закона об АО является то, что этот закон существенно ущем­ляет права генерального директора АО. По новому закону генеральный директор не может быть председателем совета директоров.

По мнению многих специалистов, это является позитивным моментом, так как до этого генеральные директора имели, по сути, неограниченные права и зачастую злоупотребляли этим положением в своей деятельности. Федеральный Закон об АО имеет много и других особен­ностей. Акционерное общество по решению общего собрания акци­онеров может быть ликвидировано или преобразовано в обще­ство с ограниченной ответственностью или кооператив.

Преимущества АО: .

• корпоративная форма доказала на практике свою рацио­нальность там, где необходимы крупные капиталы, крупнома­сштабное производство, большая степень риска и совершенное законодательство;

• гарантированы от того, что при выходе его участников основной капитал общества будет уменьшен. Организация ка­питала с помощью отчужденных (оборотных) ценных бумаг — акций дает возможность сконцентрировать большой капитал, первоначально распыленный среди множества мелких вклад­чиков, а также возможность быстрого отчуждения и приоб­ретения акций, особенно с помощью биржевого механизма и представительских акций, т.е. возможность быстрого, почти мгновенного, перелива большого капитала из одной сферы деятельности в другую в соответствии со складывающейся конъюнктурой;

• являются проводниками ускорения НТП, так как им под силу осуществить весь цикл «наука — производство»;

• имеют право выпускать акции (кроме других ценных бумаг);

• акционер несет ограниченную ответственность (в преде­лах своих акций) в случае банкротства общества.

К недостаткам корпоративного предпринимательства от­носят отсутствие возможности у всех владельцев акций прини­мать участие в управлении акционерным обществом, ибо для реального контроля необходимо иметь около 20% акций. В руках отдельных лиц сосредоточивается огромный капитал, что при отсутствии надлежащего законодательства и контроля со стороны акционеров может привести к злоупотреблению и некомпетенции при его использовании.


 

3. Анализ проблемных вопросов по организационно-правовым формам предпринимательской деятельности.

 

3.1 Проблемы приватизации

 

Для России, где государственная собственность многие годы была господствующей, одной из острейших теоретических и практических проблем является определение и использование наиболее рациональных путей приватизации. Приватизация – это переход государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц, или возникновение на базе государственных предприятий различных смешанных форм собственности.

              Первый принцип кажется более демократичным, однако, его осуществление неизбежно приведет к тому, что определенная часть населения будет частично присваивать результаты труда тех, кто будет занят на производстве.               Другой принцип также противоречив. Почему, например, коллектив КамАЗа должен стать собственником того, что покупалось за валюту страны, а трудовой коллектив получил в собственность износившееся оборудование, требующее обновления?

В России приватизация происходила в два этапа. Первый этап (ваучерный) пришелся на 1992 – первую половину 1994 года.

Способы приватизации не были одинаковыми для всех отраслей и объектов. Малые предприятия подлежали продаже по конкурсу и на аукционе. К июню 1994 года 70% малых предприятий перешли в частные руки. Это магазины, кафе, предприятия службы быта. Остальные предприятия прошли акционирование, а затем акции сразу же или постепенно были распроданы. Продажа акций осуществлялась за деньги и ваучеры, причем большие льготы при приобретении акций имели работники предприятий, выпустивших их.

Неоднозначными оказались и качественные перемены в отношениях собственности. Использование ваучеров не могло решить те задачи, которые рассматривались как ключевые в трансформации собственности. Всего было распространено 144 млн. ваучеров (приватизационных чеков) среди 96% населения страны. Номинал каждого ваучера составлял 10 000 рублей, за который каждый получатель уплачивал 25 рублей. Благодаря ваучерам и уплате за акции наличными в стране появилось 40 млн. акционеров. Однако, это не значит, что все они стали полноправными собственниками средств производства.

Во-первых, ваучеры не являлись именными. Это повлекло за собой их свободную передачу из рук в руки. В результате большая часть ваучеров осела во многих наскоро созданных инвестиционных фондах, которые наделе никаких инвестиций не осуществляли.

Во-вторых, широкое распространение получила скупка ваучеров администрациями предприятий и представителями различных фирм и организаций, не имеющих никакого отношения к этим предприятиям.

В-третьих, даже те работники, которые сумели превратить ваучеры в акции, не стали в совокупности обладателями контрольных пакетов акций, и, следовательно, их отчуждение от управления предприятиями не было преодолено.

