Анализ себестоимости услуг и продукции, пути ее снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:23, курсовая работа

Описание

Цель работы: анализ себестоимости услуг и продукции, пути ее снижения.
Задачи:
- оценка динамики затрат по составу и структуре;
- расчет отклонений фактически достигнутого уровня затрат от запланированной величины;
- обоснование причин возникающих отклонений и разработка вариантов их устранения;
- выявление резервов снижения затрат;
- подготовка и обработка информации о затратах на производство для разработки обоснованных управленческих решений.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и правовые основы учета затрат
в себестоимости продукции
1.1 Принципы и классификация затрат
1.2 Состав и методы учет затрат в себестоимости продукции
Глава 2. Характеристика экономических условий, анализ
себестоимости услуг и продукции, пути ее снижения
2.1 Организационно-правовая форма организации
2.2 Анализ себестоимости услуг и продукции
2.3 Пути снижения себестоимости
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 266.50 Кб (Скачать документ)

 

Из таблицы 2.2 видно, что за два года организация  добилась определенных успехов в снижении затрат на рубль доходов по таким видам деятельности, как погрузочно-разгрузочные работы (с 99,8 коп. в 2004 г. до 89,5 коп. в 2005 г.) и транспортировка и экспедирование (с 99,4 коп. в 2004 г. до 95,8 коп. в 2005 г.). Эти виды деятельности являются основными, поэтому снижение затрат по ним считается положительным моментом, хотя необходимо выявить резервы еще большего снижения этого показателя. Между тем такой вид услуг, как хранение, в 2005 г. стал еще более затратоемким. Из таблицы 2.2 следует, что затраты на хранение составляют 156,1 коп. на 1 руб. доходов, что говорит об убыточности данного вида услуг.

Следующим этапом углубленного комплексного анализа  затрат является оценка изменения их структуры по атомическим элементам. По данным такого анализа осуществляется оценка поведения затрат в отчетном периоде, анализируется их текущее состояние в сравнении с результатами прошлого года или с иными. Такое подразделение затрат создает возможность организовать контроль за расходами в соответствии с их целевым назначением в процессе оказания услуг. На основании данных таблицы 2.3 проводится оценка изменения удельного веса затрат по каждой статье и обоснованности роста (снижения) затрат на оказание транспортных услуг.

Как показывают данные таблицы 2.3, затраты 2005 г. превышают затраты 2004 г. на 1523 тыс. руб., или на 16,94% (10 511 / 8988 х 100 - 100%). Перерасход произошел главным образом по такому элементу затрат, как прочие затраты. Увеличилась как сумма переменных, так и сумма постоянных затрат (расходов). Несколько изменилась и структура затрат: значительно увеличилась доля прочих затрат (на 10,78%, или на 2200 тыс. руб.), составив в 2005 г. 80,82% от полной себестоимости, несущественно увеличилась доля амортизации основных средств (на 0,04%, или на 22 тыс. руб.), доля заработной платы и материальных затрат уменьшилась соответственно на 9,85 и 0,97%, или на 618 тыс. руб. и 81 тыс. руб.

Таблица 2.3 Структура  затрат на производство по экономическим  элементам за 2004 - 2005 гг. в ОАО "Старт"

 
Элемент затрат Сумма, тыс. руб. Структура затрат, %  
  2005 г. 2004 г. отклонение ( + , -) 2005 г. 2004 г. Отклонение

( + , -)

 
А 1 2 3 4 5 6  
Затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды 1 846 2 464 -618 17,56 27,41 -9,85  
Материалы 39 120 -81 0,37 1,34 -0,97  
Амортизация основных средств 131 109 22 1,25 1,21 0,04  
Прочие  затраты 8 495 6 295 2 200 80,82 70,04 10,78  
Полная  себестоимость, в том числе : 10 511 8 988 1 523 100 100 -  
- переменные  затраты 7 831,6 7 015 816,6 74,51 78,05 -3,54  
- постоянные  затраты 2 679,4 1 973 706,4 25,49 21,95 3,54  
               

В дальнейшем для  выяснения причин отклонений по затратам необходимо проанализировать содержание каждого элемента затрат в отдельности. Такому анализу необходимо подвергнуть те элементы, которые значительно изменились по сравнению с предыдущим годом или составляют большую долю в полной себестоимости услуг.

Группировка затрат по элементам используется в основном для оценки изменений, происходящих в структуре затрат. Наибольший удельный вес в структуре фактических затрат в 2005 г. имеют прочие затраты (80,82%) и затраты на оплату труда (17,56%). В сравнении с прошлым годом материальные затраты снизились на 0,97%, что свидетельствует о понижении материалоемкости услуг.

Необходимо продолжить анализ по статье прочих затрат, занимающей большой удельный вес, увеличившийся в 2005 г. на 10,78% по сравнению с 2004 г. Для выявления резервов снижения прочих затрат данный элемент рекомендуется разложить на его составляющие с целью получения более достоверных результатов анализа (таблица 2.4).

