Организационные аспекты Управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:47, курсовая работа

Описание

Управленческий учёт представляет собой область знаний на стыке бухгалтерского учёта и менеджмента необходимую каждому, кто занимается предпринимательской деятельностью. Значение этой дисциплины заключается в том, что она позволяет системно рассмотреть внутри предприятия вопросы оперативного планирования, контроля и учёта отдельных видов деятельности. Основным критерием действенности системы является эффективное управление финансовыми и людскими ресурсами, а управленческий учёт обеспечивает для этого необходимый механизм.

Работа состоит из  1 файл

Организационные аспекты управленческого учета .doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

      ВВЕДЕНИЕ

 

       Управленческий  учёт представляет собой область  знаний на стыке бухгалтерского учёта  и менеджмента необходимую каждому, кто занимается предпринимательской  деятельностью. Значение этой дисциплины заключается в том, что она позволяет системно рассмотреть внутри предприятия вопросы оперативного планирования, контроля и учёта отдельных видов деятельности. Основным критерием действенности системы является эффективное управление финансовыми и людскими ресурсами, а управленческий учёт обеспечивает для этого необходимый механизм.

       Управленческие  решения предпринимательской деятельности основываются на плановой, нормативной, технологической, учётной и аналитической  информации. Контроль и регулирование — основные функции управления — реализуются в сопоставлении плановых данных и сведений оперативного учёта. Оценка результатов управленческих решений и ответственность за их исполнение производятся по данным внутренней отчетности. Планирование и координация будущего развития предприятия базируются на аналитических расчетах, произведенных с помощью специфических приемов.

       В информационной системе предприятия  такие функции выполняет бухгалтерский (управленческий) учёт. Управленческий учёт имеет присущие ему отличительные признаки, методы, приёмы, способы и принципы ведения. Система управленческою учёта, которую можно адаптировать к условиям конкретного предприятия должна быть выбрана или разработана исходя из целей и возможностей управления. Следует уметь аргументировать обязательность выполнения функций управленческим учётом и использования его принципов при построении системы внутреннего учёта и контроля.

       Полноценный управленческий учёт целесообразно вести главным образом на крупных и средних промышленных предприятиях, Эффективность их работы во многом зависит от управленческой деятельности, обеспечивающей реальную экономическую самостоятельность предприятия, его конкурентоспособность и стоимостное положение на рынке.

     Организация управленческого учета – внутреннее дело. Организация сама решает, как классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат и как увязать их с центрами ответственности, каким образом вести учет фактических либо плановых (нормативных), полных либо частичных (переменных, прямых, ограниченных) затрат.

     Многообразие  организаций, определяемое формами собственности, экономическими, юридическими, технико-технологическими и другими факторами, а также компетентностью руководителей и их потребностью в той или иной управленческой информации обуславливают разнообразие конкретных форм организации управленческого учета.

       Целью написания данной курсовой работы является подробное изучение теоретических, методологических основ организации управленческого учета.

      Задачами  курсовой работы являются:

  • изучение специальной, учебной, научной литературы, официальных комментариев по данной теме;
  • выявление особенностей организации управленческого учета;
  • анализ, обобщение и систематизация практического опыта и теоретических основ по выбранной теме;
  • изучение способов и целей использования информации управленческого учета участниками рыночных отношений в процессе принятия решений.
  •  
  1. Составные части управленческого учета 

     Производственные  ресурсы на всех этапах кругообращения средств в производстве — снабженческо-заготовительные  процессы, производственные и сбытовые - находят отражение в системном  бухгалтерском учёте. Однако это  отражение специфично, оно больше касается не динамики ресурсов, а их наличия и состояния. Ответственность за сохранность материальных ресурсов и основных фондов установлена только для материально-ответственных лиц. За эффективность использования производственных ресурсов ответственности не предусматривается. Между тем использование производственных ресурсов происходит в различных структурных подразделениях выполняющих определенные операции, в разных сферах деятельности предприятия. При этом каждому из них соответствует система показателей, которыми характеризуется эффективность.

     Учёт  затрат по центрам ответственности  в России пока не налажен. Руководители подразделений не имеют в системном  бухгалтерском учёте оперативной  и текущей информации об издержках  по местам возникновения затрат и  показателях эффективности своей  деятельности, о затратах своих подразделений в разрезе однородных элементов и статьям расхода, о соблюдении ими предельных размеров расхода. Существенным недостатком современного производственного учёта остается проблема определения реального вклада каждого подразделения в общие результаты деятельности предприятия.

     Информированность руководителей является главнейшим фактором повышения эффективности  всей системы управления от низших уровней до высших.

     При разработке системы управленческого  учёта ее основополагающим признаком  должен выступать учёт затрат по сферам деятельности в неразрывной связи  с определением эффективности каждой сферы. Такой подход к организации  учёта допускает выделение в  качестве составных частей управленческого учёта:

  • снабженческо-заготовительную деятельность;
  • производственную деятельность;
  • учёт затрат на производство и себестоимость продукции;
  • учёт финансово-сбытовой деятельности;
  • управленческий учёт организационной деятельности;
  • контроллинг.

     Снабженческо-заготовительная  деятельность в системе управленческого  учёта занимает первоначальное положение, так как это первый передел  производства. В ней должны найти  отражение следующие направления  деятельности: расширение оптовых закупок, увеличение объема производства отдельных изделий, выбор метода закупки (производить самостоятельно или закупать у поставщика), эффективность инвестирования в оборотные средства предприятия и капитальные вложения его снабженческо-заготовительных подразделений.

