Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание

Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития Беларуси.
В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси.

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая.doc

— 234.50 Кб (Скачать документ)

Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь начало развиваться с 1991 г., когда  республика встала на путь формирования рыночных отношений. Его становление  осуществлялось в условиях глубокого  кризиса экономики и необходимости  реализации комплекса мер по стратегически важным направлениям: трансформации отношений собственности, демонополизации экономики, развитию конкурентной среды. Необходимо было выделить и учесть причины высокого уровня монополизации экономики, решать проблемы, связанные с доминированием хозяйствующих субъектов на рынке не в силу успешного удовлетворения ими потребительского спроса, а в силу их недавнего положения как государственных монополий.

Для Республики Беларусь характерен монополизм особого рода - как типичное для постсоциалистических стран положение предприятия, являвшегося единственным поставщиком определенной продукции. Такие предприятия создавались как единый технологический комплекс, что в современных условиях является серьезным препятствием для их принудительной демонополизации, и тем самым отличает наш монополизм от традиционного монополизма капиталистических стран.

Система и органы антимонопольного регулирования сформировались на фоне ряда факторов, обусловивших высокий уровень монополизации экономики страны. В 1991 г. был создан Антимонопольный комитет Республики Беларусь, его основными задачами были:

• разработка и  осуществление совместно с органами государственного управления мероприятий  по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности;

• контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Республики Беларусь;

• содействие созданию конкурентной среды и развитию предпринимательства.

В сентябре 1994 г. Антимонопольный комитет был  преобразован в Министерство по антимонопольной политике Республики Беларусь, которое в 1996 г. было упразднено, а антимонопольное регулирование возложено на Министерство предпринимательства и инвестиций, подчиненное Совету Министров Республики Беларусь. Перед министерством в области антимонопольного регулирования ставились задачи: противодействие монополистической деятельности, развитие конкуренции; регулирование отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуществлением рекламной деятельности.

В последствии функции управления, связанные с противодействием монополистической деятельности и развитием конкуренции были возложены на Министерство экономики Республики Беларусь. В настоящее время оно обеспечивает координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности; развитие конкуренции и предпринимательства; является органом, обеспечивающим реализацию государственной антимонопольной политики в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Меры по демонополизации экономики Республики Беларусь

Важнейшей проблемой антимонопольной политики Республики Беларусь на современном этапе остается демонополизация. Монопольная сущность экономической системы делает невозможным формирование конкурентной среды. Но монополии как экономическое явление характерны для всех экономических систем. Государственное воздействие на экономику способно преодолеть и сам монополизм, и порождающие его причины, и негативные последствия монополизма. В условиях национальной экономики Беларуси переходного к рынку периода со стороны государства требуется комплекс мер, направленных на преобразование форм собственности, перестройку производства и управления, разукрупнение хозяйствующих субъектов, формирование конкурентных рынков по большинству видов товаров и услуг. Для становления рыночных отношений необходимы соответствующие предпосылки: максимальная свобода хозяйствующих субъектов, их полная ответственность за результаты хозяйственной деятельности, равноправие всех форм собственности, развитие конкуренции между производителями, а не между потребителями. Демонополизация экономики направлена, прежде всего, на изменение монопольной структуры рынков, создание правовых и экономических условий для выхода на рынки новых товаропроизводителей, на развитие конкуренции.

Цель демонополизации - формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров, услуг и финансов за счет ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках; устранение монополистических структур; снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и экономическим причинам.

Демонополизация должна проводиться как акция, предшествующая или сопутствующая приватизации. В противном случае могут развиваться негативные процессы, возрастает сопротивление новым предпринимателям, а приватизация будет затруднена перспективой последующей демонополизации. Демонополизация является длительным процессом создания условий для развития конкуренции. Она многопланова и включает в себя:

• снижение чрезмерной концентрации производства;

• устранение административных и экономических барьеров для развития свободного предпринимательства;

• создание равных возможностей хозяйствования и выхода на рынок новых конкурирующих структур;

• совершенствование  законодательной и нормативно-правовой базы в области антимонопольного регулирования и др.

В рамках концепции  построения экономики рыночного  типа и интеграции в мировое хозяйство демонополизация, наряду с приватизацией и структурной перестройкой, - важнейшая составляющая рыночных реформ.

Основной формой реализации государственной антимонопольной политики Республики Беларусь и содействия развитию конкуренции является программирование – разработка программ по демонополизации народного хозяйства. В этих программах отражены цели, основные задачи, принципы и подходы к демонополизации экономики Республики Беларусь в условиях переходного к рынку периода. За период с 1991 по 1999 г. в республике были разработаны три программы: Комплексная программа демонополизации народного хозяйства Республики Беларусь (1993г.), Программа демонополизации экономики Республики Беларусь на 1996-1997 гг., Программа демонополизации экономики и развития конкуренции Республики Беларусь на 1998-1999 годы.

