Анализ производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:47, реферат

Описание

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 21.62 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Бугурусланский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

 

Кафедра бухгалтерского учета анализа и аудита

 

 

 

Реферат

 

 

по дисциплине Управленческий анализ

на тему «Анализ производства и реализации продукции»

 

 

 

 

 

                                                        Проверил:
_________Игнатьева О.И. 

«___»____________2012 г.

Выполнил:

Смотряева Е.А., 4БУАиА                                                                               

«___»______________2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бугуруслан  2012

Предприятия самостоятельно планируют  свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями  продукции и поставщиками материально-технических  ресурсов, и определяют перспективы  развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей  деятельности предприятия обязаны  учитывать интересы потребителя  и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие  этапы: 
1. Анализ формирования и выполнения производственной программы; 
1.1. Анализ объема продукции; 
1.2. Анализ ассортимента продукции; 
1.3. Анализ структуры продукции; 
2. Анализ качества продукции; 
3. Анализ ритмичности производства; 
4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.)

Объем производства промышленной продукции  может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с  помощью стоимостной оценки - в  оптовых ценах.

Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция - стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.

Товарная продукция - валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.

Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

Товарная продукция имеет небольшие  отличия от валовой, основное это  то, что в нее не включают остатки  еще незавершенного производства и  внутрихозяйственного оборота и  выражается она в действующих отпускных ценах (без налога на добавленную стоимость - НДС). В данное время, если на большинстве предприятий, нет внутрихозяйственного оборота и остатков неготового производства, валовая продукция полностью совпадает с товарной.

Наряду с показателями валовой  и товарной продукции, для оценки выполнения поставленного плана, динамики производительности труда, уровня фондоотдачи и прочих показателей результативности производства используются показатели чистой (условно чистой) и нормативно чистой продукции. Уровень нормативной чистой продукции находится путем изъятия из отпускной цены -материальных затрат, и амортизационных отчислений. Норматив также может быть рассчитан суммой затрат на заработную плату с полными отчислениями в внебюджетные фонды, других элементов чистой продукции в комплексных затратах и прибыли.

Расхождение в показателях выполнения плана по объему чистой и товарной (валовой) продукции обусловливается снижением или наоборот увеличением материалоемкости фактически выпущенной продукции. Объем реализации продукции включает в себя стоимость уже реализованной продукции, оплаченной покупателями и отгруженной. Объем реализации продукции определяется в принципе отпускной ценой, включая НДС. При проведении анализа объемов производства по некоторым видам однородной продукции применяют натуральные показатели. Условно натуральные, так и стоимостные, показатели применяются для обобщения характеристики объема производства продукции.

Объектами анализа являются:

-   реализация продукции и объем производства, в целом, и в частности и по ассортименту;

-   качество произведенной товарной продукции;

-   структура товарной продукции;

-  реализация продукции и  ритмичность производства. 

Анализ объема производства возникает с исследования динамики валовой (товарной) продукции, в основе лежит расчет базисных и цепных темпов роста и прироста. Для исследования динамики объема производства используются предоставленные данные о выпуске продукции за несколько лет в сопоставимых ценах.

Если необходимо рассчитать среднегодовой  темп роста (прироста), то он рассчитывается по средней негеометрической или  средневзвешенной. Для снабжения  более абсолютного удовлетворения потребностей населения нужно не только лишь выполнение плана по всеобщему  объему выпуска, но и по номенклатуре, ассортименту.

Номенклатура - это перечень наименований товаров с указанием кодов, введенных для должных видов продукции в функционирующем на территории СНГ общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), а еще шифров или порядковая нумерация изделий по плану.

Ассортимент - это  перечень наименований товаров с указанием количества по каждому из них. Есть несколько типов:

- полный (все виды и разновидности)

- групповой (родственные группы)

- внутригрупповой ассортимент.

Оценка процесса выполнения плана  по номенклатуре базируется на сравнении  планового и фактического выпуска  продукции по важнейшим видам, включенные в номенклатуру. Анализ выполнения плана по ассортименту  реализовывается либо по методу наименьшего процента, иначе среднего процента. Но стоит учесть изделия, выпущенные свыше плана или совсем не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не берутся. Дальше находят основания недовыполнения плана по ассортименту. Они бывают внешними: когда конъюнктура рынка, изменяет спрос на некоторые виды продукции и т. д. и внутренними: когда простаивает оборудование, возникает низкая культура производства, появляются недостатки в самой системе управления производством.

