Оценка бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:26, контрольная работа

Описание

Бизнес - это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры. Главная ее цель - получение прибыли. Таким образом, капитал является основой, внутренним содержанием любого процесса создания продукта или услуги, осуществляемого с целью получения дохода. Получение дохода - это цель и конечный результат деятельности во многих сферах, отраслях экономики, т.е. цель и результат бизнеса. Любой бизнес имеет свою экономико-организационную форму в виде предприятия.

Работа состоит из  1 файл

оценка бизнеса.docx

— 164.47 Кб (Скачать документ)

     Раздел  1. Основные понятия  оценки бизнеса

     Глава 1. Предмет и цели оценки бизнеса

     1.1. Особенности бизнеса  как предмета оценки 

     Бизнес - это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры. Главная ее цель - получение прибыли. Таким образом, капитал является основой, внутренним содержанием любого процесса создания продукта или услуги, осуществляемого с целью получения дохода. Получение дохода - это цель и конечный результат деятельности во многих сферах, отраслях экономики, т.е. цель и результат бизнеса. Любой бизнес имеет свою экономико-организационную форму в виде предприятия. Предприятие, стремясь занять свою собственную рыночную нишу, выделиться из среды подобных, закрепить свои специфические особенности, создает и регистрирует свои отличия в виде фирменного названия и атрибутов. Фирма - это вывеска, знак, имя конкретного предприятия, являющегося в данной сфере экономико-организационной формой бизнеса, имеющего в своей основе капитал.

     Владелец  бизнеса имеет право продать  его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами.

     Как всякий товар, бизнес обладает полезностью  для покупателя. Прежде всего, он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса осуществляется в пользовании. Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, он теряет для него свою полезность и подлежит продаже. И если кто-то другой видит новые способы его использования, иные возможности получения дохода, то бизнес становится товаром. Все это справедливо и для предприятия, и для фирмы.. В то же время получение дохода, воспроизводство или формирование альтернативного бизнеса, нового предприятия сопровождается определенными затратами. Полезность и затраты в совокупности составляют ту величину, которая является основой рыночной цены, рассчитываемой оценщиком и которую можно определить как рыночную стоимость. Таким образом, бизнес, как определенный вид деятельности, предприятие и фирма, как его организационная форма в рыночной экономике, удовлетворяют потребности собственника в доходах, для получения которых затрачиваются определенные ресурсы.

     Бизнес, предприятие и фирма обладают всеми признаками товара и могут быть объектом купли-продажи. Но это товары особого рода. И особенности эти предопределяют принципы, модели, подходы и методы оценки.

     Во-первых, это товар инвестиционный, т. е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и доходы разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли не известен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Таким образом, текущая стоимость будущих доходов, которые может получить собственник, представляет собой верхний предел рыночной цены со стороны покупателя.

     Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться  могут как вся система в целом, так и отдельно ее подсистемы и даже элементы. В этом случае разрушается его связь с собственным конкретным капиталом, конкретной организационно-экономической формой, элементы бизнеса становятся основой формирования иной, качественно новой системы. Фактически товаром становится не сам бизнес, а отдельные его составляющие.

     В-третьих, потребность в этом товаре зависит  от процессов, которые происходят как внутри самого товара, так и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в обществе приводит бизнес к неустойчивости, с другой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности и в самом обществе. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара - потребность в регулировании купли-продажи.

     В-четвертых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса для стабильности в обществе, необходимо участие государства не только в регулировании механизма купли-продажи бизнеса, но и в формировании рыночных цен на бизнес, в его оценке. 

     1.2. Понятие оценки имущественного  комплекса фирмы 

     Обычно  оценка бизнеса проводится в двух основных направлениях:

  • Оценка долей в фирме (акций);
  • Оценка взаимодополняющего имущества фирмы, позволяющего выпускать и продавать продукцию.

     Во  втором случае речь идет об оценке имущественного комплекса фирмы. В понятие имущественного комплекса, кроме совокупности имущества, входят обязательства по кредитам, которые были взяты, или могут  быть взяты в целях освоения данной продукции. Кредиторская задолженность, таким образом, уменьшает стоимость  данного имущественного комплекса, а дебиторская – повышает.

     В России чаще всего происходит оценка и продажа именно имущественного комплекса, т.к. фондовый рынок неразвит, и более вероятно продать имущество  фирмы, а не акции.

     Имущественный комплекс по определенной продукции  иногда называют «бизнес-линией» или «бизнесом» фирмы. В более широком смысле под бизнес-линией понимают конкретный инвестиционный проект. 

