Оценка внешнеторговой политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание

Цель нашего исследовательского проекта – это оценка внешнеторговой политики РФ за 2000 – 2010 гг.
Основные задачи проекта:
Изучение основных понятий и терминов, связанных с внешней политикой.
Анализ динамики экспорта и импорта, а так же торгового баланса Российской Федерации за 2000 – 2012 гг.
Исследование динамки сальдо торгового баланса России за период 2000 – 2012 гг.
Характеристика Всемирной торговой организации, определение основных плюсов и минусов присоединения РФ к ВТО.

Работа состоит из  1 файл

Проект по макре.docx

— 117.88 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Мы выбрали тему «Оценка  внешнеторговой политики РФ, основанная на анализе динамики показателей торгового баланса и других макроэкономических показателей». Эта тема очень актуальна в наши дни, потому что с началом 21 века Российская Федерация находится на стадии присоединения к Всемирной торговой организации. После 18 лет напряженных переговоров Россия стала членом ВТО 12 августа 2012 г.

 

Цель нашего исследовательского проекта – это оценка внешнеторговой политики РФ за 2000 – 2010 гг.

 

Основные задачи проекта:

  1. Изучение основных понятий и терминов, связанных с внешней политикой.
  2. Анализ динамики экспорта и импорта, а так же торгового баланса Российской Федерации за 2000 – 2012 гг.
  3. Исследование динамки сальдо торгового баланса России за период 2000 – 2012 гг.
  4. Характеристика Всемирной торговой организации, определение основных плюсов и минусов присоединения РФ к ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

 

Внешнеторговая политика – это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг, а также целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда. 
 
Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт.

 Для того чтобы провести исследование нам необходимо ознакомиться с основными понятиями, которые мы будем использовать в последующих главах:

 

Внешнеторговый оборот - сумма стоимостей экспорта и импорта  того или иного государства либо группы стран за определенный период времени, например, за год, квартал, месяц.

Оценка внешнеторгового  оборота имеет чрезвычайно важное значение в статистике внешней торговли, поскольку на ее базе рассчитываются средние цены, сальдо торгового баланса, эффективность внешней торговли в целом, коэффициент эластичности и т. п. Внешнеторговый дефицит рассчитывается в текущих ценах рынка, в т. ч. в ценах соответствующих лет, а также в постоянных ценах, которые, в свою очередь, позволяют в ходе анализа динамики внешнеторгового  оборота и его структуры нейтрализовать влияние колебания цен.

Торговый баланс - соотношение между суммой цен товаров, вывезенных какой-либо страной, либо группой стран, и суммой цен товаров, ввезенных ими за определенный период времени, например за год, квартал, месяц. Иначе говоря, торговый баланс - это экспорт и импорт какой-либо страны за определенный период или дату.

Если стоимость вывоза товаров данной страны превышает  стоимость их ввоза, то торговый баланс является активным. Если же стоимость  ввоза превышает стоимость вывоза, то такой торговый баланс является пассивным. В случае совпадения стоимости  вывоза и ввоза образуется нетго-баланс. Страна, имеющая пассивный торговый баланс, должна покрывать дефицит  путем расходования различных поступлений  платежного баланса, в частности  доходов от перевозок на своих  средствах транспорта или через  свою территорию иностранных товаров, процентов и дивидендов от капиталовложений за границей, притока иностранных  капиталов, иностранных кредитов, использования  резерва иностранных валют и  вывоза золота. Активное сальдо торгового  баланса в значительной степени  характеризует благоприятное экономическое  положение данной страны, является одним из важных показателей степени  зависимости ее экономики от внешних  рынков, от состояния конъюнктуры, международной  конкуренции, а также политической зависимости от других государств.

На отдельные виды товаров  на экспорт и (или) импорт устанавливается  государственная монополия. Перечни  таких товаров определяются федеральными законами. 
 
Экспорт – вывоз из страны товаров отечественного производства, а также реэкспорт товаров. К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезённые в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров. 
 
Стимулирование экспорта является в современных условиях важным направлением торговой политики многих развитых стран, и, в последние годы, развивающихся стран, в которых создана развитая система государственной поддержки и содействия национальному экспорту, за годы своего существования доказавшая свою эффективность. Наряду с созданием благоприятного макроэкономического климата для экспортеров широко используются специальные меры для развития экспортного производства и расширения экспорта. 
 
В целях обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов отечественных экспортеров на внешнем рынке, роста экономического потенциала и повышения доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта разработана система мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов.  
 
Среди мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции особое значение имеет финансовая поддержка, к которой относят кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам. 
 
Министерство экономического развития Российской Федерации (далее – Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за выработку политики в вопросах содействия экспорту. 
 
Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности Минэкономразвития России осуществляет практическую реализацию системы мер содействия экспорта. 
 