Анализ структуры продукции. Структура продукции - это соотношение удельных весов некоторых изделий во всеобщем объеме их выпуска. Реализовать план по структуре  обозначает сберечь в фактическом выпуске продукции намеченное соотношение отдельных ее видов.

При невыполнении плана по номенклатуре и его ассортименту изделий, приводят к определенным структурным сдвигам в составе самой продукции. Сдвиги в структуре, в своей мере, оказывают некоторое влияние на величину производительности труда, себестоимости и конечно прибыли продукции. Для того чтобы рассчитать влияние структурных сдвигов на экономические показатели, необходимо использовать разные методы: метод прямого счета, метод цепных подстановок, метод средних цен.

Анализ ритмичности производства. Ритмичная работа, по сути, это основное условие своевременного выпуска и как правило реализации продукции. Ритмичность обозначает равномерный выпуск продукции с соответствием  графика, в объеме и ассортименте, предусмотренные планом. Для анализа оценки ритмичности применяют коэффициент ритмичности, коэффициент вариации и числа аритмичности.

Коэффициент ритмичности можно определить отношением фактического (но не значительнее планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) (ВПф) к плановому выпуску (удельному весу) (ВПпл).

Коэффициент вариации (Квар.) определяют таким образом: как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки, быть может декаду, месяц или квартал, к среднесуточному, среднедекадному, среднемесячному.

Отрицательные последствия ведут  за собой не только лишь недовыполнение или скажем несвоевременное выполнение плановых заданий, но и в кое-каких  случаях и перевыполнение. Вследствие этого рационально при оценке ритмичности учесть как отрицательные  отклонения от плана, так и положительные  отклонения. Именно для этого определяются числа аритмичности (в долях единицы) с помощью суммирования положительных  и отрицательных отклонений, от планового  выпуска продукции.

Анализ качества продукции. Качество продукции  - это совокупность свойств продукции удовлетворяющие определенные потребности в соответствии с ее предназначением. Качество продукции охарактеризовывает параметрические, потребительские, технологические, эксплуатационные, дизайнерские свойства изделия.

Бывают разные показатели качества, к примеру единичные (индивидуальные), характеризуют свойство продукции, а комплексные, характеризуют некоторое  количество свойств, и наконец обобщающие, отражают совокупность ее свойств. Чтобы  оценить выполнение плана по качеству продукции используют различные  методы.

Показатели качества продукции  анализируют путем сравнения  фактических данных с предыдущими  отчетными периодами, планом, аналогичными данными других родственных предприятий. По продукции, качество  характеризующийся сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта ( точнее кондиции) в полном объеме производства, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях, средний коэффициент сортности

Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции. Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота средств производства. От ее величины зависят результаты финансово - хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности. В связи с тем, что предприятия могут определять выручку от реализации по отгрузке продукции или по оплате отгруженной продукции, возможны два варианта методики анализа объема реализации. При первом варианте объем отгруженной и реализованной продукции совпадает. Баланс товарной продукции имеет вид:

РП = ГПн + ТП  ГПк,     ОП= РП,

где РП  реализованная продукция;

ГПн, ГПк  остатки готовой продукции на складе соответственно на начало и конец периода;

ТП  товарный выпуск продукции;

ОП   отгруженная продукция.

Для второго варианта баланс товарной продукции будет иметь следующий  вид:

РП = ГПн + ТОн + ТП   ГПкТОк ; РП = ОП + ТОн   ТОк,

где ТОн и ТОк  остатки товаров, отгруженных соответственно на начало и конец периода.

Анализ реализации продукции тесно  связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается по формуле:

К  = ( ТПо  ТПн)/ ТПо * 100,

где К  искомый процент выполнения плана договорных обязательств, %;

ТПо  плановый объем продукции по заключенным договорам;

ТПн  недопоставка продукции по договорам. Анализ выполнения договорных обязательств должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.

В заключение анализа объема производства и реализации продукции определяются резервы его роста. Для этого изучается структура затрат на производство, по которой можно установить, является ли производство материалоемким, энергоемким, фондоемким или трудоемким. Эффективность использования соответствующих ресурсов имеет большое значение для увеличения объемов продукции и прибыльности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников:

 

 

1 Бороненкова С.А.  Управленческий анализ: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009.

2 Вахрушина  М.А. Управленческий анализ. - М.: Омега-Л; 2010.

3 Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под общей ред. В.И. Стражева. — Минск: Высшая школа, 2007.


Информация о работе Анализ производства и реализации продукции