В результате реализации этих программ наметились позитивные тенденции в преодолении монополизма белорусской экономики. Улучшилось положение в сфере торговли и общественного питания, большинство действовавших на местных товарных рынках крупных торговых конгломератов было демонополизировано и коммерциализировано, многие государственные предприятия утратили монопольное положение на рынке оптовой торговли и т.д.

Однако демонополизация  экономики Республики Беларусь требует решения еще множества проблем. Усложняет ситуацию и то, что реализация мер антимонопольной политики с целью формирования конкурентной среды и перехода к эффективной экономике взаимосвязана с финансовой стабильностью, антиинфляционными мерами, ценовой, инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Антимонопольная политика требует совершенствования деятельности в сферах права, перераспределения прав собственности, деконцентрации производства, государственного воздействия на условия возникновения и развития конкурентных рыночных отношений.

Реализация  комплекса мер в области демонополизации  экономики Республики Беларусь позволяет  формировать полноценную конкурентную среду на товарных рынках республики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив данную тему, следует подчеркнуть, что в условиях перехода к рынку речь должна идти не столько о борьбе с монополизмом, о разработке и принятии пакета антимонопольных законов, сколько о формировании конкурентных отношений, на защиту которых и следует направить антимонопольное регулирование. Основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую. Необходимо разработать Кодекс экономического поведения контрагентов (Кодекс чести), доктрину разумности экономического поведения, весь комплекс мер (экономических, правовых, организационных), предусматривающих коренную перестройку отношений собственности, производства, обмена и управления.

Однако в некоторых существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

В отечественной  экономике до настоящего времени  остается прежней природа формирования монопольных структур, т.е. они создаются  не в результате естественных процессов  концентрации капиталов, свободного их перелива в условиях конкуренции на рынках ценных бумаг. Сохранение монополизма, низкая эффективность антимонопольного регулирования препятствуют формированию конкурентной среды хозяйствования. Необходимы институциональные механизмы становления, поддержания и регулирования конкуренции.

Для дальнейшего  развития антимонопольного регулирования  необходимо также упорядочение взаимоотношений  антимонопольных органов с другими  органами исполнительной власти.

Особо хочется  подчеркнуть, что окончательная цель антимонопольной политики должна заключатся в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное  законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Авдашева, С. Модернизация антимонопольной политики в России / С. Авдашева, А. Шаститко  // Вопросы экономики. - 2005. - № 5. С. 100.
  2. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Антонова Н.Б. - Мн: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775с.
  3. Бондарь А.В., Воробьёв В.А. Микроэкономика – 2007
  4. Волконский, В.А. О роли монополизма в современной экономике / В. А. Волконский, Т. И. Корягина // Банковское дело. – 2005.
  5. Желтова А.М., Власов Г.Н. Государственное регулирование экономики.- 1998
  6. Качалин, В. В. Международные аспекты антимонопольного регулирования / В.В. Качалин // МЭиМО. - 2006.
  7. Макаревич, Н. И. Антимонопольный контроль экономической концентрации / Н. И. Макаревич // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2006.
  8. Малинин А.С. Важнейшие методы преодоления монополизма в международных экономических отношениях / А. Малинин // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2009.
  9. Меньшиков С. Олигархическая экономика и ее последствия // Проблемы теории и практики управления. - 2004.
  10. Розанова Н.М.Конкурентный процесс в современной рыночной экономике. М.:МАКС Пресс 2001
  11. Розанова, Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы / Н. Розанова // Вопросы экономики. - 2005.
  12. Санько Г.Г. Монополизм и антимонопольное регулирование 1997
  13. Санько Г.Г. Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике/ Бел. эконом. журнал. - 1999.
  14. Хашукаев С.Ф. Формирование конкурентной среды в условиях переходной экономики. Н. Новгород :Изд-во ВВАГС 2002
  15. Хиль М. Правовое регулирование антимонопольного законодательства в Республике Беларусь и других государствах - членах ЕврАзЭС / М. Хиль; М. Хиль // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2006.
  16. Шимов В.Н. Экономика РБ на рубеже столетий: итоги, тенденции, направления развития. Белорусский экономический журнал. - 2001.
  17. Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика. - М.: Тандем. гном-пресс, 1998.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

 

Рис.1 Графическое изображение чистых убытков от монопольной власти

 

 

 

Рис.2 График регулирования цены

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  В

 

Рис.3 График регулирования  цены в условиях естественной монополии  из дела

 


Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой