Организационно-экономические трудности издательской деятельности в период финансового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – дать количественную и качественную оценку деятельности издательства «АСТ» в период финансового кризиса и сделать выводы о степени устойчивости издательского бизнеса в целом.
В задачи курсовой работы входит: раскрытие основных понятий экономики и организации издательской деятельности; рассмотрение деятельности издательской организации как фирмы на рынке; расчет себестоимости и отпускной цены издания с учетом современных объемов финансовых показателей стоимости затрат на производство издательской продукции; выбор подходящей формы выплаты авторского вознаграждения для издательств в условиях финансовой нестабильности.

Содержание

Введение 3
I. Организационно-экономические основы издательской деятельности 5
1.1 Издательская деятельность в условиях рынка 5
1.2 «АСТ» - издательство РФ 5
1.3 Организационная и экономическая политика издательства «АСТ» в период финансового кризиса 7
II. Работа издательских объединений в период финансового кризиса 9
2.1 Организационные меры управляющего персонала издательства для преодоления трудностей в финансовый кризис 9
2.2 «АСТ» среди других издательств в борьбе за место на книжном рынке 11
2.3 Издательство и проблемы авторского права в период финансового кризиса 13
III. Расчет себестоимости и отпускной цены издания «1985 / Памятные книжные даты» 17
Заключение 30
Библиографический список 31
Приложение: 32
Графические характеристики результатов работы издательства «АСТ» в период финансового кризиса 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа АСТ в период финансового кризиса.doc

— 251.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНО-ГУМАНТИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Факультет книгоиздания
Кафедра «Основы организации издательского  дела»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине

«Экономика и организация издательской деятельности»

на тему

«Организационно-экономические трудности издательской деятельности в период

финансового кризиса

(на примере  издательства «АСТ»)»

Выполнил:

студент группы КН-07 

Михайловский В. В.

Проверил:

 проф., д.э.н.,

Щепоткин В. И.

Москва

2010 
Оглавление

 

 
Введение

 

Цель  курсовой работы – дать количественную и качественную оценку деятельности издательства «АСТ» в период финансового кризиса и сделать выводы о степени устойчивости издательского бизнеса в целом.

В задачи курсовой работы входит: раскрытие основных понятий экономики и организации издательской деятельности; рассмотрение деятельности издательской организации как фирмы на рынке; расчет себестоимости и отпускной цены издания с учетом современных объемов финансовых показателей стоимости затрат на производство издательской продукции; выбор подходящей формы выплаты авторского вознаграждения для издательств в условиях финансовой нестабильности.

Метод курсовой работы заключается в сборе и анализе статистических и документальных данных из материалов периодической печати и книжной продукции, затрагивающих непосредственные факты работы издательства «АСТ» в период финансового кризиса. Если в книжных изданиях больше описана специфика самого кризиса, то в периодической печати руководители крупных издательств РФ откровенно делятся мыслями о проводимой политике для преодоления трудностей в период кризиса, что выражено не только во внешней деятельности издательства, но и в работе внутри организации (например, характеристика менеджмента управления персоналом).

Для расчета себестоимости  издательской продукции мы воспользуемся  нормативными материалами по экономике  и предпринимательству издательского  дела, чему посвящена отдельная специальная литература. Дополнительно воспользуемся справочными данными из официальных источников работы издательских объединений для владения информацией о ценах на полиграфические материалы. Для проведения нужных вычислений нужно взять книжное издание, переиздание которого было бы прибыльно.

Предмет курсовой работы: ситуация на российском финансовом рынке как основной фактор, влияющий на деятельность любой фирмы, существующей с целью извлечения прибыли. Косвенно к этому относятся человеческие ресурсы – непосредственный двигатель всего процесса издательской деятельности, а также себестоимость книжных изданий как математический результат, отражающий успешность или наоборот, поражение в итогах этой самой деятельности.

Актуальность  курсовой работы. Нынешняя финансовая нестабильность серьезно ударила по покупательной способности населения. Но что не менее важно, так это позиция издательских организаций, существующих исключительно с целью извлечения прибыли без учета потребностей покупателей. Увы, ныне эта тенденция применима практически ко всем отраслям экономической и хозяйственной деятельности в РФ. Рассматриваемая тема важна и тем, что ставит вопрос о будущем книги не как товара, а как предмета духовного и нравственного просвещения. Экономические расчеты и графические характеристики, отражающие деятельность издательства «АСТ», помогут любому человеку в целом подойти к решению любого жизненного вопроса крайне систематично.