Импорт – ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезённые товары, предназначенные для потребления в народном хозяйстве страны, для реэкспорта, и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей, для потребления на месте. К реэкспортным товарам относятся товары, ввезённые в страну, а затем вывезенные за границу без переработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

 

Чтобы оценить внешнеторговую политику РФ за период 2000-2010 гг., стоит  начать с изучения динамики торгового баланса России. Используя статистические данные Центрального Банка Российской Федерации, на рис. 1 мы видим, что с началом нового тысячелетия показатели импорта и экспорта уверенно растут на протяжении 8 лет. 2008 – 2009 гг. стали не благоприятным временем для российской торговли. Подобный рост и спад показателей торговли связаны с рядом факторов, которые так же помогут в оценке внешнеторговой деятельности РФ за период 2000 – 2010 гг.

 

Рис.1

 

В 2000 - 2005 гг. внешнеэкономический комплекс оставался динамично развивающимся сектором национальной экономики России, стимулирующим ее экономическое и социальное развитие. В силу сочетания ряда благоприятных внутренних и внешних факторов внешнеторговый оборот России в 2000 - 2005 гг. увеличивался высокими темпами. Сальдо торгового баланса увеличилось в 2 раза за эти 5 лет. 

В 2005 г. внешнеторговый оборот РФ составил 369 232 млн долл. США, а сальдо торгового баланса 118364 млн долл. США.

Экспорт в 2005 г. превысил импорт в 1,9 раз.

В 2006 г. продолжились тенденции  прошлого года, поскольку сохранилась  благоприятная ценовая конъюнктура  на мировых рынках. Внешнеторговый оборот РФ составил 467 831 млн долл. США, что на 26,7% больше, чем в 2005 г. В 2007 г. внешнеторговый оборот РФ составил 577 877 млрд долл. США.. Экспорт в страны дальнего зарубежья составил 300 567 млн долл. США, что на 57% больше, чем импорт. Со странами СНГ экспорт составил 53 834 млн долл. США, импорт – 31 790 млн долл. США.

 

Рис.2

 

 

По итогам экспорта 2007 г. и 2008 г. большую часть занимают металлы  и минеральные продукты. Экспорт  по металлам и минеральным продуктам  в 2008 г. на 2,1 % больше чем в 2007г.

По импорту первое место  занимают машины, оборудование и транспортные средства. Импорт по машинам, оборудованию и транспортным средствам в 2008 г. на 1,8 % больше чем в 2007 г. 
 
Самые высокие показатели внешней торговли были в 2008 г. Внешнеторговый оборот составил 763 434 млн долл. США, что на 107% больше по отношению к 2005 г.

В 2009 г. внешняя торговля пошла на спад из-за финансово –  экономического кризиса. Специфическим  фактором в развитии кризиса в  России являлось наличие значительного  внешнего долга российских компаний, который достигал в совокупности 527 млрд долл. США на начало октября 2008 года, что было сопоставимо со всем объёмом золотовалютных резервов России. Произошло уменьшение золотовалютных резервов на 10 %. Также негативным фактором для России, как нетто-экспортёра углеводородного сырья, стало резкое падение с исторического пика в середине июля 2008 г. цен на нефть. Кризис привел к сильнейшему спаду  производства. Внешнеторговый оборот составил 495 191 млн долл. США. Экспорт в страны дальнего зарубежья составил 255 270 млн долл. США, импорт – 167 726 млн долл. США. В этот непростой для российской экономики период сальдо торгового баланса составляло 111 585 млн долл. США.

 
Внешнеторговый оборот в 2010 г. составил 648 264 млн долл. США, что на 30% больше, чем в 2009г, а сальдо торгового баланса достигло отметки 151 996 млн долл. США.

 

В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что внешнеторговый оборот стремительно увеличивался с 2000 – 2008 гг. Пика внешнеторговый оборот достиг в 2008 г. Но в последующие годы мы наблюдаем спад торговли Российской Федерации, что можно объяснить влиянием экономического кризиса. То же самое происходит и с сальдо торгового баланса, мы можем видеть динамику внешнеторгового оборота и сальдо торгового баланса на рис.1 и рис. 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

 

Всемирная торговая организация (ВТО) – это и организация, и  одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности  правительств, в сфере международной  торговли товарами и услугами.  
 
Главные задачи ВТО – либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны – члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается более 140, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.  
 
Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место. Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок.  
 
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений в сфере торговли товарами. Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами. 
 
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.  
 
Внешняя торговля в настоящее время является одним из важнейших секторов российской экономики, так как именно она определяется динамику многих макроэкономических параметров. И задача правительства в этой связи — создать условия для дальнейшего развития внешнеэкономических связей и их эффективного использования в целях повышения конкурентоспособности экономики и жизненных стандартов населения. 
 
В свою очередь, стратегическим направлением внешнеторговой политики России является интеграция страны в мировое экономическое сообщество. 
 
Условия членства России в международной организации должны вырабатываться лишь на основе соответствующих норм и правил, а не по прецедентному принципу. Опыт присоединения других стран к ВТО, как бы интересен он ни был, не может быть безоговорочно применим к России, поскольку у Российской Федерации, как и у каждой страны, — свои приоритеты. Недопустимо вступление в международную организацию ради самого факта вступления. Условия нашего членства должны в первую очередь учитывать потребности развития отечественной экономики, устранять дискриминацию российского экспорта, облегчать доступ российских товаров и услуг на мировые рынки.  
 
