Госудаственные ценные бумаги

Автор работы: k*******************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 21:37, доклад

Описание

В начале 1992 г. Центральный банк РФ приступил к разработке экспериментального проекта по созданию современного рынка государственных ценных бумаг в России. С его помощью предполагалось значительно сократить объёмы прямого кредитования Минфина РФ. Входе этой работой к началу 1993 г. были созданы все необходимые условия для полноценного функционирования рынка государственных облигаций (ГКО). Выпуск последних было решено начать с эмиссии ценных бумаг со сроком обращения в три месяца , постепенно вводя новые инструменты с большим сроком обращения. Для всех видов операций было решено использовать безбумажную электронную технологию.

Работа состоит из  1 файл

ЦБ(финал).docx

— 52.30 Кб (Скачать документ)

    Эксперимент с ОФЗ в общем удался. Было выпущено облигаций на один триллион и они  были проданы за три дня. Причём постоянно  снижалась доходность (в первый день - с достаточно высокой доходностью, а на третий - с исключительно  низкой).

Учет  государственных  облигаций

 

      Согласно  п. 1 ст. 2   Федерального  закона  от 29.07.98 № 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии  и обращения государственных  и муниципальных ценных бумаг" к государственным ценным бумагам  относятся ценные бумаги, выпушенные эмитированные) от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований (органов  местного самоуправления). Обращающиеся на рынке государственные ценные  бумаги   представлены  в двух видах: дисконтные (бескупонные) и с  купонным доходом.

        

        

        
 

        

        
 
 
 
 
 

      

        
 
 
 

      Дисконт определяется как разница между  ценой реализации (погашения) и ценой  покупки (первичного размещения). Если организация приобрела ценную бумагу и держала ее на балансе до даты официального погашения, то разница между ценой реализации и ценой покупки автоматически составляет величину дисконта, которая была известна заранее при инвестировании средств.

      В том случае, если организация продала  ценную бумагу до даты официального погашения, то результат от реализации, определяемый как разница между ценой реализации и ценой покупки, имеет свою специфику  в обложении налогом на доход. При размещении государственной  бескупонной ценной бумаги (например, ГКО) определяется первичная доходность на основании цены первичного размещения, цены погашения (номинала) и срока  обращения по следующей формуле:

      Первичная доходность = ((Цена погашения  – Цена размещения) / Цена размещения) ´ (365 / Срок обращения) ´ 100%

      Доход, рассчитываемый владельцем ГКО за время  фактического нахождения облигации  на балансе исходя из первичной доходности и цены размещения, является процентным доходом.

      В настоящее время государственные  купонные ценные бумаги федерального уровня представлены облигациями федерального займа с переменным (ОФЗ-ПК) и постоянным (ОФЗ-ПД) купоном. Облигации такого вида могут выпускаться и субъектами Российской Федерации.

      Особенностью  данных облигаций является периодическая  выплата купонного дохода, рассчитываемого  в процентах от номинальной стоимости  облигации. Купонные облигации обращаются на вторичном рынке и выступают  объектом купли-продажи. Цена сделки является договорной и устанавливается участниками  рынка по согласованию.

        

      Муниципальные ценные бумаги

      В экономически развитых странах рынок  муниципальных ценных бумаг (облигаций) значителен по масштабам и динамично  развивается. Этот вид ценных бумаг  считается одним из самых надежных долговых инструментов после ценных бумаг центрального правительства.

      Муниципальные облигации — это муниципальные  ценные бумаги, выпускаемые местными органами власти и управления (например, правительствами штатов, провинций, городскими муниципалитетами, бюджетными организациями).

      

      

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Самый большой в мире рынок муниципальных  ценных бумаг находится в США. Муниципальные облигации можно  подразделить на две широкие категории: обеспеченные общей гарантией; обеспеченные доходами от проекта.

      Более совершенную форму имеют облигации, обеспеченные общей гарантией (с  точки зрения своевременной выплаты  процентов и основного долга). Прекращение платежей по этим облигациям в США — явление исключительное. Облигации, обеспеченные общей гарантией, гарантируются налоговыми органами.

      Облигации, обеспеченные доходами от проекта, выпускаются  в США агентствами или органами власти, созданными в штатах и городах  в соответствии с законодательством, с целью финансирования строительства  и расходов по эксплуатации. Эти  муниципальные ценные бумаги менее  надежны, однако с их помощью были осуществлены многие крупные проекты, построены сотни больниц, стадионов, студенческих общежитий, гражданских центров и т. п.

      Для этих облигаций характерны фиксированные  сроки погашения. Обычно они являются отзывными, т. е. эмитент по истечении  определенного срока может погасить облигации (раньше фиксированного срока  обращения). Срок погашения облигаций, обеспеченных доходом от проекта, может  быть от 20 до 30 лет.  

      Штаты и города нередко испытывают потребность  в наличных деньгах, поскольку налоговые  поступления происходят раз в  квартал, а иногда и раз в год, а средства требуются постоянно, например, для выплаты заработной платы и других расходов. Местные  органы власти решают эту проблему с помощью выпуска краткосрочных  ценных бумаг, обычно именуемых векселями, которые иногда называют краткосрочными кредитными обязательствами местных  органов власти (до момента поступления  налогов). Выпускаются они по номинальной  стоимости с фиксированной купонной ставкой.  

      В настоящее время увеличивается  число муниципальных структур, имеющих  право выпускать собственные  облигации. Вместе с тем значительно  усиливается и законодательное  регулирование рынка муниципальных  ценных бумаг.

      Подобно купле-продаже государственных ценных бумаг, сделки с муниципальными облигациями  осуществляются на внебиржевом рынке.

