Границы самостоятельности образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:25, реферат

Описание

Отдельные авторы классифицируют внебюджетные доходы (а именно они образуют результат самостоятельной экономической деятельности вуза) на доходы от основной деятельности (реализация образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся, воспитанников; проведение НИР; деятельность по обеспечению и обслуживанию образовательного и научно-исследовательского процесса) и от прочей деятельности (работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием ресурсов образовательного учреждения; внереализационные доходы, включая иные поступления (24, с. 165-169).

Работа состоит из  1 файл

Границы самостоятельности образовательного учреждения.docx

— 19.00 Кб (Скачать документ)

Границы самостоятельности образовательного учреждения.

Анализ гражданско-правового  статуса образовательного учреждения позволяет сделать вывод, что, во-первых, имущественная самостоятельность  образовательного учреждения, в том  числе вуза, ограничивается основной целью, устанавливаемой как законом, так и учредителем, во-вторых, учредитель образовательного учреждения, исходя из принципа субсидиарной ответственности, ограничивает объемы, содержание самостоятельной  экономической деятельности, снижая тем самым риск своей ответственности  по обязательствам образовательного учреждения; в-третьих, рисковая составляющая предпринимательской деятельности в том смысле, как она представлена ранее, вряд ли присуща экономической деятельности образовательного учреждения, так как, в силу субсидиарной ответственности учредителя, риск несения убытков возлагается именно на него, а не на само юридическое лицо; учредитель, тем более, когда в этом качестве выступает государство, не может допустить, чтобы неблагоприятные факторы сказались на деятельности вуза и он стал бы нести имущественную ответственность; в-четвертых, свойство систематического извлечения прибыли не является присущим образовательному учреждению как юридическому лицу, а полученный доход не распределяется (во всяком случае, в соответствии с законодательством не должен распределяться) между учредителями.

Таким образом, в  правовом смысле самостоятельная экономическая  деятельность образовательного учреждения, исходя из соответствующего определения  ГК РФ, не может рассматриваться  как предпринимательская в смысле абз.3 п.1 ст.2 ГК РФ.

В первую очередь  этот вывод следует отнести к  государственным образовательным  учреждениям, прежде всего – государственным  вузам.

В целом,по моему мнению, неправомерно применение понятия предпринимательской деятельности к самостоятельной экономической деятельности некоммерческих организаций, применяемого в ГК РФ, в Федеральном законе «О некоммерческих организациях».

Современное российское высшее учебное заведение, прежде всего  государственное, осуществляет, в силу своего предназначения, ряд самостоятельных, целевых, но между тем взаимосвязанных  функций, которые подпадают под  определение экономической деятельности и могут быть объединены в определенные группы. К таковым следует отнести: первая группа – образовательная деятельность, в том числе на платной основе, которая обладает признаками частично общественных благ и услуг и имеет определенную самостоятельную ценность (образовательные услуги); вторая группа – прикладные научные исследования, опытно-конструкторские разработки, создание новых технологий; третья группа – осуществление работ и услуг по направлению (профилю) основной деятельности (подготовки специалистов) вуза. четвертую группу составляют виды деятельности, непосредственно не связанные с образованием, но входящие в современную вузовскую инфраструктуру – т.н. бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные фирмы, реализующие инновационные проекты вуза, консалтинговые центры (в т. ч. межвузовские), негосударственные образовательные учреждения, создаваемые вузом и, как правило, при нем; в пятую группу входят такие виды деятельности, как законное использование имущества, закрепленного за вузом его учредителем (в частности, государством), но не в соответствии с основной целью деятельности вуза – сдача в аренду помещений, оборудования; производство непрофильной продукции, например, организация производства и продажи продуктов питания, оказание услуг общественного питания собственными силами, выращивание сельскохозяйственной продукции.

Отдельные авторы классифицируют внебюджетные доходы (а именно они  образуют результат самостоятельной  экономической деятельности вуза) на доходы от основной деятельности (реализация образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся, воспитанников; проведение НИР; деятельность по обеспечению  и обслуживанию образовательного и  научно-исследовательского процесса) и от прочей деятельности (работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием ресурсов образовательного учреждения; внереализационные доходы, включая  иные поступления (24, с. 165-169).

