Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в формулировке проблем и основных направлений антиинфляционной политики государств, соответствующей инфляционным процессам в стране.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

изучить теоретические аспекты антиинфляционной политики государства и рассмотреть основные способы антиинфляционного регулирования;
обозначить этапы формирования и модель антиинфляционной политики России;
оценить эффективность антиинфляционного регулирования в России на современном этапе в условиях мирового финансового кризиса.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 760.50 Кб (Скачать документ)

      В IV квартале Банк России осуществлял меры, направленные на смягчение последствий воздействия внешних факторов, вызвавших ужесточение кредитных условий функционирования экономики в III квартале 2007 года. На фоне удорожания внешних заимствований и неустойчивости уровня ликвидности банковского сектора Банк России способствовал увеличению внутреннего рефинансирования, расширив как набор инструментов предоставления ликвидности, так и доступ кредитных организаций к ним. Временное снижение нормативов обязательных резервов в IV квартале 2007 г. также было направлено на высвобождение части банковских резервов и уменьшение стоимости заимствований. Возросшая потребность банков во внутреннем рефинансировании восполнялась посредством операций на открытом рынке и инструментов постоянного действия. В силу неравномерности образования банковской ликвидности были востребованы и операции Банка России по изъятию ликвидности.

     Рост  кредитно-депозитных ставок был незначительным и пока не оказал заметного воздействия  на динамику кредитных показателей.

     Главная проблема российской экономики состоит  в том, что с немонетарными  причинами инфляции денежные власти борются исключительно монетарными  методами, снижая ликвидность и конкурентоспособность  несырьевых отраслей экономики.

      Между тем необходимо эффективно использовать накопленный инвестиционный потенциал в интересах значительного повышения конкурентоспособности российской экономики и благосостояния ее граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3. Антиинфляционная политика России в условиях мирового финансового кризиса  в настоящее время.

     По  мере углубления мирового финансового кризиса в 2008 г. кризисные явления усиливались и в нашей стране. За период с 14 января  по 17 октября 2008 года индекс РТС (на момент закрытия) упал на 71,7% — до 668 пунктов. Последний раз такое значение наблюдалось 1 июня 2005 г., а с учетом инфляции — гораздо раньше. Для сравнения: индекс Dow Jones Industrial Average упал с максимального значения 14165 пунктов (9 октября 2007 г.) до минимального — 8154 пункта (10 октября 2008 г.), то есть «всего» на 40,3% . Надежда на то, что Россия станет «островом стабильности» в бушующем финансовом море, оказалась призрачной. Правительству пришлось принимать экстренные меры по стабилизации финансового сектора. Эти меры производят двойственное впечатление.

     С одной стороны, государство не только наращивало масштабы поддержки экономики, но и увеличивало многообразие ее форм.

От помощи банковскому  сектору путем размещения бюджетных средств на депозитах в банках правительство РФ перешло к прямой поддержке небанковских предприятий — предоставлению кредитов на погашение иностранных займов и выкупу их акций . Причем цель выкупа — не деприватизация или национализация компаний, а стабилизация фондового рынка и макроэкономического положения России. Это кардинальное изменение макроэкономической политики. До сих пор она проводилась с помощью инструментов косвенного регулирования — в основном монетарного и бюджетного.

     С другой стороны, ЦБ явно запаздывал с принятием мер, адекватных новым, все более сильным внешним и внутренним шокам. На фоне снижающихся, несмотря на ускорение роста цен, ставок рефинансирования в развитых странах спорной выглядит позиция ЦБ России, который с 19 июня 2007 г. сохранял ставку рефинансирования в 10%, а с 4 февраля по 14 июля 2008 г. четыре раза ее повышал на четверть процентного пункта. Нормативы обязательных резервов, установленные с 1 июля 2007 г. в размере 4 —4,5% (что вдвое выше, чем в еврозоне), в 2008 г. также четырежды повышались — до 5,5—8,5% 1 сентября. И лишь коллапс российских фондового и межбанковского рынков в сентябре—октябре вынудил ЦБ снизить эти нормативы до 1,5—4,5% 18 сентября и 0,5% — с 15 октября. Здесь свою роль сыграли значительный отток капитала в августе—октябре и вызванная этим «долларовая» деэмиссия. Не обращая внимания на значительное снижение ставок рефинансирования ФРС, Банк России продолжает предоставлять кредиты по ставке рефинансирования, в несколько раз более высокой.

