Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:03, реферат

Описание

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

Содержание

Введение……………………………...………………………………...………………3
1. Монополия: понятие, сущность и виды……………………....……………...……4
2. Роль государства в регулировании рыночной экономики. Этапы создания российского конкурентного законодательства……………………………….…..…7
3. Система антимонопольных органов и порядок их формирования………….….11
4.Задачи и цели антимонопольных органов…………………………………….…..13
5.Полномочия федерального антимонопольного органа и его территориальных органов…………………………………………………………………………………156.Связь полномочий антимонопольных органов с их задачами…………………..16
Заключение…………………………………………………………………….………18
Список используемой литературы…………………………………………………..19

Работа состоит из  1 файл

Антимонопольная политика гос-ва.docx

— 39.87 Кб (Скачать документ)

Антимонопольная политика - комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение  и пресечение монополистической  деятельности, обеспечение всем хозяйствующим  субъектам рынка возможно равных условий конкуренции и недопущение  недобросовестной конкурентной борьбы.

Важнейшим средством регулирования  деятельности монополий является антимонопольное  законодательство, имеющее два направления:

запрещение или ограничение  определенных, нежелательных видов  делового поведения;

формирование конкурентной рыночной структуры, в рамках которой  желаемое поведение производителей будет достигаться более или  менее автоматически.

В основе антимонопольной  политики государства может быть заложено два подхода.

1. Подход, связанный с  правилом per se, согласно которому монополистическая практика является незаконной независимо от того, можно ли доказать ее антисоциальный характер.

2. Подход, который на основе  правила целесообразности заключается  в признании действий фирм  незаконными только тогда, когда  предполагаемое действие противоречит  общественным интересам. Данный  подход требует квалифицированного  анализа рыночной ситуации антимонопольными  органами.

Конкретный характер и  содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют  специфику, общим же являются его  основы, такие, как: охрана и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке; контроль над ценами; защита интересов потребителей; защита среднего и малого бизнеса.

Конечной целью любого антимонопольного законодательства является эффективное противодействие попыткам фирм поставить под контроль определенный сегмент рынка. Однако в экономической  практике не всегда возможно избежать доминирования на рынке какого-либо предприятия, как это бывает в  случае с естественной монополией. Естественная монополия минимизирует суммарные затраты, когда один производитель  обслуживает весь рынок (например, телефонные компании, службы по обеспечению коммунальными  услугами).

Основной задачей антимонопольного регулирования в этом случае является создание барьеров на пути повышения  цен или ограничение выпуска  продукции со стороны фирм, стремящихся  использовать преимущества естественных монополии во вред потребителям.

Государственные органы регулирования, исходя из положения о том, что  эффективное распределение ресурсов обеспечивают конкурентные рынки, пытаются лимитировать работу конкретных рынков в секторах, где имеются естественные монополии. Как и в случае конкретных рынков, издержки естественных монополий  должны минимизироваться, а цены определяться на основе предельных издержек.

Антимонопольные мероприятия, в случае с естественными монополиями, должны быть направлены на обеспечение  баланса между интересами потребителя (желание низких цен) и экономической  жизнеспособностью производителя. Меры же, благоприятствующие потребителям в получении «дешевых» экономических  благ со стороны естественных монополий, могут привести к банкротству  регулируемых фирм и потребовать  увеличения налогов для возмещения убытков государственного производства.

Предметом антимонопольного законодательства является как поведение  фирм на рынке, так и структура  рынка. В настоящее время антимонопольным  законодательством запрещены любые  соглашения между фирмами с целью  установления цен, ограничения выпуска  или раздела рынка.

Государственную антимонопольную  политику в России регулирует Федеральная  антимонопольная служба. Стоящие  в настоящее время перед антимонопольной  службой задачи - это отказ от избирательного правоприменения, активизация деятельности антимонопольных органов по контролю и надзору на всех без исключения рынках, обновление антимонопольного законодательства с учетом накопленного российского и мирового опыта.

 


Информация о работе Антимонопольная политика государства