Характеристика и анализ рынка легковых автомобилей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - оценить эффективность отраслевой политики государства в автомобильной промышленности (в секторе легковых автомобилей) Российской Федерации.
Задачи:
Рассмотреть основные типы, виды и инструменты отраслевой политики государства.
Рассмотреть основные документы, определяющие отраслевую политику государства на рынке легковых автомобилей.
Определить границы заданного рынка.
Провести анализ отраслевого рынка с акцентом на обосновании необходимости реализации отраслевой политики на целевом рынке, а также определении и обосновании ее контрольных мер.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………….5
Типы, виды и инструменты отраслевой политики государства…………..5
Основные документы, опредляющие отраслевую политику государства на рынке легковых автомобилей России………………………………………10
АНАЛИЗ РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ……………..13
Характеристика и анализ рынка легковых автомобилей…………………………………………………….……………13
Оценка эффективности отраслевой политики государства на рынке легковых автомобилей……………………………………………………….26
Анализ изменений на рынке в результате отраслевой политики в соответствии с подходом «Структура – поведение – результат»…………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………….5

    1. Типы, виды и инструменты отраслевой политики государства…………..5
    2. Основные документы, опредляющие отраслевую политику государства на рынке легковых автомобилей России………………………………………10
  1. АНАЛИЗ РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ……………..13
    1. Характеристика и анализ рынка легковых автомобилей…………………………………………………….……………13
    2. Оценка эффективности отраслевой политики государства на рынке легковых автомобилей……………………………………………………….26
    3. Анализ изменений на рынке в результате отраслевой политики в соответствии с подходом «Структура – поведение – результат»…………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Многие аспекты  анализа отраслевых рыночных структур являются спорными, но никакой аспект не является столь заманчивым предметом  оживленной дискуссии среди экономистов, как вопрос о государственной политике. 

Любой отраслевой рынок в разные моменты своего функционирования по ряду причин может  стать несостоятельным. В силу этой несостоятельности результаты «жизнедеятельности»  рынка могут оказаться ниже ожидаемых  результатов и принятых норм. В такой патовой ситуации государство может вмешаться и оказать влияние на рынок, постараться улучшить состояние экономики, применяя политические меры, которые будут иметь воздействие как на структуру рынка, так и на поведение фирм.

Спектр инструментов государственной политики достаточно широк.  Государство может оказывать влияние на издержки, инвестиции, цены и выпуск продукции с помощью налогов и субсидий. Правительство может действовать на покупателей или продавцов, увеличивая или уменьшая количество доступной им информации. В истории хорошо известны примеры правительственного вмешательства для определения, например, субъектов рынка и формирования таким образом рыночной структуры или для контроля ценообразования, или для других параметров поведения фирм. В экстремальных ситуациях государство может взять на себя заботу об обеспечении товарами или услугами, управлении национализированными предприятиями в соответствии с критерием, выработанным для удовлетворения интересов общества. [11]

Ситуацию в российской автомобильной промышленности 
в последние несколько лет можно охарактеризовать как неоднозначную. 
С одной стороны, происходил бурный рост рынка, вызванный, в том числе, ростом покупательской способности населения, развитием потребительского кредитования и укреплением национальной валюты. 
С другой стороны, постоянно сокращалась доля отечественных производителей на автомобильном рынке при одновременном усилении конкуренции внутри ценовых сегментов.

Бесспорно, государственное  регулирование отраслевых рынков в ряде случаев оказывает спасительное воздействие на данные рынки. Однако зачастую сложно определить эффективность этой политики.

Цель данной работы - оценить эффективность отраслевой политики государства в автомобильной промышленности (в секторе легковых автомобилей) Российской Федерации.

Задачи:

    1. Рассмотреть основные типы, виды и инструменты отраслевой политики государства.
    2. Рассмотреть основные документы, определяющие отраслевую политику государства на рынке легковых автомобилей.
    3. Определить границы заданного рынка.
    4. Провести анализ отраслевого рынка с акцентом на обосновании необходимости реализации отраслевой политики на целевом рынке, а также определении и обосновании ее контрольных мер.
    5. Выработать критерии оценки эффективности мер отраслевой политики государства на целевом рынке.
    6. Провести анализ измененийна рынке, происходящих вследствие реализации мер государственной отраслевой политики.

Данная работа написана с использованием таких  литературных источников, как учебно-методические пособия, отраслевые справочники, периодические издания, а также данные статистических агенств, опубликованных в Интернет. Более подробно список использованных данных приведен в конце работы.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

 

    1.  Типы, виды и инструменты отраслевой политики государства

 

Термин «отраслевая политика государства» вошел в отечественную экономическую литературу относительно недавно. Отраслевая политика является частью государственной экономической политики, направленной на регулирование деятельности экономических субъектов в рамках отдельных отраслей национальной экономики.

В зависимости от конечной цели можно выделить два вида отраслевой политики: стимулирующую и сдерживающую. Стимулирующая отраслевая политика направлена на развитие отрасли, сдерживающая – на сокращение деловой активности в отрасли (в этом случае речь идет, как правило, о программах реструктуризации или перепрофилировании действующих предприятий).

Условно отраслевую политику, в зависимости от применяемых  методов, можно разделить на активную и пассивную.

Активная отраслевая политика основывается на государственно-плановой экономической концепции. Считается, что государство должно активно  вмешиваться в функционирование отрасли с тем, чтобы стимулировать  ее развитие.

Пассивная отраслевая политика государства исходит из либерально-рыночной экономической концепции. Общая цель пассивной отраслевой политики состоит в решении проблем, связанных с провалами рынка, и создании конкурентной среды.

Основными критериями для принятия решений относительно регулирования отрасли выступают:

1) экономическая  эффективность, достигаемая через  развитие конкуренции между экономическими  субъектами;

2) оптимизация  поведения экономических субъектов:  экономические субъекты должны  самостоятельно принимать хозяйственные решения – недопустимо подавление конкурентного механизма прямым государственным регулированием.

Таким образом, главной целью государства при  осуществлении отраслевой политики является создание условий, благоприятствующих развитию отрасли.

Инструменты государственной отраслевой политики.

В арсенал инструментов отраслевой политики входят различные  инструменты налогово-бюджетного, кредитно-денежного, внешнеэкономического и антимонопольного регулирования, а также законотворчество. К отраслевой политике также относят государственное регулирование деятельности естественных монополий. Используя эти методы, государство может воздействовать на издержки производства, инвестиционную активность, цены и объем выпускаемой продукции в отрасли, а также на количество и относительные размеры экономических субъектов.

Также к инструментам отраслевой политики относят:

1. Варьирование доступной  продавцам и покупателям информацией.  Так, например, государственные органы  могут создавать информационно-аналитические  центры, которые будут систематизировать и предоставлять информацию относительно той или иной отрасли народного хозяйства.

2. Государство может  определять субъектов рынка, которым  предоставляется право ведения  деятельности в данной отрасли,  например, через механизм лицензирования. Таким образом, государство может формировать желательную рыночную структуру и регулировать цены и объем выпускаемой продукции.

3. В случае если в  отрасли протекают процессы усиления  монополизации, государство может  прибегнуть к методам антимонопольной политики, в том числе в части пресечения вступления участников рынка в сговор и контроля за слияниями и поглощениями.

4. В некоторых случаях  государство может напрямую влиять  на принятие решений по поставкам  товаров и услуг на рынок,  а также брать функции по управлению предприятиями в соответствии с общественными интересами, например, через процедуру национализации.

В зависимости от поставленных целей и применяемых инструментов можно выделить следующие типы отраслевой политики (таблица 1.1).

