Организация информационной безопасности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:57, контрольная работа

Описание

Целью работы является анализ организации информационной безопасности государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать сущность информационной безопасности государства;
выделить значение и роль информации в мировой безопасности;
рассмотреть национальные интересы РФ в информационной сфере и их обеспечение.

Содержание

Введение 3
1. Сущность информационной безопасности государства 4
2. Значение и роль информации в мировой безопасности 7
3. Национальные интересы РФ в информационной сфере и их обеспечение 12
Заключение 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Организация информационной безопасности государства.docx

— 41.68 Кб (Скачать документ)

Очевидно, что в  вопросах международного информационного  обмена необходимо объединение усилий всего международного сообщества. Только в этом случае могут быть решены проблемы, являющиеся специфическими для открытых информационных систем при таком обмене.

Эти усилия требуют  унификации законодательства, так как  киберпространство не признает национальных границ. Нужны единые подходы в  борьбе с компьютерными преступлениями. Отрадно отметить, что предпосылки  для такой единой правовой политики создаются в странах – членах ООН, ЮНЕСКО, Европейского союза, Совета Европы, ОБСЕ.

Особого внимания заслуживает  подключение к глобальным открытым компьютерным сетям, и в первую очередь  к Интернету.

Этот процесс, как  считают российские специалисты, следует  рассматривать через призму информационной безопасности. Политика использования  информационных ресурсов Интернета, будучи открытой, должна в обязательном порядке  предусматривать защиту сетевого оборудования от проникновения в него скрытых элементов информационного воздействия, и в первую очередь от вредоносных программ – вирусов. Проблемы существования информационного оружия и, как следствие, информационной войны вряд ли могут быть доктринально определены лишь на межгосударственном уровне. Этим проблемам в последние годы все больше внимания уделяют международные организации – ООН и ее специализированные органы, занимающиеся выработкой общих подходов к решению проблем в области безопасности информации и телекоммуникаций.8 

3. Национальные интересы РФ в информационной сфере и их обеспечение

 

Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения  информационной безопасности, и в  ходе технического прогресса эта  зависимость будет возрастать. Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключаются  в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к  информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального  развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются  в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального  государства, достижении и поддержании  общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства  в информационной сфере заключаются  в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных  прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения  незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной  целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного  и взаимовыгодного международного сотрудничества. На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов  Российской Федерации в информационной сфере.9

Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере  включает в себя соблюдение конституционных  прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение  духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей  общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам. Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

 

Заключение

 

Роль и значение информационной безопасности в обществе возрастают. Отставание в информатике может  привести в перспективе к уязвимости компьютерных сетей страны и всей ее информационной, управленческой инфраструктуры.

Защита информационного пространства должна стать одной из значимых задач  модернизации российской государственности, предопределяющей во многом содержание и динамику внутриполитических процессов  в российском обществе, специфику  самоидентификации Российского  государства, определения его места  и роли в трансформирующемся мировом  сообществе.

Актуализация проблемы защиты информационного  пространства и его влияния на информационную безопасность непосредственно  связана с существующими реальными  и потенциальными угрозами и вызовами безопасности государства, уровень  и масштабы которых в последнее  десятилетие многократно возросли и приобрели крайне опасный характер.

Все более возрастает необходимость  создать условия для заключения многосторонних международных соглашений о запрещении применения средств  технологического воздействия на национальные информационные ресурсы, определить принципы контроля использования информационных систем и сформировать основные приоритеты в политике международных организаций  в области интеграции национальных сегментов информационных систем в  единую мировую информационную инфраструктуру. Важнейшей составляющей системы  информационной безопасности государства  является организационное обеспечение, предназначенное для реализации механизмов, заложенных в нормативно-правовую базу.

 

Список литературы

 

  1. Карась, Н.Д. Информационная безопасность и международные отношения / Н.Д. Карась. – СПб.: ПИТЕР, 2009. – 382 с.
  2. Лапин, Г.Р. Информационные войны / Г.Р. Лапин. – М.: МГУ, 2009. – 318 с.
  3. Галатенко, В.А. Стандарты информационной безопасности / В.А. Галатенко. − М.: ЮНИТИ, 2010. – 319 с.
  4. Коуров, Л.В. Информационные технологии / Л.В. Коуров. – Мн.: Амалфея, 2010. – 192 с.
  5. Лопатин, В.Н. Информационная безопасность России: Человек, общество, государство / В.Н. Лопатин. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 428 с.
  6. Семененко, В.А. Информационная безопасность / В.А. Семененко. – М: МГИУ, 2010. – 215 с.
  7. Шаньгин, В.Ф. Защита компьютерной информации. Эффективные методы и средстват / В.Ф. Шаньгин. − М.: ДМК Пресс, 2010. – 544 с.
  8. Щербаков, А.Ю. Современная компьютерная безопасность. Теоретические основы. Практические аспекты / А.Ю. Щербаков. − М.: Книжный мир, 2009. – 352 с.

 

1 Коуров, Л.В. Информационные технологии / Л.В. Коуров. – Мн.: Амалфея, 2010. – С. 87.

2 Щербаков, А.Ю. Современная компьютерная безопасность. Теоретические основы. Практические аспекты / А.Ю. Щербаков. − М.: Книжный мир, 2009. – С. 271.

3 Карась, Н.Д. Информационная безопасность и международные отношения / Н.Д. Карась. – СПб.: ПИТЕР, 2009. – С. 185.

4 Шаньгин, В.Ф. Защита компьютерной информации. Эффективные методы и средстват / В.Ф. Шаньгин. − М.: ДМК Пресс, 2010. – С. 197.

5 Галатенко, В.А. Стандарты информационной безопасности / В.А. Галатенко. − М.: ЮНИТИ, 2010. – С. 96.

6 Семененко, В.А. Информационная безопасность / В.А. Семененко. – М: МГИУ, 2010. – С. 105.

7 Лапин, Г.Р. Информационные войны / Г.Р. Лапин. – М.: МГУ, 2009. – С. 217.

8 Лопатин, В.Н. Информационная безопасность России: Человек, общество, государство / В.Н. Лопатин. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 111.

9 Лопатин, В.Н. Информационная безопасность России: Человек, общество, государство / В.Н. Лопатин. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 191.


Информация о работе Организация информационной безопасности государства