Необходимо отдавать себе отчет в том, что вступление в ВТО имеет для России как целый ряд плюсов, так и несколько неизбежных минусов, негативное воздействие которых и стремится минимизировать наше правительство. 
 
В первую очередь Россия будет ограничена в применении инструментов государственного регулирования экономических обменов и субсидий. Кроме того, возможности защиты внутреннего рынка товаров и услуг от иностранной конкуренции будут ограничены четырьмя инструментами, такими, как экспортный тариф, антидемпинговые, защитные и компенсационные тарифы. 
 
К безусловно положительным моментам относится, прежде всего, внедрение в российское законодательство стабильных, предсказуемых правил игры и единых подходов в применении механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности. Распространение этих правил на Россию повысит ее инвестиционную привлекательность для иностранных инвесторов и сделает более предсказуемым экономический и правовой климат для российских субъектов экономики. Этот процесс потребует внесения определенных изменений в действующее законодательство, и ряд законопроектов, призванных привести наши правовые акты в соответствие с нормами ВТО, рассматривается сейчас правительством либо уже внесен на утверждение Госдумы. Планируется уже к концу текущего года завершить реформу законодательства в части, абсолютно необходимой для вступления в ВТО. 
 
Не сразу, существенно улучшатся условия доступа на мировые рынки российских товаров и услуг. Это позитивно отразится и на экономической деятельности российских предприятий, и, как следствие, на доходах российского бюджета. Кроме того, Россия получит доступ к механизму разрешения торговых конфликтов и право участия в выработке новых правил международной торговли. 
 
Необходимо упомянуть также о создании лучших условий для интеграции в рамках СНГ, укреплении роли Федерации во взаимоотношениях с субъектами по экономическим вопросам, создании оптимальных стартовых условий для начала переговоров о присоединении России к Единому Европейскому экономическому пространству. 
 
При этом необходимо учитывать, что для потенциальных российских партнеров по ВТО преимущества от вступления России в эту организацию реализуются практически немедленно, а для российских производителей — с течением довольно длительного периода времени. 
 
В настоящее время Россия готова перейти к качественно новому этапу в деятельности рабочей группы по присоединению России к ВТО, а именно — к выработке проекта Доклада рабочей группы. 
 
Таким образом, была рассмотрена внешнеторговая политика России. В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике РФ, устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины. Экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляется без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Комитетом Таможенного Союза. 
 
Всемирная торговая организация – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Тема нашего исследовательского проекта «Оценка внешнеторговой политики РФ, основанная на анализе динамики показателей торгового баланса и других макроэкономических показателей». В ходе исследования мы достигли поставленных задач.

В главе 1 мы:

  1. Дали определение основным понятиям и терминам, связанных с внешнеторговой политикой государства.

В главе 2 мы:

  1. Изучили динамику экспорта и импорта, внешнеторгового оборота Российской Федерации за период 2000 -2010 гг.
  2. Проанализировали динамику сальдо торгового оборота России за 2000 – 2010 гг.

В главе 3 мы:

  1. Дали характеристику ВТО и определили основные плюсы и минусы присоединения России к ВТО.

 

Основная цель нашего проекта  была достигнута. С помощью статистики, графиков и расчетов мы оценили внешнеторговую политику РФ за 2000 – 2010 гг.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. www.cbr.ru
    2. Шмаров А., Ивантер А. Стоит ли России спешить в ВТО?// Эксперт. – 2002. - №21.
    3. Шохина Е. Допрос с пристрастием // Эксперт – 2003. - №5.
    4. Юдаева К. Спокойствие по расчёту // Эксперт – 2003. - №20.
    5. Гурова Т. Избегай его // Эксперт – 2003. - №15.
    6. http://ru.wikipedia.org/
    7. http://www.bibliotekar.ru/
    8. http://dic.academic.ru/
    9. http://uchebnik-besplatno.com/
    10. http://www.glossary.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Год

Экспорт товаров (ФОБ)

Всего

в % к соответсвующему  периоду предыдущего года

В том числе:

Со странами дальнего зарубежья

в % к соответсвующему  периоду предыдущего года 

Со странами СНГ

в % к соответсвующему  периоду предыдущего года 

2000 г.

105033

139

90783

142,8

14250

118,8

2001 г.

101884

97

86614

95,4

15270

107,2

2002 г.

107301

105,3

90926

105

16375

107,2

2003 г.

135929

126,7

114572

126

21357

130,4

2004 г.

183207

134,8

153004

133,5

30203

141,4

2005 г.

243798

133,1

210249

137,4

33549

111,1

2006 г.

303550

124,5

260168

123,7

43382

129,3

2007 г.

354401

116,8

300567

115,5

53834

124,1

2008 г.

471603

133,1

400456

133,2

71148

132,2

2009 г.

303388

64,3

255270

63,7

48118

67,6

2010 г.

400630

132,1

337970

132,4

62659

130,2

Информация о работе Оценка внешнеторговой политики РФ