Анализ развития торговой сети магазинов «Магнит» (ЗАО «Тандер»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:58, курсовая работа

Описание

Предметом исследования являются сетевая торговля и её развитие. Объект – сеть магазинов «Магнит» (ЗАО «Тандер»)
Цели, которые были поставлены для выполнения работы:
Изучение сущности розничной торговли, её основных функций, а так же форматов розничных сетей;
Рассмотрение состояния торговых сетей на примере отдельного региона;
Изучение стратегий развития сетевой торговли России;
Анализ развития сети магазинов «Магнит».

Содержание

Введение 3
1. Розничная торговля: сущность, основные функции 5
1.1. Классификация предприятий розничной торговли 6
1.2. Форматы розничных сетей на российском рынке 11
2. Развитие сетевой торговли 13
2.1. Состояние торговых сетей на примере Санкт-Петербурга. Список торговых сетей российского рынка 13
2.2. Основные стратегии развития российской сетевой торговли 17
2.3. Франчайзинг как инструмент развития торговой сети 19
3. Анализ развития торговой сети магазинов «Магнит» (ЗАО «Тандер») 23
3.1. Общая характеристика предприятия «Магнит» (ЗАО «Тандер») 23
3.2. Анализ развития розничной сети «Магнит» 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая ПРАВЛЕННЫЙ.docx

— 64.30 Кб (Скачать документ)

Кооперативы розничной торговли. Они могут создаваться как самими торговцами, так и потребителями. Объединение независимых розничных торговцев в кооператив позволяет существенно снизить многие издержки, связанные с закупкой, транспортировкой и хранением товаров, осуществлять совместное планирование и рекламу.

Под видом предприятия розничной торговли следует понимать предприятие, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров. С учетом этого различают универсальные, специализированные магазины, а также магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.

Универсальные – реализующие универсальный ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров.

Специализированные, в основу построения ассортимента которых положены товары одной товарной группы или ее части (узкоспециализированные)

Комбинированные – реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности (трикотаж-галантерея), а также специализирующихся на продаже потребительских комплексов (товары для женщин, для дома и т.д.)

 

 

    1. Форматы розничных сетей на российском рынке

 

 

Основные форматы сетевой торговли:

Дискаунтер4 - (работает с минимальной торговой наценкой, площадь 300–1000 кв. м, ассортимент – до 2000 наименований).

Супермаркет - (3000 – 10000 кв.м, 7000 – 20000 наименований).

Гипермаркет - (свыше 10000 кв.м, 20000 – 40000 наименований).

Существуют такие разновидности, как магазин "у дома" или "шаговой  доступности" (наценка приближена к уровню супермаркета, 300–500 кв. м, до 1000 наименований), мелкооптовый гипермаркет (cash & carry, от 20 000 кв. м, 20 000–40 000 наименований) и др.

В отличие от западного рынка  розничной торговли, формировавшегося постепенно под воздействием изменения  спроса потребителей, российские торговые сети начинали активную деятельность, используя наработанную мировую  практику в области сложившихся  форматов розничных сетей. Это способствовало тому, что фактически все российские розничные сети, присутствующие на рынке, в достаточно короткие сроки  были четко позиционированы по формату  и смогли создать свой имидж в  глазах покупателей.

В настоящее время сложились  следующие форматы розничных  сетей, различающиеся по ценообразованию, площади, ассортименту и целевому контингенту: супермаркет, гастроном, дискаунтер, универсам, гипермаркет, cash&carry. Однако следует отметить, что, в отличие от западных ритейлеров5, наблюдается размытие четких границ между форматами, в рамках которых представлены российские сети.

 

  1. РАЗВИТИЕ СЕТЕВОЙ ТОРГОВЛИ

 

    1. Состояние торговых сетей на примере Санкт-Петербурга Список торговых сетей российского рынка

 

 

    Отрасль торговли  играет важную социальную и  экономическую роль не только  на уровне страны в целом,  но и на уровне каждого региона. 

    Уровень развития  торговли очень неоднороден по  регионам Российской Федерации.  Это выражается как в уровне  цен, в обеспеченности населения  торговыми площадями современных  форматов, товарным ассортиментом,  т.е. показателях, которые непосредственно  относятся к отрасли торговли, так и в уровне развития  транспортно-логистической инфраструктуры, наличии местных производителей  и др., то есть параметров, оказывающих  влияние на развитие торговли  в регионе.  Торговля в большей  степени развивается в крупных  городах, являющихся региональными  центрами.

По подсчетам экспертов Санкт-Петербурга на февраль 2011 года, примерно 80% розничного товарооборота в Питере приходится на сетевые магазины. Это около 800 гипермаркетов, супермаркетов и сетевых дискаунтеров. Многие эксперты уверены, что для города с населением почти в пять миллионов человек такое количество магазинов – явный перебор.

