Госудерственное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 16:44, курсовая работа

Описание

Государственное предпринимательство можно определить как участие государства в производстве товаров и услуг, не представляющих собой услуги по государственному управлению, поддержанию правопорядка в обществе и т.п.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Сущность гос.предпринимательствa и его роль в экономике……….4

1.1. Сущность предпринимательствa……………………………………………4

1.2. Понятие гос. предпринимательства………………………………………....7

1.3. Роль государства в регулировании экономики……………….....................9

Глава 2. Государственное предпринимательство в России …………………..11

2.1.Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………...11

2.2. Формы государственного предпринимательства в России………………13

2.3. Проблемы и перспективы государственного предпринимательства в России ……………………………..……………………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………….24

Библиографический список……………………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

курсовая гос.предпр.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ОМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ

ИНСТИТУТ  МЕНЕДЖМЕНТА И ЭКОНОМИКИ 
 
 

Кафедра  «Экономики, финансов и права»         Работа защищена

                                                                                 с оценкой

 

Дисциплина «Макроэкономика»                          Руководитель 

                                                                                                                                    

                                               Ломова Е.А.

                                                                                                             
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему: 

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                     Выполнил студент гр. 56Б

                                                                                                                  

                                                                                            Просалова Е.Н.

                                                                   

                                                                                                           
 
 
 

Омск  – 2007 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………….…..3 

Глава 1. Сущность гос.предпринимательствa и его роль в экономике……….4

1.1. Сущность предпринимательствa……………………………………………4

1.2. Понятие гос.  предпринимательства………………………………………....7

1.3. Роль государства  в регулировании экономики……………….....................9

Глава 2. Государственное  предпринимательство в России …………………..11

2.1.Государственное  предпринимательство в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………...11

2.2. Формы государственного предпринимательства в России………………13

2.3. Проблемы  и перспективы государственного  предпринимательства в России ……………………………..……………………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………….24

Библиографический список……………………………………………………..25 
 

 

Введение

         Государственное предпринимательство можно определить как  участие государства в производстве товаров и услуг, не представляющих собой  услуги по государственному управлению, поддержанию правопорядка в обществе и т.п.

        Вопрос об оправданности его существования был и остается предметом острых теоретической полемики и политической борьбы. Неолиберальная (неоклассическая) экономическая доктрина, оказывающая сейчас большое влияние на экономическую политику во многих западных странах, исходит  из необходимости освободить государство от несвойственных ему функций,  одной из которых и считается предпринимательство. Но есть и сторонники государственного предпринимательства, которые полагают, что эта  деятельность для государства вполне органична. Тем не менее, в последние годы наблюдается повсеместное сокращение государственного сектора в результате приватизации. Таким образом, на современном этапе под  влиянием объективных потребностей социально-экономического развития  и  субъективных факторов доминирует тенденция к расширению сферы     частного предпринимательства и сужению сферы государственного  предпринимательства. Хотя эта смена тенденций вызвана тем, что    государственное предпринимательство во многом не оправдывает возлагавшихся на него надежд, однако вряд ли кто рискнет утверждать, что  эта смена тенденций носит окончательный и бесповоротный характер.

          Итак, целью данной курсовой работы является – исследовать значение и содержание государственного предпринимательства в условиях рыночной экономики. Поставленная цель решается через следующие задачи:

 ·  определить понятие государственного предпринимательства;

 ·  изучить  функции и значении государственного  предпринимательства; 

 ·  рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития                  государственного предпринимательства;

 ·   в  заключение подвести итоги по  проделанной работе применительно  к Российской Федерации.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Сущность гос.предпринимательствa и его роль в экономике

    1. Сущность предпринимательства: эволюция взглядов

    Проблемой предпринимательства впервые занялся  Р. Кантильон. Он обнаружил, что расхождение между спросом и предложением на рынке создает возможность покупать дешево и продавать дорого. Людей, использующих возможность получать из этого прибыль, он назвал  “предпринимателями”. А. Смит и Д. Рикардо трактовали предпринимателя как всесторонне развитого капиталиста. Такого же подхода придерживался и Д. Милль. Свою точку зрения на функции предпринимателя имел и Ж. Сей. Он считал предпринимателя деятелем, который берется за свой счет и свой риск произвести определенную продукцию или оказать какую-либо услугу. Й. Шумпетер предложил иной взгляд на проблему предпринимательства. По его мнению только инновации, под которыми он понимал технические знания, новые технологии и продукты, новые формы организации производства приводят к экономическому росту. Й. Шумпетер отождествил новатора с предпринимателем.1 Современная австрийская школа, ведущая свое начало от Л. Мизеса и Ф. Хайека, придала теории предпринимательства второе дыхание. Так, Ф. Хайек рассматривает не само предпринимательство, а неравномерную конкурентную среду, в которой только и может существовать предприниматель. Взгляды классиков явились одним из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие и на разнице между стоимостью, созданной наемными работниками продукции и суммой выплаченной им заработной платы, имеет прибыль, это, по мнению К. Маркса, свидетельство эксплуататорской сущности предпринимательства, его социального паразитизма, и поэтому оно должно быть ликвидировано наряду с другими устоями капиталистической системы хозяйства. Лишь много позже, на рубеже XIX и XX вв., экономисты признали решающее значение предпринимательства для экономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства — труду, земле, капиталу —четвертый — организацию2, а И. Шумпетер в книге "Теория экономического развития" (1912 г.) дал этому фактору современное его название — предпринимательство.3

    Красочную характеристику предпринимательства  можно встретить в работах  немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, — это завоеватель(готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор(умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец(умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной — рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание. 4

    Английский  профессор Алан Хоскинг утверждает: "Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения.5

    С экономической точки зрения предпринимательство  может быть рассмотрено как экономическая категория, метод хозяйствования, тип экономического мышления.

    Для характеристики предпринимательства  как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть прежде всего частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств). Деятельность таких предпринимателей осуществляется на основе как собственного труда, так и наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают АО, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои ниши в хозяйственной системе.

    Объект предпринимательства — наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода. Всевозможные новые способы комбинации экономических ресурсов, по мнению Й. Шумпетера, — главное дело предпринимателя, отличающее его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы для изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара ; освоения нового рынка сбыта и нового источника сырья; реорганизации в отросли с целью создания своей монополии или подрыва чужой .6

    Для предпринимательства как метода ведения хозяйства первым и главным  условием является самостоятельность  и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской деятельности, источников финансирования, формированию производственной программы, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т. д. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предприниматель все время находится в зависимости от рынка, динамики спроса и предложения, уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений.

    Второе  условие предпринимательства —  ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

    Третье  условие предпринимательства —  ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач, они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и т. д.

    Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство — это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. "Быть предпринимателем — значит делать не то, что делают другие", — считал И. Шумпетер. "Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов — самому эти процессы определять" .7

    Предпринимателем  движут воля к победе, желание борьбы, особый, творческий характер его труда.

    Что касается интеллекта предпринимателя  то он, по мнению И. Шумпетера, сильно ограничен  и избирателен: направлен на весьма узкий круг явлений, которые предприниматель изучает досконально. Ограниченность кругозора не позволяет предпринимателю сравнивать много различных вариантов достижения своей цели и предаваться долгим колебаниям.   
 
 
 

Информация о работе Госудерственное предпринимательство