Организационно-праврвые формы некоммерческих предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении организационно-правовых форм предприятий и их особенностей.

В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:

- определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предприятий;

- оценка эффективности организационно-правовых форм предприятий;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……………3

ГЛАВА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………………………………….……………………5


Основные понятия и определения………………………...…………..…5
Классификация предприятий………………………………………...…..7


ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯИЙ……………………………………………………………...….…..10


2.1. Хозяйственные товарищества…………………………………..……....12

2.2. Хозяйственные общества……………………………….…………..…...16

2.3. Производственные кооперативы…………………...……………...…....24

2.4. Унитарные предприятия………………………………………...…...….25


ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………….………….….31


3.1. Общественные и религиозные организации (объединения)……….....31

3.2. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)……………....33

3.3. Потребительское общество (кооператив)………………………..…….34


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…….37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая.doc

— 258.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……………3

ГЛАВА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ  КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………………………………….……………………5 

    1. Основные  понятия и определения………………………...…………..…5
    2. Классификация предприятий………………………………………...…..7
 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ  КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯИЙ……………………………………………………………...….…..10 

      2.1.  Хозяйственные товарищества…………………………………..……....12

    2.2.    Хозяйственные общества……………………………….…………..…...16

    2.3.    Производственные кооперативы…………………...……………...…....24

    2.4.  Унитарные предприятия………………………………………...…...….25 

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ  ПРЕДПРИЯТИЙ………………………….………….….31 

    3.1.   Общественные и религиозные организации (объединения)……….....31

   3.2. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)……………....33

   3.3. Потребительское общество (кооператив)………………………..…….34 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…….37

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….40 
ВВЕДЕНИЕ
 

      Еще во второй половине 80-х годов в  обиход среднестатистического человека вошло такое понятие как производственный кооператив. Немного позднее, уже в первой половине 90-х, лексикон обычного человека пополнился терминами «акционерное общество», «общество с ограниченной ответственностью», «муниципальное предприятие» и т. д. Наверное, все слышали про печально известную фирму АО «МММ», которая являлась акционерным обществом. Цель данной курсовой работы  заключается в рассмотрении организационно-правовых форм предприятий и их особенностей.

      В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:

      - определение и выявление основных  принципов организационно-правовых форм функционирования предприятий;

     -  оценка эффективности организационно-правовых форм предприятий;

      В работе, в основном, делается упор на российскую реальность, хотя некоторые аспекты экономики западных стран все-таки затрагиваются. В современной экономике предприятия (фирмы) производят основную массу всех товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности населения. Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В рыночной экономике он принимает форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского сектора.

      Предприятие, как правило, является юридическим  лицом, однако, как будет показано ниже, это утверждение не всегда верно. В данной курсовой работе будут рассмотрены организационно-правовые формы, которые имеют свои преимущества и недостатки, тут возникает вопрос: какую правовую форму выбрать? В условиях рыночной экономики и ныне действующего законодательства каждый предприниматель добровольно может выбирать ту или иную организационно-правовую форму предприятия.  В данной работе я попытаюсь рассмотреть все основные формы предприятий.

      Работа  выполнена на основе нормативно-правовых документов, статей таких авторов  как: Ефимова О.П., Зайцев Н.А., Кейлер В.А., Климюк Е., Никуленкова Т.Т., Сергеев И.В. и других авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики 

    1. Основные понятия и определения

      Предприятие – это отдельная экономическая производственная единица (субъект), которая располагает и ведет производство товаров и услуг. Фирма – это экономическая хозяйственная единица, которая имеет право собственности и хозяйствования. Фирма может самостоятельно принимать решения, она реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, а также стремится к получению максимальной прибыли.

      Юридическое лицо – это организация, которая  имеет в собственности,

хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязанностям этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Вообще, юридическое лицо – это учреждение, предприятие, фирма, корпорация, которые отвечают определенным атрибутам, установленным законодательством соответствующего государства. Вышеприведенное определение соответствует существующему законодательству Российской Федерации.

      В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. Юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, представляют из себя хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их участники имеют право собственности или иное вещное право, относят государственные и муниципальные унитарные предприятия. Юридические лица могут представлять из себя организации, основная цель которых извлечение прибыли – коммерческие организации, либо их основная цель не связана с извлечением прибыли – некоммерческие организации. Юридические лица, которые являются коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных  кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, т. е. в форме тех лиц, в отношении которых их учредители имеют имущественные и обязательственные права.

      Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринимательского сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности.

      Под коммерческой понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

      В российской экономике принято рассматривать  термины «предприятие» и «фирма» в качестве синонимов, хотя это не всегда соответствует действительности. В зарубежной практике эти понятия различают. За рубежом предприятие не обязательно является собственником. Отношения между предприятием и фирмой могут складываться различными путями.

      Фирма как бы «тиражирует» оптимальный  тип предприятия на разных

территориях. Предприятие может накапливать  капитал и вкладывать его не в  уже освоенное производство, а в создание дочерних, зависимых обществ, филиалов и т. д. Фирма образуется путем интеграции (объединения) предприятий (добровольное слияние, поглощение, скупка акций и т. д.). Конкретные пути реализации отношений:

      - горизонтальная интеграция, то есть объединение предприятий, которые

производят  один вид продукции, тем самым  доля фирмы на рынке данного вида товара увеличивается;

       - вертикальная интеграция, то есть объединение производств, которые

находятся на разных стадиях технологического процесса;

      - так называемая диверсификация капитала, то есть объединение производств, которые никак не связаны друг с другом.

      В данной работе термины «предприятие»  и «фирма» для упрощения принято  считать синонимами.

1.2. Классификация предприятий

      Огромное  количество предприятий предпринимательского сектора национального хозяйства для целей экономического анализа группируется по ряду признаков. Наиболее распространенными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

      По  формам собственности предприятия подразделяются на:

      Частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде объединений и их составных частей. К частным относятся и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала;

      Государственные - капитал и управление полностью принадлежат

государству (чисто государственные, в т.ч. муниципальные) или государство

обладает  большей частью капитала и (или) играет решающую роль в управлении.

      По  размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные, исходя из двух основных параметров - численности занятых и объема производства (продаж). По количеству обычно преобладают малые предприятия.

      В нашей стране (по Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства») к ним относят те, где средняя численность работников не превышает: в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 чел, в оптовой торговле - 50 чел, в научно- технической сфере, сельском хозяйстве - 60 чел, в строительстве и промышленности - 100 чел.

      Классификация по характеру деятельности (производственная и непроизводственная) предполагает деление предприятий на производящие

материальные  блага и услуги. Данная классификация  близка к классификации предприятий по отраслевой принадлежности, которая подразделяет их на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и пр.

      Классификация по признаку доминирующего фактора  производства предусматриваем трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия.

      По  правовому статусу (организационно-правовым формам) в России различают хозяйственные товарищества и общества (наиболее распространенные типы предприятий); производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; индивидуальных предпринимателей.

               
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Схема 1. Основные организационно – правовые формы хоз. субъектов 

 

Глава 2. Организационно-правовые формы коммерческих предприятий 

      Вид и способ структурного построения предприятия (фирмы, компании и т.п.), предусмотренные законами и другими нормами хозяйственного права, зависящие от формы собственности, объёма и ассортимента выпускаемой продукции, формирования его капитала, характера и содержания деятельности, различающиеся по способу вхождения в различные межфирменные союзы, по методу ведения конкурентной борьбы и т.д., представляют собой организационно-правовые формы хозяйствования. Они (формы) позволяют человеку или коллективу обрести официальный статус хозяйствующего субъекта, стать общественно признанным участником производственной, торговой или другой хозяйственной деятельности.

      Предприятие представляет собой очень многостороннее, ёмкое и сложное понятие. Оно  выступает самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, производит и реализует продукцию, товары и услуги, выполняет различные работы, занимается другими видами экономической деятельности.

      Начало  деятельности предприятия – это  дата его государственной регистрации. В новых законодательных актах и в ГК РФ введена новая экономическая категория организационно-правовая форма предприятия, с которой большинство управленцев и хозяйственников не встречались в условиях командно-административной экономики. В тех условиях существовало два типа предприятий: государственные и кооперативно-колхозные, различия между которыми были несущественны.

      Понятие “предприятие” наиболее характерно для российской экономики. В развитых капиталистических странах оно используется крайне редко. Самым

Информация о работе Организационно-праврвые формы некоммерческих предприятий