     Последний, но не менее важный вопрос — о  процентных ставках. Разумеется, помощь должна оказываться (за исключениями, о которых принимает решение правительство) на рыночных условиях. Но если ЦБ предоставляет кредиты Внешэкономбанку в иностранной валюте под 8% годовых, а тот выдает ссуды предприятиям с маржой не более 4 п. п., то ставки в 12% уже значительно превышают (после всеобщего понижения ставок рефинансирования) рыночные ставки на мировых рынках. Да и ставки по ломбардным кредитам ЦБ в 7—8% в условиях финансового кризиса явно завышены. Получается, что государство помогает банковской системе и реальному сектору как-то в обход ЦБ с его рестриктивной монетарной политикой , лишь несколько смягчившейся в октябре. Такой подход, противоположный тому, который используется в странах Запада, требует обсуждения: насколько он обоснован теоретически и полезен на практике?

     Антикризисные меры правительства РФ вызвали бурную дискуссию в печати. Однако сейчас важны не просто «высказывания мнений», а теоретическое осмысление и обобщение опыта практической реализации этих мер. Иначе у чиновников, бизнес сообщества и ученых не будет понимания их сути, а также перспектив развития системы госрегулирования российской экономики. И первый вопрос, который здесь возникает: имеет ли комплекс радикальных антикризисных мер, принятых правительством РФ осенью 2008 г., временный характер или это «новая экономическая политика» образца 2008 года (НЭП-2008), отвечающая вызовам эпохи глобализации?

     Теперь, когда Россия во многом опередила развитые страны по масштабности и разнообразию уже принятых мер помощи экономике, возникает «окно возможностей» для начала «новой экономической политики-2008». Для этого нужно пересмотреть приоритеты целей и обновить спектр инструментов макроэкономической политики, в первую очередь антиинфляционной, а в частности – монетарной. Она должна обеспечивать финансирование инвестиций в развитие высокотехнологичных предприятий, конкурентоспособных не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

     В настоящее время в российской экономической политике обозначились два вектора, определяющие социально-экономическое развитие в ближайшие годы. Инновационный вектор действует в направлении модернизации российской экономики с использованием высоких технологий и инноваций.  Второй вектор направлен на усиление борьбы с инфляцией «любой ценой». Он является ответом на угрозу ее неконтролируемого ускорения в условиях высоких цен на энергоносители, повышения цен на продовольственные товары, приближения внутренних цен на газ к экспортным и опережающего роста доходов населения по сравнению с производительностью труда.

     Признаки  антиинфляционного вектора

1) Декларирование ЦБ перехода к таргетированию инфляции как основной цели денежно-кредитной и монетарной политики

2) Декларирование ЦБ перехода к свободному «плаванию» валютного курса

3) Доминирующее желание повышать ставку рефинансирования и нормативы обязательных резервов в условиях нормального течения экономической жизни

4) Разграничение «нефтегазового» и «ненефтегазового» бюджетов

5) Стерилизация «долларовой» эмиссии путем «замораживания» бюджетных средств на счетах в ЦБ

6) Отказ от активной борьбы с утечкой капитала

7) Заявления о невозможности снизить налоговые ставки еще в течение многих лет

     Все последние годы основная часть нефтегазовых доходов бюджета «замораживалась» на счетах в ЦБ с целью стерилизации «нефтедолларовой» денежной эмиссии. Такую монетарная политика получила название «стерилизационной». Ее результат — недофинансирование инвестиций в развитие инфраструктуры, высоких технологий, отраслей обрабатывающей промышленности. Поэтому основная проблема монетарной политики России — поиск способов увеличить на порядок бюджетное и банковское финансирование инвестиций в социально-экономическое и научно-техническое развитие без резкого усиления инфляции. Для перехода к такой политике, стимулирующей развитие, необходимо решить ряд проблем теоретического и практического характера, и в первую очередь выбора целей, инструментов и правил монетарной политики в российских условиях. Их можно подразделить на внешние и внутренние. Важнейшим внешним условием является динамика мировых цен на экспортируемые Россией энергоносители.

