Анализ состава и структуры средств предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить бухгалтерскую отчетность предприятия; сущность бухгалтерского баланса, его структуру и содержание; порядок составления форм бухгалтерской отчетности. Провести анализ финансового положения предприятия, с использованием данных отраженных в бухгалтерском балансе.

Содержание

Введение 4

1. Бухгалтерская отчетность и ее значимость как информационной

базы для анализа и управления финансовым положением предприятия 8

1.Сущность бухгалтерской отчетности и ее значение в системе
управления экономикой предприятия 8
2.Классификация, состав бухгалтерской отчетности и основные
требования, предъявляемые к ней 11
2. Бухгалтерская отчетность предприятия: ее содержание и порядок
составления 17

1.Понятие бухгалтерского баланса и основные принципы его
построения 17
2.Содержание бухгалтерского баланса и способы оценки его статей 23
3.Порядок составления и представления бухгалтерского баланса 36
4.Порядок составления отчета о прибылях и убытках 41
5.Порядок составления отчета о движении фондов и других средств 46
6.Порядок составления отчета о движении денежных средств 49
7.Содержание приложения к бухгалтерскому балансу 52
3. Анализ финансового положения предприятия 56

1.Анализ состава и структуры средств предприятия 56
2.Анализ состава и структуры источников средств предприятия 62
3.Анализ финансовой устойчивости предприятия 66
4.Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия 71
5.Аналитическая оценка вероятности банкротства предприятия 75
Заключение 81


Список использованных источников 85

Работа состоит из  1 файл

прибыль.doc

— 754.58 Кб (Скачать документ)

       Необходимо отметить, что в нашей республике проводится определенная работа в данном направлении. В мае 1998 года была принята "Государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь", которая предполагает реформирование всей системы бухгалтерского учета и отчетности. Первым шагом этой реформы стало принятие в июне 1998 года "Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь", которая является основой построения новой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, разработки национальных стандартов по

 

       

                                                                              16 учету   и   отчетности,   других   новых   и   совершенствования   действующих

нормативных актов по данной проблеме. В частности, с 2000 года внесены значительные изменения в состав и содержание бухгалтерской отчетности, составляемой предприятиями Республики Беларусь. Существенно изменена структура бухгалтерского баланса. Он стал более компактным, обозримым и аналитичным. Введены новые формы: отчет о движении фондов и других средств (форма № 3) и отчет о движении денежных средств (форма № 4). Изменено содержание приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5). С 1 января 2002 года введен в действие в новой редакции Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности".

       Решение проблемы дальнейшего реформирования и совершенствования бухгалтерской отчетности в нашей республике становится одной из приоритетных, поскольку совершенствование и развитие отчетности требует решения многих теоретических, методологических и методических вопросов бухгалтерского учета. В результате указанной реформы должны быть созданы условия для формирования хозяйствующими субъектами полезной и нужной информации о результатах их деятельности, финансовых возможностях и финансовом положении. При этом должны быть обеспечены достоверность и надежность бухгалтерской отчетности как важнейшего источника для принятия управленческих решений широким кругом заинтересованных пользователей. С учетом разнообразных запросов на информацию внешних пользователей бухгалтерская отчетность должна быть формализованной, а требования коммерческой тайны делают ее строго дозированной.

 

       

17

       2.     БУХГАЛТЕРСКАЯ     ОТЧЕТНОСТЬ     ПРЕДПРИЯТИЯ:     ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ

 
 
       2.1. Понятие бухгалтерского баланса и основные принципы его построения

       В процессе своей деятельности предприятие ежедневно совершает множество хозяйственных операций, которые оформляются первичными документами и отражаются в учетных регистрах. По истечении определенного периода времени данные повседневного, непрерывного учета обобщаются и обобщенная учетная информация представляется в виде бухгалтерской отчетности, основной формой которой является бухгалтерский баланс.