Что касается экономической реализации собственности на акции, то эта проблема тоже оказалась чрезвычайно сложной. Акции должны приносить доход в виде дивидендов. А дивиденды формируются за счет прибыли. При достаточно высокой рентабельности, предприятие имеет возможность выплачивать доходы по акциям. Но на данном этапе движения к рынку такая рентабельность была явлением редким. Большинство предприятий испытывали огромные финансовые трудности. Остро стоял вопрос о достаточной и своевременной выплате не дивидендов, а заработной платы. Поэтому получение дивидендов для большинства работников предприятий явилось иллюзией. Значит, выгода для непосредственных производителей не могла стать реальностью.

Ваучеризация не способствовала росту инвестиций. Все это обусловило необходимость перехода ко второму этапу приватизации. Его основные положения определены в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах».

Эта программа была дополнена и конкретизирована Указом Президента РФ «Об основных направлениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ после 1 июля 1994 года №1535»

Второй этап имеет качественно новый характер. Он основан на переходе от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком. В новой приватизационной модели заложены два ключевых принципа:

-           инвестиционная ориентация продаж;

-           обеспечение инвестору возможностей приобретения пакета акций приватизируемого предприятия.

Второй этап направлен на решение не только социальных задач, сколько задач, связанных с преодолением кризисного спада производства. В реализации этих принципов предусмотрен дифференцированный подход к определению способов продажи акций и предприятий, обладающих повышенной привлекательностью, и в то же время требующих значительных инвестиций. Устанавливается право приобретения земельных участков, на которых расположены предприятия. Очень важно, что 51% выручки от продажи акций предприятия переводится на счет самого предприятия для инвестирования.

              Учитывается и фискальный интерес государства. Намечается поступление доходов от приватизации в бюджет.

Некоторые предприятия после банкротства, или с самого начала создания могут получать статут казенного предприятия. Оно является юридическим лицом, но государство несет субсидиарную ответственность за ее финансирование, а имущество используется на условиях оперативного управления Госкомимуществом.

В результате процесса приватизации в России на 1 января 1996 года осталось менее 89 тысяч государственных предприятий, состоявших на самостоятельном балансе, вместо 240 тысяч до начала приватизации. По состоянию на первое июля 1997 года уже бóльшая часть российских предприятий (1.9 млн., или 71,8% от общего их числа) относились к частной форме собственности.

Сейчас на очереди третий этап приватизации, который будет проводиться уже по индивидуальным проектам. На этом этапе, кроме задачи пополнения бюджета, будет ставиться новая цель: добиться повышения эффективности работы приватизированных предприятий.

Необходимо подчеркнуть, что приватизация в России относится к явлению, равного которому по масштабам в мировой практике нет. В сравнительно короткий срок был сформирован крупный негосударственный сектор, в связи с чем в стране произошла перегруппировка социальных слоёв, участвовавших в приватизационном процессе. Следует отметить, что эта трансформация собственности в России проходила под прямым контролем экс-президента России Бориса Ельцина, поскольку лишь при такой поддержке удалось очень быстро вывести государство из сферы управления предприятиями.

Не следует забывать, что в этот период проходила и традиционная малая приватизация. Как и в странах Восточной Европы, в России проводилась, прежде всего, продажа предприятий в розничной торговле, сфере услуг, общественного питания, и. т. п.

Особенно активно малая приватизация проходила в 1992 – 1993 годах. Всего к 1996 году было полностью приватизировано более 84% малых предприятий.

Наряду с этим, по всей стране осуществлялась приватизация жилья. Начало этому процессу было положено еще в 1988 – 1989 годах, но наиболее массовым он стал с июля 1991 года, когда был издан Акт о приватизации жилья в России и сопутствующие ему нормативные документы. В соответствии с ними, граждане и их семьи, живущие в государственных квартирах, могли по желанию приобрести по чисто символическим ценам законные права собственности, включая право продавать, отдавать в наем или завещать свои квартиры.

Наиболее сложной в техническом и экономическом отношении оказалась приватизация земли, хотя частное владение землей вызывало одобрение у подавляющего большинства населения. Этому настроению противостояли руководители 25000 колхозов и совхозов, чиновники агропромышленного комплекса всех уровней. Приватизация в аграрном секторе осложнялась его огромными масштабами, высокой степенью монополизации снабженческо-сбытовых и перерабатывающих организаций АПК, слабостью инфраструктуры.

Информация о работе Анализ проблемных вопросов по организационно-правовым формам предпринимательской деятельности