Наибольший удельный вес в общей сумме прочих затрат в 2005 г. имеют: стоимость услуг организаций  по предоставлению контрактов (45,7%), стоимость  аренды офисных и складских помещений (31,6%) и затраты на услуги связи (11,4%).

Необходимо отметить, что составляющая наибольшую долю в  прочих затратах стоимость услуг  организаций по предоставлению контрактов увеличилась по сравнению с данными  за 2004 г. Это связано в первую очередь  с увеличением количества контрактов. Однако хотелось бы обратить внимание на то, что если бы организация ввела в свой штат должность торгового представителя, который бы занимался получением контрактов клиентов, изучал рынок спроса на такие виды услуг, то эту часть затрат можно было бы значительно сократить.

Таблица 2.4 - Структура  прочих затрат ОАО "Старт" в 2004 - 2005 гг.

 
Элемент затрат Сумма, тыс. руб. Структура затрат, %  
  2005 г. 2004 г. Отклоне-ние ( + ,-) 2005 г. 2004 г. Отклоне-ние ( + ,-)  
А 1 2 3 4 5 6  
Услуги  связи 966,8 1127,0 -160,2 11,4 17,9 -6,5  
Ремонт  автопарка 212,1 146,2 65,9 2,5 2,3 0,2  
Услуги  сторонних

Транспорных организаций (аренда транспорта)

384,7 400,8 -16,1 4,5 6,4 -1,9  
Услуги  организаций по

Предоставлению  контрактов

3881,8 2143,2 1738,6 45,7 34,1 11, 6  
Услуги  аудиторов 140,1 121,6 18,5 1,6 1,9 -0,3  
Аренда  офисных и складских помещений 2682,8 2076,9 605, 9 31,6 33,0 -1,4  
Страхование 203,7 126,2 77,5 2,4 2,0 0,4  
Прочее 23,0 153,1 -130,1 0,3 2,4 -2,1  
Итого прочие затраты 8495,0 6295,0 2200,0 100,0 100,0 -  
               

В отношении  затрат на оплату услуг сторонних  транспортных организаций (аренда транспортных средств) намечается положительная  тенденция к уменьшению. Как видно  из таблицы 4, их доля уменьшилась с 6,4 до 4,5% от общей суммы прочих затрат.

Расходы на ремонт автопарка в 2005 г. возросли по сравнению  с 2004 г. на 65,9 тыс. руб. Хотя доля расходов на обслуживание автомобилей в сумме  прочих затрат увеличилась незначительно (с 2,3 до 2,5%), на это увеличение необходимо обратить внимание при проведении анализа в дальнейшем и при принятии решений о рациональном использовании автомобилей при оказании транспортных услуг (таблица 2.5).

Таблица 2.5 - Расходы  на ремонт автомобильного парка ОАО "Старт" по отдельным видам  автомобилей

 
Автомобиль Затраты на ремонт, тыс . руб . Первоначальная

стоимость,

тыс.руб.

Затраты на ремонт в %

к первоначальной стоимости

 
  2005 г. 2004 г. отклонение ( (+ , -)   2005 г. 2004 г. отклонение

( (+ , -)

 
А 1. 2 3 4 5 6 7  
АА829 Р40 25,3 12 13,3 62,7 40,4 19,1 21,3  
АА696У40 44, 9 32,1 12,8 39,3 114,2 81,7 32,5  
АВ748С40 12,2 6,7 5,5 62,5 19,5 10,7 8,8  
АВ946Н40 8,8 7,3 1,5 60,4 14, 6 12,1 2,5  
АВ509040 35,3 16,1 19,2 88,0 40,1 18,3 21,8  
АВ262М40 46,1 28,1 18 20,7 222,7 135,7 87  
АВ672Р40 16,7 7,1 9,6 87,1 19,2 8,2 11  
АВ659040 22,8 13,1 9,7 123,3 18,5 10, 6 7,9  
АА467М40 - 23,7 -23,7 45,0 0,0 52,7 -52,7  
Итого 212,1 146,2 65,9 589,0 36,0 24,8 11,2  
                 

 

В 2005 г. затраты  на ремонт автомобилей составили 36% от их первоначальной стоимости. Причинами этого могли быть изношенность подвижного состава, неаккуратное его использование водителями, некачественное проведение ремонта сервисными центрами, в которых обслуживаются автомобили, а также неудовлетворительное состояние дорог и др. Все эти причины приводят к удорожанию услуг организации, как за счет стоимости ремонта, так и за счет использования арендованного транспорта в то время, когда собственные автомобили находятся в ремонте.

Как уже отмечалось ранее, необходимо проанализировать отдельно расходы на ремонт автомобильного парка, так как в перспективе они могут еще увеличиться, а данные анализа по таким затратам позволят принять решение о дальнейшем использовании каждого конкретного автомобиля для оказания услуг по транспортировке.