       Выдающийся русский ученый А.П.Рудановский писал в середине 20-х годов: "Баланс есть душа хозяйства, существование которой не менее реально, чем материального инвентаря хозяйства. Баланс можно постичь только умозрением, а нельзя, как инвентарь, осязать в натуре. Обычно хозяйственник познает в управляемом им хозяйстве только, что осязает и, самое большее, видит своими глазами". /20, с.39/

       Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его назначении. С одной стороны он является элементом метода бухгалтерского учета, который подытоживает процедуру обработки бухгалтерских данных, обобщая их в информационную модель, характеризующую имущественный потенциал предприятия. С другой стороны, бухгалтерский баланс - одна из форм бухгалтерской отчетности, дающая обобщенное представление в денежной оценке состояния средств предприятия по их видам и источникам образования на определенную дату.

       Значимость бухгалтерского баланса очень велика, поэтому его форма во многих странах мира утверждается законодательно.

 

       

18

       Любой бухгалтерский баланс представляет состояние имущественной массы как группировку разнородных имущественных средств (материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства) и прав на эти ценности и одновременно как капитал, образованный волей определенных хозяйствующих субъектов (предпринимателей, акционеров, государства и других), а также третьих лиц (кредиторов, инвесторов, банков и других). Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке.

       Бухгалтерский баланс формируется исходя из следующих основных принципов.

       Принцип хозяйствующей единицы. Сущность этого принципа заключается в том, что имущество предприятия должно быть обособлено от его учредителей. Хозяйствующей единицей является любое предприятие, составляющее самостоятельный бухгалтерский баланс. При этом предприятие может быть частью другой, более крупной организации. Бухгалтерская отчетность для такой организации (предприятия более высокого уровня) составляется путем консолидирования (объединения) финансовых информационных данных о предприятиях более низкого уровня.

       Принцип действующего предприятия. Этот принцип означает, что предприятие предполагается функционирующим в течение неопределенно длительного периода времени и его ликвидация еще не намечается.

       Принцип денежного измерения. Он заключается в том, что в бухгалтерском балансе все показатели приводятся в едином денежном выражении. Это позволяет сопоставлять, складывать и вычитать неоднородные факторы хозяйственной деятельности предприятия.

       Принцип учета по себестоимости. Сущность этого принципа заключается в том, что в бухгалтерском учете активы регистрируются по первоначальной стоимости и затем, как правило, не переоцениваются. Однако необходимо иметь в виду, что в балансе-нетто (такой тип бухгалтерского баланса применяется в настоящее время в Республике Беларусь) не все активы отражены по первоначальной стоимости. Например, основные средства,

 

       

19

нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в нем представлены по остаточной стоимости, которая регулярно изменяется за счет накапливаемого износа. Кроме того, в условиях инфляции допускаются переоценки активов государственным регулированием. /23, с. 173/

       Правильно построить бухгалтерский баланс значит: во-первых, полностью охватить хозяйственный процесс предприятия во всем его многообразии; во-вторых, дать надлежащую группировку хозяйственных явлений; в третьих, изучить связь между этими явлениями, то есть установить правильную корреспонденцию счетов, что позволит анализировать не только финансово-хозяйственную деятельность, но и движение имущественных средств предприятия. /20, с.40/

       Основой построения бухгалтерского баланса выступает двойственная группировка объектов бухгалтерского учета по их функциональной роли в процессе производства и по источникам образования.

       Схематически баланс представляет собой двустороннюю таблицу, состоящую из двух равновеликих частей (рис. 1). Левая сторона ее называется активом и служит для отражения средств предприятия по их функциональной роли в процессе производства - по составу и размещению. Правая ее сторона называется пассивом и служит для отражения этих же самых средств, но по источникам их образования. 

    Актив
На начало года На конец года
      Пассив
На начало года На конец года
1 .Внеоборотные активы     3. Собственный капитал    
2. Оборотные активы     4. Долгосрочные обязательства    
      5. Краткосрочные обязательства    
    Баланс
   
      Баланс
   

        Рисунок 1. Упрощенная форма бухгалтерского баланса.

 

20

       Поскольку в активе и пассиве баланса отражаются одни и теже средства, только в разных группировках, то одним из обязательных требований, предъявляемых к бухгалтерскому балансу, является равенство итога актива итогу пассива. Это состояние равновесия - важнейший внешний признак бухгалтерского баланса.