        

      

        
 
 

        Основными владельцами муниципальных  ценных бумаг являются банки,  страховые компании и индивидуальные  инвесторы. Страховые компании, вкладывая средства в муниципальные облигации, стремятся получить доход пользуясь льготами при налогообложении.

      В Японии основными целями эмиссии  муниципальных облигаций являются финансирование сельского хозяйства, образования, строительства, борьба со стихийными бедствиями.  

      Муниципальные ценные бумаги выпускаются на предъявителя, основными эмитентами являются власти крупнейших городов и префектур. Правительственные и муниципальные  облигации объединены в группу государственных облигаций. При этом доля правительственных облигаций в общем объеме облигационных займов равна 47%, а муниципальных — 6%.

      Минимальный номинал муниципальных облигаций  составляет 10 тыс. иен, а объем выпуска  — обычно от 1 до 100 млрд иен. Это облигации с купонным фиксированным доходом, который выплачивается два раза в год. Первичное размещение проходит либо путем открытого предложения через банки и брокерские фирмы, либо закрытого размещения, когда в качестве андеррайтеров выступают местные банки.  

      Муниципальные облигации с 1992 г. выпускаются с  условием частичного или полного  «погашения в любое время», причем досрочное погашение осуществляется по цене, немного превышающей текущую  рыночную цену. Однако досрочное погашение  невыгодно для инвесторов, на него требуется специальное разрешение Министерства финансов.

      Основными инвесторами муниципальных облигаций  являются прежде всего банки, а также  взаимные фонды, школы, компании и индивидуальные инвесторы (доля их невелика).  

      Франция по числу муниципальных образований  опережает все страны Европейского союза вместе взятые. Муниципальные  органы имеют право осуществлять заимствование без получения  федерального разрешения, хотя при  этом предъявляются определенные требования: целью заимствования должно быть финансирование инвестиций, а обслуживание долга заложено в бюджет. На конец 1995 г. объем облигационного долга, составил 6,6 млрд долл., что составляет лишь 6,6% всего муниципального долга. Малая доля объясняется прежде всего отсутствием налоговых стимулов (в отличие от США), значительной конкуренцией со стороны банков, имеющих низкие процентные ставки, и рядом других причин.

      В Великобритании муниципальные власти имеют возможность занимать необходимые  денежные средства напрямую у центрального правительства на довольно длительные сроки и под низкие проценты. Поэтому объем рынка муниципальных ценных бумаг постоянно снижается, и за последнее десятилетие выпуска новых муниципальных облигаций не было.  

      В России, как и на Западе, бюджет любого уровня также не может обойтись без  системы заимствования, поскольку  существуют кассовые разрывы между  временем поступления средств и  их расходованием. К тому же в России положение усугубляется высокой  инфляцией и низкой собираемостью  налогов в большинстве регионов. Для привлечения денежных ресурсов в местные бюджеты местные  органы власти выпускают муниципальные  ценные бумаги. При этом государственные  облигации, выпускаемые администрациями  субъектов РФ, получили название субфедеральных облигаций, а ценные бумаги органов  местного самоуправления — муниципальных.

      Первые  выпуски ценных бумаг, эмитированных  региональными и местными органами власти, были зарегистрированы Минфином России в 1992 г. Тогда было осуществлено пять проспектов эмиссии, в 1993 г. — восемь, в 1994 г. — 16. За 1992—1996 гг. было зарегистрировано 153 таких займов на общую сумму 20 трлн неденоминированных рублей.

      Рынок российских муниципальных займов представляет собой довольно пеструю картину: он состоит из мелких займов и крупных  эмиссий для реализации серьезных  инвестиционных проектов. Только за первые три года своего существования муниципальные  ценные бумаги распространились от Санкт-Петербурга до Восточной Сибири. Однако до середины 1995 г. было зарегистрировано всего 43 эмиссии  на общую сумму 3 трлн неденоминированных рублей. Муниципальные облигации не пользовались популярностью среди инвесторов в связи с их ненадежностью, низкой доходностью и неразвитостью вторичного рынка.

      Активизация рынка муниципальных ценных бумаг  произошла после принятия решения  Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (23 марта 1995 г.) и письма Минфина от 28 июля 1995 г. «О льготах по налогообложению  ценных бумаг». В соответствии с  письмом отменен налог на прибыль  по муниципальным бумагам и снижен налог на операции с ценными бумагами с 0,3 до 0,1%. В итоге к осени 1995 г. количество эмиссий выросло до 80, а их общий объем — до 5,6 трлн неденоминированных рублей. В первой половине 1997 г. общее число эмитентов субфедеральных и муниципальных ценных бумаг составило 70, из них 59 относились к субъектам Российской Федерации и 11 — к органам местного самоуправления. Более 70% объема эмиссий приходилось на 10 крупнейших эмитентов.  

      В 1997 г. совокупный объем субфедеральных внутренних займов достиг 24,4 трлн неденоминированных рублей.

      Перечень  выпускаемых местными органами власти облигаций многообразен, однако можно  выделить следующие основные виды:

      займы, аналогичные ГКО и ОФЗ;

      «сельские»  облигации;

      еврооблигации;

      жилищные  займы;

      сберегательные займы для населения.

      Лидерами  на рынке субфедеральных и муниципальных  ценных бумаг стали займы типа ГКО и ОФЗ, которые обычно носят  нецелевой характер, выпускаются  в бездокументарной форме и являются именными, бескупонными (диконтными типа ГКО) или купонными (типа ОФЗ).

      «Сельские»  облигации выпускаются субъектами Российской Федерации в счет погашения  их задолженности перед федеральным  бюджетом по товарным кредитам. Эти  агрооблигации выпускались траншами со сроком погашения 1, 2 и 3 года. Однако рынок их малоактивен и низколиквиден.  

Информация о работе Госудаственные ценные бумаги