Петербургский рынок продовольственных  сетей считается одним из самых  насыщенных в России. Если сопоставить  число продуктовых магазинов  с количеством жителей, то по уровню их концентрации Санкт-Петербург опередил Москву. Эксперты Центра пространственных исследований подсчитали, что на данный момент в Петербурге действуют 11 сетей  гипермаркетов, которые включают в  себя 53 торговые точки. 21 сеть работает в формате «супермаркет», под  брендами которых действуют более 500 магазинов. Кроме того, в городе открыто более 220 дискаунтеров, принадлежащих 14 сетевым маркам.

Между тем петербуржцы  все меньше и меньше склонны тратить  много денег на продукты и товары повседневного спроса. Если до кризиса  жители Санкт-Петербурга готовы были оставлять  в продуктовых магазинах половину своей заработной платы, отдавая  предпочтение качественным, элитным  товарам, то сейчас вектор поменялся. В 2010 году цены на продукты выросли на 12,9%. При этом реальные доходы населения  поднялись всего на 2,4%. В связи  с этим аналитики отмечают, что  продуктовая корзина обитателей Санкт-Петербурга стала значительно  скромнее, и на сегодняшний момент по розничному товарообороту на душу населения Петербург демонстрирует  катастрофически низкие цифры. Среди  городов-миллионников у нас худший показатель – всего 127 тыс. руб. в  год на человека (по данным агентства INFOLine). В Москве, например, эта цифра  составляет 236 тыс. руб. в год, в Екатеринбурге  – 276 тыс., в Краснодаре – 288 тыс. руб. в год.

Кроме того, аналитики отмечают, что петербургские ритейлеры  зачастую стремятся расположить  слишком близко друг к другу несколько  сетевых объектов одного бренда. Например, Приморский район, на территории которого сосредоточено наибольшее количество торговых площадей (17%), буквально усеян  гипермаркетами «О'Кей». Из 10 гипермаркетов 5 принадлежат этой сети. Эксперты считают, что рано или поздно «О'Кей» станет жертвой рыночного «каннибализма». То есть возникнет ситуация, при  которой объем сбыта товарной продукции в одном магазине будет  увеличиваться только за счет его  снижения в другой товарной точке.

Несмотря на это, сеть по-прежнему стремится к расширению. В течение 2010 года «О’Кей» почти в два  раза увеличил свою долю на рынке гипермаркетов  – до 48,1%, открыв семь новых магазинов  этого формата. На сегодняшний момент – это самая крупная сеть гипермаркетов  в Петербурге, насчитывающая 35 торговых точек.

Рост сети никак не отражается на финансовых результатах. Увеличение прибыли в 2010 году в значительной степени руководство компании обуславливает  экспансией, которая была проведена  в соответствии с планами ее развития. «О’Кей» продемонстрировал уверенный  рост торговой выручки как по показателю сопоставимых продаж (like-for-like), так и  в целом. Что касается показателя сопоставимых продаж, наблюдалось ускорение  темпов его роста в течение 2010 года. Торговая выручка компании в  рублях (без НДС) выросла на 21,9%, до 81,688 млрд. руб.

Два других лидера рынка  – «Карусель», которой принадлежит 17 гипермаркетов, и «Лента» (14 торговых точек) – пока не планируют дальнейшего  развития. Равно, как и другие операторы  этого сегмента.

По сравнению с гипермаркетами, супермаркеты пока занимают значительно  меньшую долю на рынке, но всеми силами пытаются ее увеличить. В отличие  от крупноформатных магазинов, которые  совсем не представлены в Центральном, Петроградском и Адмиралтейском районах, эти торговые объекты в  огромном количестве расположены по всей территории города. Тем не менее, кризис не прошел незамеченным для  этого сегмента – в 2010 году доля супермаркетов в обороте рынка  составила менее 25%, хотя в 2006-м им принадлежали 32%.

Лидирующие позиции здесь  занимает сеть «Пятерочка» (принадлежит  компании Х5 Retail Group), у которой самое  большое число магазинов почти  во всех районах города. Сейчас в  Петербурге работают 238 торговых точек  «Пятерочка», которые занимают более 50% петербургского рынка сетевых  супермаркетов. Второе место – у  «Перекрестка», также входящего  в структуру Х5 Retail Group. В результате ребрендинга6 сети супермаркетов «Патэрсон», который произошел в 2010 году, количество «Перекрестков» в Петербурге увеличилось до 30. В этом году Х5 Retail Group уже начала пожинать плоды прошлогодней экспансии. Сопоставимые продажи в магазинах Петербурга сократились на 12%. Фактически рост – около 7% – показали только «Пятерочки», которые, по оценке Центра пространственных исследований, находятся в промежуточном классе, являя собой нечто среднее между мягким дискаунтером и экономичным супермаркетом.

На долю ТД «Интерторг», в  управлении которого сейчас находятся 12 магазинов «Идея», приходится около 11% сетевых супермаркетов города. По всей видимости, эта цифра в  скором времени увеличится, поскольку  политика компании также предполагает расширение.