       Само слово "баланс" происходит от латинских слов bis - дважды и lanx -чаша весов, что буквально означает двучашие и употребляется как символ равновесия, равенства. Равенство актива и пассива обеспечивается принципом двойной записи операций на счетах, согласно которому все хозяйственные операции записываются по дебету одного счета и кредиту другого в одинаковых суммах.

       В международной практике данное равенство трактуется с двух точек зрения:

    -как равенство сумм хозяйственных средств и их источников;

       -как соответствие сумм ресурсов предприятия и требований кредиторов или учредителей по отношению к этим ресурсам.

       В соответствии с первой точкой зрения каждый рубль, вложенный в активы предприятия, предоставляется либо кредиторами, либо учредителями и каждый полученный рубль вкладывается в определенный актив.

       Согласно второй точке зрения, активы предприятия - это его экономические ресурсы на дату составления баланса, а пассивы предприятия (обязательства и капитал) - это требования кредиторов (любых лиц, кроме учредителей предприятия) или требования учредителей, являющихся владельцами предприятия. /17, с.352/

       По своей структуре бухгалтерский баланс состоит из разделов и статей внутри разделов. Названия разделов актива и пассива баланса соответствуют названиям групп, выделенных в классификации средств предприятия. Статья бухгалтерского баланса представляет собой однородный вид средств в активе или же однородный источник средств в пассиве. Статьи баланса тесно связаны с бухгалтерскими счетами: часть статей полностью соответствует остаткам

 

       

21

конкретных синтетических счетов. Другие статьи отражают сгруппированные данные нескольких синтетических счетов. Для упрощения техники составления бухгалтерского баланса и удобства пользования по каждой статье указываются шифр счета, используемого для ее заполнения и код строки. Общие итоги разделов актива или пассива называются валютой баланса.

       Разделы и статьи актива и пассива бухгалтерского баланса располагаются по определенной системе. В основе построения актива лежит степень подвижности имущества, или, как еще говорят, степень ликвидности, то есть способность превращения средств предприятия в денежную наличность без потери стоимости. В основе построения пассива баланса лежит степень срочности возврата обязательств. /19, с.58/

       Актив бухгалтерского баланса в Республике Беларусь строится в порядке возрастающей ликвидности, при которой в первом разделе "Внеоборотные активы" показываются наименее ликвидные средства предприятия, приобретенные для продолжительного использования в процессе производства. Во втором разделе "Оборотные активы" располагается наиболее ликвидная часть средств предприятия. Это мобильные средства, так как в короткое время они могут быть обращены в наиболее ликвидную их часть -денежную наличность.

       Разделы и статьи пассива бухгалтерского баланса располагаются по возрастающей срочности возврата обязательств. В третьем разделе пассива "Краткосрочные обязательства" показываются обязательства, подлежащие погашению в первую очередь, а в первом разделе пассива "Собственный капитал" показываются источники средств, подлежащие погашению в последнюю очередь.

       Особенность бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем сопоставляются имущество, права и обязательства (долги). При этом имущество может оказаться равным долгам, быть больше или меньше долгов. Если имущество равно долгам, то права и обязательства взаимно погашаются. Если оно больше долгов, имеется превышение прав над обязательствами,

 

       

22

получившее   название   чистых   активов.   Если   имущество   меньше   долгов, возникает его дефицит.

       Понятие "чистые активы" является новым для белорусских предприятий. Его появление связано с введением в действие Гражданского кодекса Республики Беларусь и фиксацией в нем требования сравнения показателя чистых активов с зарегистрированной величиной уставного капитала организации. Таким образом, показатель "чистые активы" является индикатором для оценки финансового состояния предприятия. /6, с.98/

       В настоящее время в международной практике применяются две формы бухгалтерского баланса: горизонтальная и вертикальная. При горизонтальной форме активы показываются в левой части баланса, а пассивы в правой. При вертикальной - активы и пассивы в балансе располагаются последовательно, сначала актив, а затем пассив. Однако, не зависимо от применяемой формы бухгалтерского баланса, при расположении его статей придерживаются первоначального уровня двойственности, описанного Л.Пачоли:

Информация о работе Анализ состава и структуры средств предприятия