     В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов» в качестве основной задачи (а также цели и целевого ориентира) этой политики постулируется последовательное снижение инфляции. Для ее решения ЦБ намерен применять и развивать такие элементы режима инфляционного таргетирования, как приоритет цели по снижению инфляции над другими целями и среднесрочный характер ее установления, для чего потребуется переход к режиму свободно плавающего валютного курса. Это предполагает отказ от активного противодействия чрезмерному укреплению рубля путем проведения ЦБ интервенций на внутреннем валютном рынке.

     С точки зрения экономической теории основанием для гиперболизации

цели подавления инфляции служит догма о невозможности быстрого экономического развития при инфляции даже в 5—10%. Она считается главным экономическим злом, а стимулирование экономического роста не признается непосредственной целью ЦБ. Ущерб от инфляции оценивается как неприемлемо большой, а потери национального дохода от замедления экономического роста рассматриваются как необходимая плата за ее подавление.

     Это серьезная методологическая ошибка. Целью монетарной политики должно быть достижение высших целей общества: максимальной реализации конституционных прав граждан в сфере экономики, обеспечения нормальных уровней занятости и реальных доходов граждан (среднего и по группам), обороноспособности страны и макроэкономической стабильности. Даже цели поддержания высоких и устойчивых темпов экономического роста и НТП (в том числе инвестиционной и инновационной деятельности), а также достижения международной конкурентоспособности экономики являются самостоятельными только при ограниченном периоде планирования в связи с долгосрочным характером вышеперечисленных процессов.

     Подмена основного критерия успешности социально-экономического развития инструментальной целью (снижение темпов инфляции) практически исключает проведение экономической политики в соответствии с нормами Конституции и законов России. Поэтому перед правительством и ЦБ не стоит выбор: «борьба с инфляцией или экономическое развитие». Они должны выбирать комплекс мер, в наибольшей мере способствующих достижению фундаментальных целей социально-экономического развития (с учетом ущерба, наносимого инфляцией, высокими процентными ставками, утечкой капитала и неразвитостью денежно-кредитной системы). При этом эффект снижения инфляции может не компенсировать ущерба от замедления экономического роста. Например, в записке «Снижение инфляции не должно быть главной целью экономической политики России», направленной академиком В. М. Полтеровичем в правительство РФ, изложены результаты исследований многих зарубежных авторов, доказывающие, что при темпе менее 10—15% инфляция не оказывает на экономический рост значимого отрицательного воздействия. То есть усилия по снижению темпов инфляции, например, с 10 до 5% могут дорого обойтись обществу, но не дать положительного эффекта даже в будущем.

      Максимально широкие возможности совершенствования монетарной политики как одного из основных инструментов антиинфляционного регулирования возникают при использовании более общего методологического подхода к проведению социально-экономической политики — системно-структурного. Он основан на применении многопродуктовых, многорегиональных, межотраслевых, динамических, вероятностных моделей экономики с отражением интересов и поведения экономических агентов, особенностей развития институциональных, организационных, отраслевых, технологических, пространственно-региональных и социальных подсистем экономики. При этом соответствующие структурные факторы развития экономики учитываются в наибольшей степени. Такой подход позволяет расширить спектр инструментов монетарной политики и дифференцировать их применение в отношении различных отраслевых, региональных и институциональных подсистем.

Комплекс  мер стимулирующей  монетарной политики

на  основе системно-структурного методологического  подхода

     1) Увеличить капитал банковской системы, создать систему налоговых льгот, компенсирующих вмененные издержки банков и стимулирующих капитализацию прибыли

     2) Установить прогрессивный налог на прибыль с минимальной ставкой в 10%, применяемой при определенном размере прибыли банка и каждого его филиала в других регионах

Информация о работе Антиинфляционная политика государства