 

I. Организационно-экономические основы издательской деятельности

    1. Издательская деятельность в условиях рынка

Доподлинно известно, что печатная продукция является итогом не только интеллектуальной деятельности, но и результатом хорошо спланированной работы в условиях рыночной экономики. Уже ушли в прошлое времена, когда издательства работали по плану. Тогда он зависел от количества проданных экземпляров книг по определенной тематике. В наше время ситуация изменилась, когда с работой на огромном поле конкурентов встал вопрос совершения разных действий во избежание многих рисков. Недальновидность руководителей многих издательств грозила финансовыми потерями и банкротством. Понятно, что при работе в рыночных условиях нужно грамотно продавать книги. Но финансовый кризис показал, что в издательской деятельности нужно срочно налаживать связи с более надежными авторами, тщательнее отбирать кадры, планировать выпуск изданий и, как ни странно, экономить. Но не в ущерб потребителям, а с пользой. Другими словами, в эпоху финансового кризиса стали более четко видны экономические проблемы издательской деятельности (формирование отпускной цены, расходы при производстве) и организационные (подход к управлению персоналом, отбор кадров, сокращение сотрудников редакторского отдела).

    1. «АСТ» - издательство РФ

Хорошо известна всем ситуация, при которой СМИ говорят  о мерах государства в поддержку организаций малого и среднего бизнеса по причине мирового финансового кризиса. Создается мнимая идеализация того, что в целом с кризисом справляются абсолютно все. В Москве, к примеру, обстановка более стабильная, а страдают те, кто не хочет хорошо работать. Увы, это не так. В России хорошо работающие испытывают еще большие трудности, нежели те, кто бесполезно проводит время. Это не относится к издательствам, так как они очень тесно связаны с простыми покупателями.

К чему подобное лирическое отступление? К тому, что в целом на столице России финансовый кризис сказался в основном из-за зависимости её от других регионов. Издательства-гиганты («Эксмо», «АСТ») же вынуждены существовать за счет своих собственных средств, поскольку государство в роли отговорок молвило о том, что большинство мелких издательств по стране попросту разоряться. На практике же помощь оказали только тем, кто согласился печатать продукцию по правительственным программам. Остальным же приходится выживать самим. Если издательство «Эксмо» постоянно на слуху и оно мало пострадало из-за кризиса, то об основном конкуренте – «АСТ» СМИ активно умалчивают. Основной груз выбора информации падает на потребителей. К счастью, сегодняшнее пространство Интернет дает возможность знать то, о чем думают и рассуждают ведущие руководители издательств. Выбор пал именно на «АСТ» так как об этом ведущем конкуренте издательского бизнеса информация доступна только из источников интервью его руководителей. Скажем лишь, что эти люди коротко и ясно объясняют сложившуюся ситуацию на рынке. Об этом в следующей главе, а пока подчеркнем, что обеспокоенность ведущих издательств состоит, как и у большинства граждан России, в абсолютном незнании возможных событий завтрашнего дня.

Издательство «АСТ» является одним из двух крупнейших игроков на российском книжном рынке. Основано в 1990 году как Творческое кооперативное объединение «АСТ» (Алексей-Сергей-Татьяна). В 1993 г. разделилось на собственно АСТ (во главе с Андреем Герцевым) и АСТ-ПРЕСС (во главе с Сергеем и Татьяной Деревянко) Выпускает книги по многим направлениям — фантастика, детективы, о домашнем хозяйстве, спорте и т. д. Ежемесячно в издательстве выходит более 800 книг. Также оно  издаёт журналы, производит канцелярские товары и настольные игры.

В 2008 г. «АСТ» приобрела «Аванту+» — лидера в сфере выпуска энциклопедий. Стоимость сделки оценивается в диапазоне от $4 млн. до $10 млн. Согласно отраслевому аналитическому докладу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Книгоиздание в России» (2009), в последние годы путем слияний и поглощений в структуре АСТ появился целый ряд новых импринтов, которые до этого были независимыми компаниями. В том же году издательская группа АСТ осуществляла свою деятельность под одиннадцатью торговыми марками (АСТ, Астрель, Астрель СПб, Восток-Запад, ИД Наталии Правдиной, Мир энциклопедий Аванта+, Прайм-Еврознак, М-Пресс, НТ Пресс, Сова, У-Фактория), а также реализовывала совместные издательские проекты еще с девятнадцатью издательствами.

    1. Организационная и экономическая политика издательства «АСТ» в период финансового кризиса

В общем и целом  подчеркнем вышесказанное тем, что издательство «АСТ» действовало путем слияний и поглощений, благодаря чему устоялось на рынке в период нестабильности. Это безусловная экономическая выгода. Но получается, что «поглощенные» организации вынуждены работать в новых условиях. Единственное что их удерживает – стабильная заработная плата ввиду финансового благосостояния крупной организации. А о чем же думают в самих издательствах? Каковы перспективы выживания в период кризиса? Ключевые положения сводятся к тому, что:

