Антикризисная программа США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:09, реферат

Описание

В соответствии с оценками Национального бюро экономических исследовании (NBER), рецессия в США завершилась в июне 2009 г. Вместе с тем, фаза оживления американскои экономики затянулась. По данным Бюро экономического анализа, в 2010 г. рост реального ВВП составил 3%, в первые три квартала 2011 г. – соответственно 0,4%, 2,0%, 3,0%. Однако сохраняется высокая норма безработицы, которая остается острейшей социальной и внутриполитическои проблемои. Частныи сектор не стремится быстро увеличивать количество новых полных рабочих мест, предпочитая идти по пути стимулирования роста производительности труда.

Содержание

Оглавление
1.Введение ……………………………………………………………………………...3
2. Этапы предпринятых мер……………………………………………………….3-7
3. Антикризисная политика администрации Б. Обамы………………………8-10
3.1.Политика восстановления финансово-экономической стабильности....10-12
3.2.Социальная составляющая и инвестиции в будущее…………………….12-15
3.3.Проект реформы системы регулирования финансовых рынков…….…15-18
4. Заключение……………………………………………………………..………..18-20
5.Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

егору мой реферат на редактирование.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)


16

 

Федеральное агентство по образованию

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ

кАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Мировая экономика»

«Антикризисная программа США»

 

 

 

Приготовил:

Студент гр МЭ-09-02    ___________________        Чалова Д.Д.

 

Проверил

Доцент ИМБЭ  ___________________ Матвейчук Л.Н.

 

Владивосток 2012

 

Оглавление

1.Введение ……………………………………………………………………………...3

2. Этапы предпринятых мер……………………………………………………….3-7

3. Антикризисная политика администрации Б. Обамы………………………8-10

          3.1.Политика восстановления финансово-экономической  стабильности....10-12

           3.2.Социальная составляющая и инвестиции в будущее…………………….12-15

3.3.Проект реформы системы регулирования финансовых рынков…….…15-18

4. Заключение……………………………………………………………..………..18-20

5.Список использованной литературы……………………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         1.Введение

В соответствии с оценками Национального бюро экономических исследовании (NBER), рецессия в США завершилась в июне 2009 г. Вместе с тем, фаза оживления американскои экономики затянулась. По данным Бюро экономического анализа, в 2010 г. рост реального ВВП составил 3%, в первые три квартала 2011 г. – соответственно 0,4%, 2,0%, 3,0%. Однако сохраняется высокая норма безработицы, которая остается острейшей социальной и внутриполитическои проблемои. Частныи сектор не стремится быстро увеличивать количество новых полных рабочих мест, предпочитая идти по пути стимулирования роста производительности труда. Слабо восстанавливается жилищный рынок. Население жалуется на трудности получения кредита. Число изъятий недвижимости у населения за неуплату ипотеки, хотя и снижается, остается высоким (около 200 тысяч домов в месяц). Большое количество выставляемых на продажу домов подрывает рынок строительства недвижимости и цены на нее.

Б.Обаме, пришедшему к власти в разгар глобального финансово- экономического кризиса, пришлось столкнуться с этим новым вызовом и обозначить иерархию приоритетов своей администрации, исходя из остроты текущих проблем. Естественно, первоочередной задачей стала выработка мер по финансово- экономической стабилизации. После окончания кризиса 2008-2009 гг., так как стадия подъема так и не наступила, ключевое место заняла выработка мер по стимулированию экономики.

 

 

2. Этапы предпринятых мер

Можно выделить несколько этапов реакции государства на кризисные явления: 1) вторая по- ловина 2007 г. – вялые, нерешительные шаги по смягчению последствий ипотечного кризиса; 2) первая половина 2008 г., когда государство акти- визировалось на пике второй волны ипотечно- го кризиса; 3) сентябрь–ноябрь 2008 г. – меры, предпринятые в период острой стадии кризиса; 4) 2009 г. – антикризисная политика Б. Обамы.

На первом и втором этапах государство прибегло к использованию набора антикризисных инструментов, опираясь на традиционные ин- ституты и механизмы. В США разработана ши- рокая законодательная база, определяющая полномочия отдельных агентств по регулирова- нию рынков. Конгресс устанавливает потолки финансовых полномочий таких институтов, как Федеральная резервная система (ФРС), Феде- ральное агентство по финансированию жилищ- ного сектора (Federal Housing Finance Agency), Федеральная корпорация по страхованию депо- зитов (FDIC). В чрезвычайных ситуациях кон- гресс поднимает этот «потолок» путем приня- тия соответствующего закона (что он и сделал в 2008–2009 гг.). Кроме того, конгресс (помимо ежегодных ассигнований) имеет право выделять финансирование на чрезвычайные программы администрации.

В 2007 г. стратегия Министерства финансов концентрировалась на идее о необходимости объединить усилия участников рынка для борьбы с ипотечным кризисом. В октябре 2007 г.

