Охрана суверенитета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 11:00, доклад

Описание

Государственная безопасность, — одна из составляющих национальной безопасности, понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз.

Работа состоит из  1 файл

Суверенитет нац без.docx

— 21.57 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по национальной безопасности на тему: Охрана суверенитета Р.Ф 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Халаев М.Е.

                    ТД-08-2Д 
 

Государственная безопасность, — одна из составляющих национальной безопасности, понятие, характеризующее  уровень защищенности государства  от внешних и внутренних угроз.

Отождествление  государственной безопасности с  национальной безопасностью не верно, так как первое является понятием менее широким. Национальная безопасность включает в себя понятие государственной  безопасности. Государство не является синонимом понятия нация. Государство  это, всего лишь, административный аппарат, средство достижения национальных интересов. Не всегда угроза государству может  составлять непосредственную угрозу нации. Государство может погибнуть, но нация останется. Примером тому служит судьба Российской империи и Советского Союза.

Обеспечение государственной безопасности —  комплекс политических, экономических, социальных, военных и правовых мероприятий  по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной  неприкосновенности и независимости  государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных  служб враждебных государств, а также  от противников существующего строя  внутри страны.

Органы обеспечивающие государственную безопасность — Армия, спецслужбы и правоохранительные организации.

Национальная  безопасность — понятие, характеризующее  уровень защищенности и меры по обеспечению  защиты отдельно взятой нации от внешних  и внутренних угроз.

Национальная  безопасность — защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных  сферах жизнедеятельности от внешних  и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

По другому  определению — национальная безопасность — совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную  стратегию в области обеспечения  безопасности личности, общества и  государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и  иного характера с учетом имеющихся  ресурсов и возможностей.

Национальная  безопасность — способность нации  удовлетворять потребности, необходимые  для ее самосохранения, самовоспроизводства и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей ее нынешнего состояния.

По определению  российского политолога Н. А. Косолапова, национальная безопасность — это  стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, состояние достаточно разумной динамической защищенности от наиболее существенных из реально существующих угроз и  опасностей, а также способности  распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для  их нейтрализации.

Национальная  безопасность включает в себя:

государственную безопасность — понятие, характеризующее  уровень защищенности государства  от внешних и внутренних угроз;

общественную  безопасность — понятие, выраженное в уровне защищенности личности и  общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;

техногенную безопасность — уровень защищенности от угроз техногенного характера;

экологическую безопасность и защита от угроз стихийных  бедствий;

экономическую безопасность

энергетическую  безопасность

информационную  безопасность

безопасность  личности

Обеспечение национальной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и  правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности  нации, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в  себя:

защиту государственного строя;

защиту общественного  строя;

обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;

обеспечение политической и экономической независимости  нации;

обеспечение здоровья нации;

охрана общественного  порядка;

борьба с  преступностью.

обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.

Органы, обеспечивающие национальную безопасность, — Армия, службы разведки и контрразведки, правоохранительные органы, медицинские органы.

на основе Декларации «О государственном суверенитете РСФСР», принятой  12 июня 1990 года первым съездом народных депутатов РСФСР, субъектом государственного суверенитета признается Россия. По Конституции  РФ 1993 года, «Суверенитет Российской Федерации  распространяется на всю ее    территорию. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация  обеспечивает целостность и неприкосновенность ее территории» (ст.4 Конституции РФ). Государственный суверенитет России формируется по воле единого многонационального народа, а также по воле субъектов  Российской Федерации, самоопределившихся в Российскую Федерацию народов (ст.5, ч.3 Конституции РФ).  

           Конституционная характеристика  суверенитета, закрепляя территориальное  верховенство Российской Федерации,  обязывает федеральные органы  государственной власти пресечь  любую попытку посягательства  на единство и верховенство  государства, защищать его целостность.  Данная формула подтверждается  решением Конституционного Суда  Российской Федерации от 31июля 1995 года. «По проверке конституционности  указов президента №2137 «О восстановлении конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики» и №2166 «О мерах пресечения действий незаконных вооруженных формирований в Чеченской республике и в зоне осетино-ингушского конфликта» и постановления правительства РФ №1360 от 9 декабря 1994 года1. Именно в защиту государственного суверенитета России, национального самосохранения чеченского народа, прав и свобод граждан России и Чечни осуществляются антитеррористические мероприятия на Северном Кавказе, и ни одно государство не вправе указывать суверенному государству, как оно должно реализовывать внутренний суверенитет.  