  1. «Как и везде, происходят слияния и поглощения. Идет перекупание авторов у маленьких издательств крупными — это международная практика, и мы тоже с ней сталкиваемся. «АСТ» сейчас перекупает почти все, что шевелится из современной литературы». (Александр Иванов, директор издательства Ad Marginem)
  2. «Баланс сил на рынке сейчас, безусловно, изменится, причем в сторону укрупнения больших издательств, которые смогут усилить свои позиции. Небольшим издательствам будет очень тяжело: получать деньги от реализации выпущенных книг станет сложнее, следовательно, не будет хватать средств на новые, а брать кредиты не будет возможности. Издательству в сложившейся ситуации следует жестче контролировать расходы и вкладывать деньги только в краткосрочные проекты, которые принесут деньги завтра, а не послезавтра». (Юрий Дейкало, директор издательства «Астрель», издательская группа «АСТ»)
  3. «Все аналитики больших взрослых рынков сидят и потирают ручки, повизгивая про слияния и поглощения. Значит, вместо роста новых игроков, который всегда способствует открытию новых ниш, расширению ассортимента, доведению маргинальных книжек до широких масс, будет, напротив, усиление лидеров рынка, то есть «Эксмо» и «АСТ», а внутри этих суперконгломератов произойдет радикальное упрощение ассортимента. Перепуганный книжный бизнес — это бизнес простых решений. Тем более на волне тревожности мы всегда наблюдаем, что люди больше обращаются к быстрым медиа (интернет, телевидение, радио), а от медленных, фундаментальных типа книги отворачиваются». (Александр Гаврилов, главный редактор «Книжного обозрения») 1

В общем и целом, не только для издательства «АСТ», но и  для большинства остальных, кризис заставил пойти на следующие меры: сокращение ассортимента издаваемой продукции, тактика более точечного издания, т.е. издание отдельных наименований книг и ориентация на собственную целевую аудиторию методом издания книг, пользующихся спросом. У некоторых издателей уменьшается количество изданий и тиражей и им приходится «замораживать» некоторые проекты, а очень многие издательства значительно сокращают свои издательские планы. Большие трудности есть и потому, что заказывается меньше переводов, меньше верстки, меньше работы у художников. Это сказывается не в виде увольнения, а просто человек теряет определенную часть заработной платы. Что касается прогнозов, то люди все равно, по мнению экспертов, будет читать детективы и фантастику, и эти книги должны стать еще более дешевыми. Дорогие книги все равно будут покупать, но, безусловно, в ограниченном количестве.

II. Работа издательских объединений в период финансового кризиса

    1. Организационные меры управляющего персонала издательства для преодоления трудностей в финансовый кризис

Надо отметить, что различные издательские организации ищут разные способы удержаться на рынке в период финансовой нестабильности. Однако кроме лишь организации продаж мало держать свой статус на высоте. Издательские организации, как и многие другие в бизнесе, проводят внутреннюю политику по работе с персоналом. Отметим здесь лишь несколько ключевых положений:

А). Издательская группа "АСТ" объявила о намерении накапливать портфель успешных авторов, больше внимания уделяя работе с магазинами, поиску новых, перспективных писателей и проектов.

Б). На конференции "Книжный бизнес России. Где деньги?" в ноябре 2008 года был высказан ряд предложений о путях преодоления кризиса. В качестве одной из возможных мер финансовый директор издательской группы "АСТ" Олег Бартенев предложил издателям поддерживать существующую розничную сеть распространения, в случае неплатежей со стороны книготорговцев не прекращать поставки книг, а рассматривать другие возможности. Книготорговле предлагалось увеличить отсрочку по платежам, предоставлять возможность оплаты по факту реализации продукции.

В). Издательская компания «АСТ» предоставила крупнейшему российскому книжному ритейлеру «Топ-книга» кредит на 400 миллионов рублей. По словам финансового директора издательской компании «АСТ» Олега Бартенева, кредит «Топ-книге» был выдан на пополнение оборотных средств под 16% годовых2. Отныне в качестве значимого кредитора согласовывает крупные платежи сети. Владелец Георгий Лямин подтвердил факт получения кредита, но отказался обсуждать его сумму и условия. Заметим, что «АСТ» является крупнейшим поставщиком «Топ-книги». Как сообщил Бартенев, дебиторская задолженность «Топ-книги» перед «АСТ» составляет около 850 миллионов рублей. В первой половине декабря «Топ-книга» произвела последнюю выплату по облигационному займу на 1,5 миллиарда рублей, часть выплат по которому была перенесена с прошлого на этот год. Бартенев предполагает, что оставшиеся средства, а также кредит, предоставленный АСТ, пойдут на пополнение ассортимента, прежде всего быстрооборачиваемыми товарами, например канцелярскими. Бартенев отметил также, что «АСТ» приняла решение одолжить ритейлеру деньги не только из-за большой дебиторской задолженности, а, в первую очередь, по той причине, что банкротство «системообразующего» игрока каким является «Топ-книга», «завалит» весь рынок3. Кроме того, «АСТ» в 2014-2015 годах планирует заняться размещением акций на бирже, поэтому издательской компании невыгодно резкое снижение инвестиционной привлекательности книжного бизнеса, которое неизбежно произойдет в случае распада «Топ-книги».

Информация о работе Организационно-экономические трудности издательской деятельности в период финансового кризиса