Министерство финансов приняло активное участие в создании Альянса HOPE NOW – коалиции участ- ников ипотечного рынка и консультантов по му- ниципальному жилищному строительству. Про- грамма предусматривала модификацию долгов и планы погашения ссуды для должников с ипо- теками с плавающей процентной ставкой, кото- рые в принципе в состоянии вытянуть кредит, но не были готовы к резким повышениям став- ки. Осенью 2007 г. начала действовать программа FHASecure, благодаря которой вплоть до конца 2008 г. домовладельцы, просрочившие платежи по ипотеке, имели возможность рефинансиро- вать свой кредит в более доступный займ, гаран- тированный Федеральным управлением жилищ- ного строительства.

В начале 2008 г., когда замаячила угроза экономического спада, ФРС США более решительно приступила к смягчению монетарной политики, предприняв 22 января 2008 г. экстраординарную меру – внеочередное снижение ставки сразу на 0,75 процентного пункта (до 3,5% годовых), а 30 января того же года еще на 0,5 процентных пункта (до 3%). К маю 2008 г. базовая процентная ставка была понижена до 2%. Этот курс показы- вает, что руководители ФРС были более обеспо- коены снижением темпов роста, чем возможным ускорением инфляции.

В феврале 2008 г. конгресс утвердил програм- му по санации экономики, выделив на эти цели около 167 млрд долл. США. Примерно 117 млн домохозяйств начали получать налоговые вы- четы: 600 долл. США на человека, 1200 на се- мейную пару и 300 долл. США на ребенка. Эти меры были направлены не непосредственно на развязку ипотечного узла, а в большей степени – на поддержку спроса, который, в свою очередь, должен стимулировать экономический рост.

В период март–июль 2008 г. основные меры предпринимались в целях решения проблемы де- фицита ликвидности и предотвращения паники на финансовых рынках. Знаковым событием ста- ло спасение финансовой компании Bear Stearns. Входящие в ее империю два хедж-фонда, актив- но инвестирующие в subprime рынки, потерпели крах. Ее срочно купила J.P. Morgan, получив- шая под эту сделку кредит в 30 млрд долл. США. Главной целью этого шага было предотвратить эффект домино на мировых финансовых рын- ках, поэтому решение было принято в уик-энд, чтобы не допустить паники на Токийской бирже, открывающейся в понедельник.

В марте ФРС объявила о программе предо- ставления чрезвычайных краткосрочных кре- дитов банкам и инвестиционным компаниям, осуществлявшим вложения в производные фи- нансовые бумаги, связанные с ипотекой, и стол- кнувшимся с проблемой дефицита ликвидности. На эту программу ФРС выделила 400 млрд долл. США, фактически половину своих резервов. Бесспорно, этой меры было недостаточно, чтобы стабилизировать финансовую систему, однако она помогла на тот период предотвратить панику на финансовых рынках.

30 июля 2008 г. вошел в силу новый закон (the Housing and Economic Recovery Act of 2008), при- званный ввести механизмы, смягчающие пробле- мы на ипотечном рынке. Закон предусматривал ассигнования в 300 млрд долл. США на займы домовладельцам, испытывающим трудности с рефинансированием долгов.

Государство не могло позволить обанкротиться таким важным институтам, как Фани Мэй и Фредди Мак (Fannie Mae и Freddie Mac), имеющим статус корпораций, спонсируемых государством government sponsored enterprises. В вышеупомянутый закон вошли положения, раз- решающие Министерству финансов в течение 18 месяцев предоставить Фани Мэй и Фредди Мак безлимитную линию кредита. В нем также есть важные положения, предусматривающие совер- шенствование мониторинга за их деятельностью.

Параллельно в первой половине 2008 г. Ко- миссия по ценным бумагам и рынкам (The Secu- rity and Exchange Commission) США заинтересо- валась ролью Уолл-стрит в кредитном кризисе. Она также выясняет, находились ли ведущие рей- тинговые агентства под влиянием банков, про- дававших эти бумаги. По мнению Комиссии,

инвесторы были введены в заблуждение чрез- мерно высокими рейтингами бумаг. ФБР начало расследования в отношении десятков финансо- вых институтов, имеющих отношение к высоко- рисковым ипотечным кредитам, которые стали причиной ипотечного кризиса в США.

В марте были опубликованы предложения министра финансов Генри Полсона о совершен- ствовании федеральной системы регулирования отдельными секторами финансового рынка (the Blueprint for a Modernized Financial Regulatory Reform). В документе подчеркивалось, что США должны сформировать «структуру, созданную в соответствии с современными потребностями, структуру более гибкую, легче адаптирующуюся к изменениям, структуру, которая будет более эф- фективно бороться с неизбежно возникающими проблемами и лучше защитит инвесторов и потре- бителей». Поставлены задачи на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды. Вокруг программы, которая на практике так и осталась декларацией о намерениях, развернулись широ- кие дискуссии. Комиссия по ценным бумагам и биржам в июле 2008 г. предложила новые правила предотвращения конфликта интересов.

До осени 2008 г. государство не прибегало к чрезвычайным антикризисным мерам на фи- нансовых рынках. Нетрадиционно было то, что республиканская администрация во многом по- лагалась на такие инструменты, как стимулиро- вание спроса населения и помощь отдельным финансовым институтам, что противоречит платформе республиканской партии, истори- чески являющейся сторонницей «экономики предложения» и минимизации вмешательства в рыночную экономику. Ни политический исте- блишмент, ни экспертное сообщество (в боль- шинстве своем) не ожидало резкого изменения экономической ситуации в сентябре. В июле ми- нистр финансов Г. Полсон даже заявил, что кри- зис уже достиг дна.