     С этой целью собирается и обобщается информация о затратах по видам работ и складам, о ценах на приобретение материалов, себестоимости изготовления полуфабрикатов, оценке выданных в производство материальных ресурсов. Особая роль отводится составлению смет затрат по процессам - приобретение, погрузка и разгрузка, сортировка и оценка качества, хранение, обеспечение рабочих мест, а также контролю за их исполнением.

     Управленческий  учёт производственной деятельности - центральное звено системы управленческого  учёта. Здесь сгруппирована информация о затратах по целям, функциям и их поведению. Значительное место в  производственном учёте отводится  нормированию издержек - материальных, трудовых и накладных расходов, способам отражения фактических и нормативных затрат. При этом производственный учёт организуется как единый процесс учёта затрат и калькулирования.

     Учёт  финансово-сбытовой деятельности —  собирает, обрабатывает и формирует  информацию об ассортименте выпуска  продукции, его выгодности, о составе  покупателей, рыночных тенденциях, расходах на рекламу, упаковку, о сроках хранения и количестве на складах готовой продукции. Составляются сметы затрат по отделам и сегментам финансово-сбытовой деятельности и контролируется их исполнение. На этом участке учёта определяют наиболее выгодны» для производства продукт, факторы, влияющие на размер маржинального дохода, как всего объема производства, так и отдельных продуктов.

     Управленческий  учёт организационной деятельности необходим для удовлетворения требований менеджеров разных уровней управления в информации о собственных затратах, об оптимальном уровне специализации и разделении труда на предприятии и т.д.

     Здесь составляют и контролируют исполнение смет расходов по организационной деятельности, проводят учётно-аналитические расчеты  критической точки объема производства, переменных и постоянных расходов, общей себестоимости, трансфертных цен прибыли. Этот участок учёта представляет сводную информацию по центрам затрат, ответственности и рентабельности.

     Контроллинг - представляет собой систему управления процессом реализации конечной цели предприятия. Это - понятие очень  широкое. В литературе разные авторы дают различное определение сущности контроллинга.

     Контроллинг выступает как регулятор предпринимательской  деятельности предприятия, потому выполняет  специфичные функции:

       информационную - формируется информация, обеспечивающая методологию принятия решений и их координацию;

     управляющую — используются нормативные, плановые и фактические данные, отклонения, выявленные по предприятию и его структурным подразделениям в целях координации методов, способов и задач достижения конечной цели предприятия;

     контрольную — ориентируется на контроль экономичности  работы предприятия и его подразделений.

     2. Функции управленческого учёта 

     Понимание сущности управленческого учёта  позволяет выявить зависимость  функций, выполняемых этим видом  учёта, от функций управления. Циклы  управления обычно состоят из планирования, контроля, оценки, непосредственно  организационной работы, внутренних информационных связей и стимулирования.

     Планирование  представляет собой процесс описания вариантов действий, которые могут  быть осуществлены в будущем. Он включает постановку цели; формулировку задач; изыскание путей решения задач  для достижения поставленной цели; выбор вариантов альтернативных действий. На этой стадии руководитель должен иметь информацию о смете и предполагаемых источниках ее исполнения. Хорошо составленные планы бывают настолько гибкими, что при определенных производственных ситуациях позволяют руководителю их изменять.

     Контроль - это проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера. Она включает измерение состояния  объекта: сопоставление фактических  результатов с плановыми; пересмотр  планов, если становится ясно, что они  не могут быть выполнены; выявление и регулирование отклонений от запланированного. Контроль настолько тесно связан с планированием, что в обычной работе между ними не проводят грань. Любое управленческое решение основывается на оценке, в которой управленческое планирование и система контроля полностью взаимодействуют.

     Оценка  понимается как процесс анализа  всей системы принятия решений. В  этом случае определяется, была ли достигнута поставленная цель (обратная связь) и  выясняются причины отклонений:

     недостатки  планирования;

     неоптимальный набор действий, который привел к  увеличению оперативных решений;

     несоответствие  системы контроля требованиям управления;

     выбор неверной цели.

     Организационная работа заключается в создании организационной структуры предприятия, предназначенной для практической реализации поставленных целей (отделы, бюро, группы» подразделения и др.); распределении обязанностей между исполнителями, координации действий исполнителей на основе внутренних информационных связей, объединяющих разные уровни управления; установлении каналов связи с использованием линейных и нелинейных отношений.

     Стимулирование  — это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающего уяснить цели и задачи предприятия  и принимать решения, соответствующие  этим целям. В этом качестве выступают  сметы и исполнительные отчеты об их выполнении.

     Внутренняя  информационная связь — это обмен  информацией и отчетностью, позволяющий  координировать действия различных  структурных подразделений на достижение конечной цели; конкретизирующий задачи каждого подразделения на предстоящий  бюджетный период; определяющий условия, в которых будет действовать каждый руководитель подразделения, и требования (потребности и ограничения) к нему смежных производственных подразделений. Исполнительные отчеты представляют любому менеджеру материал для анализа и оценки своих действий, разработки мероприятий по устранению каких-либо действий, которые привели к понижению эффективности управления. 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Предмет и объекты управленческого учёта  

     Предметом управленческого учёта в общем  виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством. Раскрывают содержание предмета его многочисленные объекты, которые можно объединить в две  группы:

     - производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия;

Информация о работе Организационные аспекты Управленческого учета