Что касается дискаунтеров, то бесспорный лидер здесь – торговая сеть «Дикси», которая в начале февраля  за 20 млрд. руб. без учета долговой нагрузки выкупила 100% акций ГК «Виктория», владеющей магазинами у комплекса  «Квартал». Таким образом, к уже  имеющимся 38 магазинам «Дикси» добавила еще 21 торговую точку, заняв более  половины рынка в этом сегменте. Следом за «Дикси» идет «Полушка»  – на ее долю приходится свыше 20% рынка. Замыкает тройку лидеров сеть «Нетто», располагающая менее чем 20 магазинами, что позволяет ей занимать 8% рынка  сетевых дискаунтеров.

По мнению экспертов, динамика оборотов крупнейших розничных компаний в 2011 году будет сокращаться. Новые  магазины будут появляться, однако если их владельцы продолжат открывать  торговые точки без учета результатов  геомаркетингового анализа, игнорируя  территории-лакуны, жители которых  не обеспечены продовольственными магазинами сетевого типа, они станут жертвами экономического каннибализма.

Список торговых сетей российского  рынка согласно рейтингу торговых сетей FMCG РФ на май 2011 года в полном объеме представлен в приложении (см. Приложение 1, табл. 2.1.1.).

Основные сети и объединения:

  • "X5 Retail Group N. V." / Торговые сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель", "Копейка" и "Перекресток-экспресс"
  • "Магнит", ОАО / Торговая сеть "Магнит"
  • "Auchan" / Торговая сеть "Auchan" и "Atac"
  • "Metro Group" / Торговые сети "Metro Cash&Carry" и "Real"
  • "Реал-Гипермаркет", ООО / Торговая сеть "Real"
  • "О'Кей", ООО / Торговая сеть "О'Кей"
  • "Лента", ООО / Торговая сеть "Лента Cash&Carry"
  • "Дикси Групп", ОАО / Торговая сеть "Дикси", "Мегамарт", "Минимарт", "Виктория-Квартал", "Дешево", "Семейная копилка", "Виктория", "КЭШ"
  • "Союз Независимых Сетей России":
    • "Система "Т3С", ЗАО
    • Сети-акционеры "Системы "Т3С"":  (10)
    • Сети-участники "Системы "Т3С"" (13)
    • Сети-партнеры "Системы "Т3С": (7)
    • Прочие сети "Союза Незвисимых Сетей России":  (16)
  • Ритейлеры, прекратившие работу или находящиеся в стадии сворачивания бизнеса
      • "ТД "12 Месяцев успеха", ООО / Торговая сеть "12 месяцев"
      • "Бородино-Агро", ООО / Торговая сеть "Продуктория"

Представлены только продовольственные  магазины, в ассортименте которых  имеются так же товары повседневного  спроса.

 

 

    1. Основные стратегии развития российской сетевой торговли

 

 

В этой главе рассмотрены  основные стратегии, которые используют наиболее успешные розничные торговцы на российском рынке, оценю перспективы  каждой из стратегий.

Можно выделить следующие  способы эффективного развертывания  розничной сети:

  • франчайзинг;
  • покупка действующего бизнеса путем слияний или поглощений;
  • строительство своих магазинов собственными силами с применением как только собственного, так и заемного финансирования.

Если ранжировать каждый из способов развития сети по капиталоемкости, то получается следующая последовательность             (см. Приложение 2, рис.  2.2.1):

• покупка бизнеса (затраты  наиболее высоки, так как необходимо еще заплатить за некоторые нематериальные активы приобретаемой компании, безусловно, в случае если компания не испытывает финансовых проблем и не находится  в стадии банкротства);

• строительство;

• франчайзинг.

Ранжирование по затратам времени дает следующую картину:

• строительство (максимальные затраты времени: непосредственно  приобретение земли и строительство, набор персонала, и т. д.);

• приобретение существующих розничных активов (необходимо время  на осуществление сделки и время  на интеграцию бизнес-процессов);

• франчайзинг.

Расширение деятельности розничной сети наиболее эффективно осуществлять с помощью программы франчайзинга. Безусловно, ради высокой скорости необходимо поступиться определенной долей прибыли.

Очевидно, что владение сетью полностью, включая и недвижимость, дает наибольшую валовую маржу и самые минимальные риски, а использование франшизы позволяет получить только часть прибыли с осуществления розничной торговли на определенной территории. Но так же очевидно и то, что эффективность использования инвестиций обратно пропорциональна величине маржи, остающейся в распоряжении торговца. В случае франчайзинговой сети финансовые ресурсы франчайзера используются наиболее эффективно – на реализацию наиболее ключевой функции – создание и тиражирование эффективных технологий розничной торговли. Сети, построенные на принципе франчайзинга, наиболее полно реализуют концепцию финансовой логистики – тотальное сокращение издержек по всей цепи поставок.

Информация о работе Анализ развития торговой сети магазинов «Магнит» (ЗАО «Тандер»)