Как показывают данные таблицы 2.5, есть три автомобиля, отклонение затрат на ремонт которых превышает 10 тыс. руб.: АВ829Р40 (затраты возросли на 13,3 руб.), АА696У40 (затраты возросли на 12,8 тыс. руб.), АВ509О40 (затраты возросли на 19,2 тыс. руб.).

Еще одним важным элементом в структуре прочих затрат являются затраты на аренду офисных и складских помещений. Из табл. 2.5 следует, что эти расходы увеличились на 605,9 тыс. руб., хотя их доля в прочих затратах сократилась на 1,4%. Дальнейший анализ показал, что увеличение этих расходов произошло в связи с увеличением арендуемой площади. Это было связано с ростом объема заказов на хранение архивов, личных вещей клиентов. То есть это увеличение затрат нельзя назвать негативным.

2.3 Пути снижения  себестоимости

Исходя из вышеизложенного можно заметить, что четко организованный учет и контроль затрат на ремонт подвижного состава, создание отдела или принятие в штат нескольких специалистов по продаже транспортных услуг могут привести к значительному снижению производственных затрат. Группировка затрат по элементам указывает на то, какие производственные ресурсы и в какой пропорции потреблялись в производстве.

В 2005 г. сократились  затраты на услуги связи на 160,2 тыс. руб. Дальнейший анализ этого элемента затрат позволил сделать вывод, что в связи с использованием средств электронной связи (электронная почта) расходы на международные звонки, которые составляют приблизительно 40 - 50% всех звонков, значительно снизились. Приобретение же интернет-факса позволило сократить и расходы на междугородную и международную факсимильную связь. Вероятно, в будущем будет происходить дальнейшее снижение этих расходов.

С целью более  полного выявления внутренних резервов снижения себестоимости услуг целесообразно  сгруппировать затраты в однородные по экономическому содержанию и методике анализа группы: прямые и косвенные расходы. Проанализируем удельный вес прямых и косвенных расходов, а также соотношение стоимостной величины этих видов расходов. Исследование целесообразно вести в целом для организации, так как в этом случае исключается условное распределение косвенных расходов пропорционально установленной базе. Данные исследования представлены в таблице 2.6.

Из таблицы 2.6 видно, что прямые затраты в 2005 г. по сравнению с 2004 г. возросли на 539,1 тыс. руб. Их рост обусловлен увеличением затрат на аренду складских помещений (на 945,2 тыс. руб.), однако при этом затраты на оплату труда, прямые материальные затраты и затраты на аренду подвижного состава уменьшились на 309 тыс. руб., 81 тыс. руб. и 16,1 тыс. руб. соответственно.

 

Таблица 2.6 - Структура  прямых и косвенных расходов в  себестоимости услуг ОАО "Старт"

 
Показатель 2005 г. 2004 г. Отклонение ( (+ , -) Темп роста, %  
А 1 2 3 4  
1.Производственная  себестоимость услуг,тыс . руб  . 10 511,0 8 988,0 1 523,0 116, 9  
1.1. Прямые  затраты  3 432,3 2 893,2 539, 1 118,6  
в том  числе: прямые материальные затраты 39,0 120,0 -81,0 32,5  
из  них:

топливо

упаковочный материал

прочие материалы

6,1

10,2

2,7

70,0

18,0

32,0

-43,9

-7,8

-29,3

3 7,3

56,7

8,4

 
Прямые трудовые затраты 923,0 1 232,0 -309,0 74, 9  
Аренда  складских помещений 2 085,6 1 140,4 945,2 182, 9  
Аренда  подвижного состава 384,7 400,8 -16,1 96,0  
1.2. Косвенные  расходы 7 078,7 6 094,8 983, 9 116,1  
2. Удельный  вес прямых

затрат в себестоимости услуг, %

32,7 32,2 0,5 101, 6  
2.1. Удельный  вес прямых материальных затрат  в себестоимости услуг 0,4 1,3 -0,9 X  
из  них:          
топлива 0,2 0,8 -0, 6 X  
упаковочного  материала 0,1 0,2 -0,1 X  
прочих  материалов 0,1 0,3 -0,2 X  
2.2. Удельный  вес 8,8 13,7 -4,9 X  
прямых  трудовых затрат          
в себестоимости  услуг          
2.3. Удельный  вес затрат на аренду складских  помещении в себестоимости услуг 19,8 12,7 7,1 X  
2.4. Удельный  вес затрат по аренде

подвижного состава

3,7 4,5 -0,8 X  
3 . Удельный  вес косвенных расходов в себестоимости услуг, % 67,3 67,8 -0,5 X  
4 . Соотношение  косвенных и прямых

расходов

2,1 2,1 X X  
           

Информация о работе Анализ себестоимости услуг и продукции, пути ее снижения