(2) Осенью 2008 г., когда финансовый кризис вошел в острую стадию, государство перешло к более широкой помощи финансовым институ- там.

16 сентября такой гигант в области страхова- ния финансовых рисков, как American Interna- tional Group (AIG), оказался на грани банкрот- ства. ФРС срочно выделило на его спасение 85 млрд долл. США. Однако государство позво- лило обанкротиться Leman Brothers – решение, вызвавшее отрицательную реакцию рынка. След- ствием такого решения стал подрыв доверия к финансовому рынку, так как инвесторы поняли, что любая, даже крупнейшая компания со 175- летней историей ненадежна и находится под да- мокловом мечом банкротства.

Некоторые финансовые акторы стали менять свой статус. В сентябре Morgan Stanley и Goldman Sachs – крупнейшие инвестиционные банки – фактически становятся коммерческими банками с доступом к кредитам ФРС. Это были первые ласточки. В ноябре CIT Group, занимающаяся коммерческим кредитованием, подала заявление на то, чтобы стать банком в надежде получить ку- сок из 700 млрд American Express, трансформиру- ется в банковскую холдинговую компанию.

20 сентября 2008 г. министр финансов США Г. Полсон представил план мер по смягчению проблемы так называемых токсичных активов, получивший название Troubled Asset Relief Pro- gram (TARP). Он занимал три страницы (для об- легчения быстрого прохождения в конгрессе). Ключевой частью предложения Полсона был выкуп у финансовых институтов «плохих» бумаг, связанных с ипотекой, на сумму в 700 млрд долл. По мере прохождения в конгрессе он превратил- ся в более чем 200-страничный Закон 110–3433. Предложение Плана Полсона и принятие Закона 110–343 ознаменовали новый этап в государствен- ной политике – перехода к использованию нетра- диционных инструментов.

Основным блоком Закона 110–3434 являет- ся Закон об экстренной стабилизации экономи- ки 2008 г. (Emergency Economic Stabilization Act of 2008), представляющий собой многостраничный детализированный документ. По сравнению с первоначальным предложением Полсона в него вошли положения о постепенности ассигнова- ния 700 млрд суммы, об условиях покупки долго- вых обязательств у финансовых институтов (при предоставлении с их стороны гарантии передачи акций министру финансов), о мерах по защите налогоплательщиков, об увеличении суммы стра- хового покрытия вкладов со 100 тыс. долл. до 250 тыс. долл. до конца 2009 г., об ограничениях на компенсационные выплаты (золотой парашют)

топ-менеджерам проблемных банков, о форми- ровании механизмов контроля за проведением Программы TARP и другие. Основная цель ука- занного закона – инициация Программы помощи проблемным активам –Troubled Asset Relief Program (TARP) – на общую сумму в 700 млрд долл.

Глобальный характер финансового кризиса, усиление признаков экономической рецессии заставили государство сразу же после принятия данного закона, на ходу, пересматривать стра- тегию. В ходе реализации плана помощи бан- ковской системе Министерство финансов вме- сто выкупа безнадежных долгов пошло на меры рекапитализации банков. Во многом это было связано с невозможностью адекватной оценки рыночных активов в периоды плохо работающих рынков. В ноябре 2008 г. министр финансов офи- циально объявил о пересмотре программы TARP. Девяти крупнейшим банкам были предложе- ны финансовые инъекции общей стоимостью в 125 млрд долл. в обмен на гарантии передачи го- сударству неголосующих акций. Такая же сумма ассигнована на помощь более мелким финансо- вым институтам.

7 ноября 2008 г. директор Агентства Federal Housing Finance Agency объявил, что оно бе- рет Fannie Mae и Freddie Mac под опеку (concervatorship). Руководитель ФРС Бен Бер- нанке подчеркнул, что опека рассматривается как «тайм-аут» для того, чтобы пересмотреть и усовершенствовать роль финансовых посредни- ков.

В США осознали необходимость более тесно- го международного сотрудничества для выработ- ки совместных действий. Чтобы поддержать ми- ровой рынок краткосрочного кредитования, ФРС расширила своп-линии с ЕЦБ и открыла новые своп-линии с ЦБ Японии, Канады, Австралии и др. США и их партнеры также прибегли к бес- прецедентной мере – скоординированному сни- жению процентных ставок Федеральной резерв- ной системой и рядом Центробанков. Хотя государственные институты предприня- ли, в конечном счете, беспрецедентные меры по купированию финансового кризиса, но в 2008 г. они каждый раз опаздывали, идя на поводу скла- дывающейся ситуации. Администрация Буша- младшего во многом была связана идеологиче- скими установками своей партии. Руководитель ФРС А. Гринспен (финансовый гуру), как и его преемник Б. Бернанке, на первом этапе не смог- ли оценить системные риски.

Информация о работе Антикризисная программа США