           Государственный суверенитет Российской  Федерации – категория сложная  и не сводится лишь к компетенции  властных структур государства,  т.е. сумма суверенных прав  не является полным выражением  сущности суверенитета. Но комплекс  полномочий властных органов  имеет большое значение в теории  суверенитета: он представляет собой  основу реализации государственного  суверенитета. Ниже перечислены  суверенные права как неприкосновенная  сфера ведения суверенной политической  единицы, тот минимум без которого не представляется возможным осуществление государственного суверенитета: 

-          право самостоятельного осуществления  учредительной власти;                              

-          право формирования и конституционного  закрепления системы высших и  местных органов государственной  власти;  

-          право самостоятельного осуществления  всех форм государственной деятельности (законодательной, исполнительно-распорядительной, судебной, контрольно-надзорной и  др.);  

-          право территориального верховенства;  

-          право установления гражданства  и определения правового статуса  граждан;  

-          право осуществления централизованного  руководства хозяйственной, и  социально-культурной деятельностью;  

-          право на политическое объединение  с другими государствами и  свободного выхода из объединений1. 

           Достаточно изъять одно из  перечисленных суверенных прав  и политическая единица потеряет  суверенный статус, перестанет быть  суверенной.             

           Следовательно, в Российской Федерации носителем суверенитета является Россия в целом, предметами исключительного ведения которой являются все вопросы общегосударственного значения (ст.71 Конституции РФ); все другие более или менее важные вопросы создают сферу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч.1, ст.72 Конституции РФ), т.е. не решаются без федерального центра.  

           Таким образом, субъекты Российской  Федерации являются носителями  суверенных прав, но не представляют  собой суверенные политические  организмы.  

           Н.А. Михалева выделяет десять  важнейших элементов конституционно-правового  статуса Российской Федерации  как суверенного федеративного  государства: 1) учредительный характер  федеральной государственной власти; 2) территориальное верховенство; 3) федеральная конституционно-правовая  система; 4) легитимные федеральные  властные структуры; 5) федеральная  государственная собственность; 6)федеральное  гражданство; 7) единые вооруженные  силы Российской Федерации; 8) универсальная  международная правосубъектность; 9) государственный язык Российской Федерации; 10) государственная символика1. 

           Спорным является суждение о  наделении субъектов Федерации  «внутренним публично-властным государственным  суверенитетом» 2. В соответствии  со ст.73 Конституции РФ, «вне пределов  ведения Российской Федерации  и полномочий Российской Федерации  по предметам совместного ведения  Российской федерации и субъектов  Российской Федерации субъекты  Российской Федерации обладают  всей полнотой государственной  власти» Но конституционный объем  компетенции субъектов Российской  Федерации не может быть описан  как «суверенитет». Речь может  идти лишь о компетенционной отчужденности, а не о разграничении суверенитета между федерацией и ее субъектами.  

           В условиях распространения государственного  суверенитета России на всей  территории страны субъекты Российской  Федерации самостоятельны и «верховны» в пределах только своих исключительных полномочий (ст.76 Конституции РФ), но и этих полномочий не достаточно для того, чтобы говорить о суверенности в целом субъектов Федерации. Трудно не согласиться с Р.А. Мюллерсоном, который полагает, что «субъекты федерации, даже обладающие широкими полномочиями, не являются суверенными образованиями». 

           Если содержание суверенитета  свести к компетенции (что и  делается со стороны республик;  вспомним, например, известное заявление  Президента РФ Б.Н. Ельцина  «Субъекты федерации могут брать  себе столько суверенитета, сколько смогут»), то и субъекты федерации будут считаться суверенными. Как уже не раз отмечали, если не исказим суть суверенитета (не доведем до автономии), под суверенитетом субъектов Российской Федерации должны подразумеваться их возможность считаться с федеральным центром по своему усмотрению, их право решать любые вопросы без какого- либо политического ограничения по собственному усмотрению, включая право изменения политического статуса, оформления в независимое государство3.  

           Именно право на сецессию придает  субъекту Федерации суверенный  государственно-правовой статус.                                                

           Но, трудно даже гиппотически представить, что каждый из 89 «равноправных» субъектов Российской Федерации может провозгласить верховенство своих актов над федеральными, право сецессии и другие прерогативы государственного суверенитета. Согласно Конституции Российской Федерации, ни один субъект Федерации не обладает этим правом: территория Российской Федерации неприкосновенна (ч.3, ст.4 Конституции РФ); «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, … равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» (ч.3, ст.5 Конституции РФ) (а не за ее пределами). В этой связи совершенно неприемлемо положение Конституции Республики Тыва 1992 года допускающее ее право на сецессию1.  

Информация о работе Охрана суверенитета РФ