Таким образом, следует  выделять основную экономическую деятельность вуза – собственно образовательный  процесс; деятельность, непосредственно  связанную с ней – научные  исследования, производство учебной, научной, исторической литературы: деятельность, входящую в инфраструктуру вуза и  обеспечивающую основную и связанную  с ней деятельность; иные виды, не обусловливаемые целью и предназначением  вуза. Именно последние виды деятельности Закон об образовании (п.2 ст.47) фактически относит к предпринимательской: реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения; торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений (в т.ч. образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным предусмотренным уставом производством продукции, работ, оказанием услуг и с их реализацией. При этом Закон (п.3 ст.47) не относит деятельность образовательного учреждения, в частности вуза, по реализации производимой им продукции, работ, услуг к предпринимательской, если получаемый от этого доход реинвестируется непосредственно в образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

В правовом регулировании  экономической деятельности вузов  необходимо учитывать следующие  особенности их положения.

•  Высшее учебное  заведение является как юридическое  лицо в организационно-правовой форме  образовательным учреждением.

•  Следует признать, что вуз в имущественной сфере  предстает как некоммерческая организация, основной целью которой является образовательная деятельность.

•  В соответствии с Законом об образовании и  Федеральным законом «О высшем и  послевузовском профессиональном образовании» (п.1 и п.2 ст.27) в вузе может быть имущество как бы двух видов: имущество, закрепленное за ним учредителем  на основе оперативного управления, и  собственное имущество, которым  вуз вправе распоряжаться по своему усмотрению.

•  Вуз самостоятельно осуществляет учебную, научную, финансово-хозяйственную  и иную деятельность в соответствии с законодательством и своим  уставом, утвержденным в установленном  законодательством порядке (это  проявление автономии вуза (п.1 ст.3 Закона о высшем образовании)).

Так, на первый взгляд, законодательное закрепление Законом  о высшем образовании права собственности  вуза на доходы от собственной деятельности позволяет самому вузу (в лице его  органов управления) осуществлять самостоятельно экономическую деятельность, приносящую доход, при условии, что она не противоречит задачам образовательного процесса. Однако требуется раскрыть и уяснить правовое содержание понятий «самостоятельная деятельность», «собственная деятельность».

Право на самостоятельность  действий и, следовательно, на свободное  распоряжение соответствующим имуществом ограничено специальной правоспособностью  вуза: он может осуществлять лишь те виды деятельности, которые предусмотрены  его учредительными документами (уставом), что следует отдельно закрепить  в Законе.

В то же время необходимо четко разграничивать деятельность вуза, осуществляемую в соответствии с заданием учредителя, и его деятельность, решение о которой принималось  самим вузом, его органом. В действительности такую грань нередко весьма трудно провести.

Самостоятельность вуза, в первую очередь, в хозяйственной  деятельности, ограничивается в соответствии со следующими критериями.

•  Главная цель деятельности вуза – обучение, подготовка кадров.

•  Ведение образовательного процесса по определенному профилю  – направлениям, специальностям.

•  Соответствие направления самостоятельной экономической  деятельности профилю подготовки.

•  Самостоятельность  в совершении сделок (на основе собственного имущества).

•  Закрепление  соответствующих правомочий в уставе вуза.

•  Задание учредителя на проведение соответствующей деятельности

Тем самым наделение  законом вуза правом заниматься предпринимательской  деятельностью за счет собственного имущества (иным имуществом вуз распоряжаться  не вправе даже с согласия собственника, т.к. это противоречит содержанию права  оперативного управления) вступает в  противоречие с принципом субсидиарной ответственности учредителя по обязательствам вуза. Более того, закон не предусматривает  фактически и принятие мер со стороны  учредителя, контролирующего самостоятельную  деятельность вуза и блокирующего при  определенных обстоятельствах (выход  за пределы правоспособности, превышение степени риска, невыгодность вложения средств и т.п.). Законом об образовании (п.5 ст.47) предусматривается лишь одно основание вмешательства учредителя – только лишь, если она идет в  разрез образовательной деятельности. В иных случаях вуз, иное образовательное  учреждение по сути вправе бесконтрольно  распоряжаться своим имуществом и приобретенным на них имуществом. Ведь по закону отвечать будет учредитель!

Информация о работе Границы самостоятельности образовательного учреждения