 

Таблица 1.1 - Типы отраслевой политики

 

По используемым методам

Пассивная

Активная

По выдвинутым целям

Защитная

Конкурентная  политика: контроль над доминирующими  фирмами, антимонопольное регулирование

Антимонопольное регулирование в сочетании со структурной и внешнеторговой протекционистской политикой

Наступательная

Благоприятный экономический климат:

конкурентная  политика в сочетании с улучшением условий хозяйствования через меры фискальной, кредитно-денежной политики и законотворчества

Структурная политика в целях ускорения экономического роста, разработка системы координации (вплоть до создания системы индикативного планирования), контроль над потоками капитала в экономике


 

Выбор того или  иного типа отраслевой политики определяется исходя из характеристик отрасли и ее внешнего окружения. Наиболее подходящей концепцией для комплексного анализа отрасли является концепция «Структура – поведение – результативность».

Кратко охарактеризуем предложенные в таблице выше типы отраслевой политики государства.

Пассивная защитная отраслевая политика ставит основной  целью противодействие возникновению  и использованию монопольной  власти. Основными методами проведения этой политики является антимонопольное  регулирование и контроль над  слияниями и поглощениями. Критерием для вмешательства государства в функционирование отрасли выступает существенное отклонение рыночной структуры от конкурентной. Особенностью этого вида политики является отсутствие стимулирующего воздействия на экономических субъектов. В настоящее время данный вид отраслевой политики практически не используется, вызвано это тем, что в условиях растущей интеграции национальных экономических систем в международное сообщество антимонопольное регулирование ставит национальные компании в менее выгодное положение по сравнению с зарубежными.

Пассивная наступательная отраслевая политика предполагает создание в отрасли благоприятного экономического климата через противодействие  монополизации отрасли и стимулирование развития конкретных экономических  субъектов, как правило, мелких и средних предприятий. Такое стимулирование может осуществляться в виде предоставление налоговых льгот и субсидий, улучшение общеэкономической среды. Данный вид отраслевой политики является наступательным, так как государство преследует положительные цели, пассивным – так как государство воздействует только на среду хозяйствования экономических субъектов. Такой вид отраслевой политики наиболее подходит к либеральной модели рыночной экономики, отвергающей активное вмешательство государства в экономику. Осуществление данной политики может столкнуться с рядом трудностей, в основе которых лежат, как правило, структурные диспропорции экономики.

Активная защитная отраслевая политика преследует цели по недопущению  нежелательного поведения компаний. Основными инструментами здесь выступают меры структурной и внешнеторговой политики. Данный вид отраслевой политики был принят странами ЕС в 1970-1980-х гг. с целью противодействия увеличивающейся конкуренции со стороны азиатских стран, в первую очередь Японии и Южной Кореи.

Активная наступательная отраслевая политика преследует конкретные позитивные цели и при этом использует направленное воздействие на решения  хозяйствующих субъектов. Данный вид  отраслевой политики соответствует  реформируемой экономике. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные  документы, определяющие отраслевую  политику государства на рынке  легковых автомобилей России

 

Правительством Российской Федерации было учреждено несколько  нормативно-правовых актов, регламентирующих отраслевую политику государства на рынке легкового автомобилестроения.

Постановление Правительства  РФ от 14.01.2009 N 24 (ред. от 10.12.2009) "О мерах  государственной поддержки российских организаций - экспортеров промышленной продукции, организаций автомобилестроения и транспортного машиностроения". Данное Постановление направляет средства из федерального бюджета на предоставление субсидий российским организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения - на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2008 - 2009 годах в российских кредитных организациях, а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, направленным на технологическое перевооружение, и (или) части затрат российских организаций автомобилестроения на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в 2009 году для финансирования инвестиционных проектов по их технологическому перевооружению и (или) технологическому перевооружению их дочерних организаций, являющихся организациями автомобилестроения, в размере 1500000 тыс. рублей.

Информация о работе Характеристика и анализ рынка легковых автомобилей