     1.3. Цели оценки бизнеса 

     Чаще  всего оценка бизнеса проводится в целях:

  • определения текущей рыночной  стоимости акции и обоснованности тренда ее изменения;
  • определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании. В данном случае оценка требуется в силу того, что величина стоимости активов по бухгалтерской отчетности может резко отличаться от их рыночной стоимости;
  • страхования, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в преддверии потерь;
  • налогообложения. При определении налогооблагаемой базы необходимо провести объективную оценку предприятия;
  • принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому периодическая переоценка имущества независимыми оценщиками позволяет повысить реалистичность финансовой отчетности, являющейся базой для принятия финансовых решений;
  • осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса. В этом случае для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия в целом; его собственного капитала, активов;
  • оформления залога под какую-то часть движимого имущества для обеспечения сделок и кредита;
  • страхования движимого имущества;
  • передачи машин и оборудования в аренду;
  • организации лизинга машин и оборудования;
  • определения налоговой базы для основных средств при исчислении налога на имущество;
  • оформления машин и оборудования в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия;
  • оценки стоимости машин и оборудования при реализации инвестиционного проекта.

     Оценка  стоимости фирменного знака или  других средств индивидуализации предприятия и его продукции (услуг) производится:

     1) при их перекупке, приобретении  другой фирмой;

     2) при предоставлении франшизы  новым компаньонам, когда расширяется рынок сбыта и увеличивается объем продаж;

     3) при установлении ущерба, нанесенного  деловой репутации предприятия незаконными действиями со стороны других предприятий;

     4) при использовании их в качестве  вклада в уставный капитал;

     5) при определении стоимости нематериальных  активов, гудвилла для общей оценки стоимости предприятия.

     Таким образом, обоснованность и достоверность  оценки во многом зависят от того, насколько правильно определена область использования оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение, реструктуризация и т.д.

     1.4.  Виды стоимости,  применяемые при  оценке бизнеса

 

     В зависимости от цели проводимой оценки, количества и подбора учитываемых факторов оценщик рассчитывает различные виды стоимости.

     Стоимость - это денежный эквивалент, который  покупатель готов обменять на какой-либо предмет или объект. Стоимость отличается от цены  и  затрат.

     По  степени рыночности различают рыночную стоимость и нормативно рассчитываемую стоимость.

     Под рыночной стоимостью в Международных  стандартах оценки понимается расчетная  величина, за которую предполагается переход имущества из рук в руки на дату оценки в результате коммерческой сделки между добровольным покупателем и добровольным продавцом после адекватного маркетинга; при этом предполагается, что каждая сторона действовала компетентно, расчетливо и без принуждения.

     Рыночная  стоимость - это наиболее вероятная  цена при осуществлении сделки между типичным покупателем и продавцом. Определение отражает тот факт, что рыночная стоимость рассчитывается исходя из ситуации на рынке на конкретную дату, поэтому при изменении рыночных условий рыночная стоимость будет меняться. На покупателя и продавца не оказывается внешнее давление, и обе стороны достаточно информированы о сущности и характеристике продаваемого имущества.

     В некоторых случаях рыночная стоимость  может выражаться отрицательной величиной. Например, это может быть в случае оценки устаревших объектов недвижимости, сумма затрат на снос которых превышает стоимость земельного участка, или в случае оценки экологически благоприятных объектов.

     Нормативно  рассчитываемая стоимость - это стоимость  объекта собственности, рассчитываемая на основе методик и нормативов, утвержденных соответствующими органами власти. При этом применяются единые шкалы нормативов. Как правило, нормативно рассчитываемая стоимость не совпадает с величиной рыночной стоимости, однако нормативы периодически обновляются в соответствии с базой рыночной стоимости.

     С точки зрения оценки различают рыночную, инвестиционную, страховую, налогооблагаемую, утилизационную стоимости.

     При оценке собственности как объекта  продажи на открытом рынке используется рыночная стоимость.

     При обосновании инвестиционных проектов рассчитывают инвестиционную стоимость. Инвестиционная стоимость - стоимость собственности для конкретного инвестора при определенных целях инвестирования.

     В отличие от рыночной стоимости, определяемой мотивами поведения типичного покупателя и продавца, инвестиционная стоимость зависит от индивидуальных требований к инвестициям, предъявляемых конкретным инвестором.

     Существует  ряд причин, по которым инвестиционная стоимость может отличаться от рыночной. Основными причинами могут быть различия: в оценке будущей прибыльности; в представлениях о степени риска; в налоговой ситуации; в сочетаемости с другими объектами, принадлежащими владельцу или контролируемыми им.

     Инвестиционная  стоимость означает стоимость объекта  для конкретного инвестора при  его субъективных мотивах, степени  риска и доходности.

     Ликвидационная  стоимость означает возможную выручку  от срочной продажи объекта при  его ликвидации. Ликвидационная стоимость, или стоимость вынужденной продажи, -денежная сумма, которая реально может быть получена от продажи собственности в срок, слишком короткий для проведения адекватного маркетинга. При ее определении необходимо учитывать все расходы, связанные с ликвидацией предприятия, такие, как комиссионные, административные издержки по поддержанию работы предприятия до его ликвидации, расходы на юридические и бухгалтерские услуги. Разность между выручкой, которую можно получить от продажи активов предприятия на рынке, и издержками на ликвидацию дает ликвидационную стоимость предприятия.

     Бухгалтерская стоимость отражается в бухгалтерской  отчетности при вводе объекта  в эксплуатацию (первоначальная стоимость) или при его переоценке (восстановительная  стоимость или стоимость замещения).

Информация о работе Оценка бизнеса