Органы финансового контроля и их полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:51, реферат

Описание

Всеобъемлющий характер финансового контроля предопределяет большое количество структур, в той или иной мере осуществляющих функции в этой области. Система органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные функции в области финансов не являются основными и органы, специально созданные для осуществления финансового контроля. К первой группе относятся органы государственной власти и государственного управления общей компетенции, для которых контроль за выполнением национальных и региональных программ по экономическому социальному развитию является одним из направлении их правленческой деятельности. На их права и обязанности в этой области указывают законы уставы, положения.

Работа состоит из  1 файл

ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ.docx

— 60.83 Кб (Скачать документ)

         ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ.  

         Всеобъемлющий характер финансового контроля предопределяет большое количество структур, в той  или иной мере осуществляющих функции  в этой области. Система органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные функции  в области финансов не являются основными  и органы, специально созданные для  осуществления финансового контроля. К первой группе относятся органы государственной власти и государственного управления общей компетенции, для  которых контроль за выполнением  национальных и региональных программ по экономическому социальному развитию является одним из направлении их правленческой деятельности. На их права и обязанности в этой области указывают законы уставы, положения. Так, в Законе о Кабинете Министров последнему ставится задача осуществлять контроль за формированием валютного фонда Республики Беларусь и его расходованием.

         В Республике Беларусь придается большое значение совершенствованию  государственного контроля. В этих целях реорганизуются прежние и  создаются новые органы, в функции которых входит осуществление финансового контроля. В 1997г. создан Комитет государственного контроля, в 1994г. Служба контроля администрации Президента. Упразднены в эти годы Контрольная палата, Департамент экономического контроля при Кабинете Министров. Контрольные функции в области финансов осуществляют и местные органы власти, и вправления в пределах своей компетенции.

         Высшим специализированным органом финансового контроля является Комитет государственного контроля. Конституция Республики Беларусь указывает на то, что этот орган осуществляет государственный контроль за исполнениями республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В функции комитета входит осуществление контроля за: исполнением законодательных актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения; сохранностью и использованием государственного имущества и денежных средств; расходованием средств государственного бюджета, выделяемых на выполнение государственных социально-экономических программ; инвестиционной деятельностью органов государственного управления и хозяйствующих субъектов; использованием исполнительными и распорядительными органами кредитов и валютных ресурсов; движением валютных средств на территории Республики Беларусь, а также сроками и полнотой их поступления от экспорта товаров и услуг; состоянием контрольно-ревизионной работы в органах исполнительной власти, а также некоторые другие задачи прямо или косвенно связанные с финансовыми отношениями. Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено Министерство финансов. Оно осуществляет контроль за: соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство; выполнением требований прямых финансовых законов; исполнением республиканского бюджета; своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов; состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах.

         Осуществляя эти  и другие контрольные функции, Министерство финансов применяет предусмотренные  законами Положением о Министерстве финансовые  санкции и административные штрафы к нарушителям государственной финансовой дисциплины. Аналогичные функции на местном уровне реализуют  областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы.

         В системе Министерства финансов исключительно контрольными функциями занимается Главное контрольно-ревизионное  управление и его органы на местах. Основными задачами ГКР являются: осуществление контроля за соблюдением министерствами и другими органами государственного управления предприятиями, организациями, учреждениями и исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюджетного законодательства; целевым и эффективным использованием ими средств, в том числе в иностранной валюте, выделенных из бюджета по направлениям и видам расходов, внебюджетных средств, также за законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций; проверка работы финансовых органов республики по организации составления и исполнения бюджета; проведение ревизий исполнения смет на содержание бюджетных органов; анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за использованием государственных денежных ресурсов. К специализированным  органам  государственного  финансового контроля  относится Государственный налоговый комитет, преобразованный из Главной государственной налоговой инспекции при Совете Министров Республики Беларусь. Его главной задачей является осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением Законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Практически все функции, права и обязанности налоговых органов сконцентрированы в области контроля. Для их реализации Государственный налоговый комитет имеет свои органы на областном, городском и районном уровнях.

         Значительный объем  контрольных полномочий присутствует в деятельности Национального банка, Государственного страхового надзора, Комитета по ценным бумагам. Касается это, главным образом, контроля за деятельностью соответственно коммерческих банков и небанковских финансовых организаций, страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг.

         Все органы, уполномоченные осуществлять функции государственного финансового контроля, при проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности в министерствах, других центральных органах управления, исполнительных комитетах, а также на предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности, руководствуются едиными требованиями, изложенными в Положении о порядке организации и проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, объединений, организаций и учреждений, утвержденном постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь 1 декабря 1995года.Современные условия  вызывают  необходимость одновременного укрепления государственного финансового контроля в сочетании с применением хозрасчетных форм его организации, адекватным рыночным методам хозяйствования. В этих целях в республике создана система органов независимого финансового контроля - аудит. Аудиторская деятельность-- независимая проверка аудиторами, аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования. Аудиторы оказывают предприятиям услуги по анализу и финансово-хозяйственной деятельности, составлению отчетности, расчетов, в том числе по платежам в бюджет и внебюджетные фонды и другие услуги, предусмотренные Законом об аудиторской деятельности.

         Регулирование аудиторской  деятельности в республике возложено на Аудиторскую палату, которая выдает специалистам после аттестации соответствующей комиссией лицензии на занятие аудиторской деятельностью, контролирует соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности.

         Правовой статус Аудиторской палаты Республики Беларусь вызывает определенные проблемы. С  одной стороны, это орган государственного управления, а с другой палата существует за счет взносов аудиторов, т.е. субъектов, относительно которых она выполняет  контрольные функции. Это находится  в противоречии с основным принципом  государственного контроля: его независимость  о контролируемых, проверяемых субъектов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         ВИДЫ  ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.

         Система финансового  контроля в Республике Беларусь включает общегосударственный или вневедомственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль.

         Государственный контроль осуществляется органами государственной  власти и государственного управления.

         Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерий. Его главные задачи заключаются в непрерывном соблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.

         Независимый финансовый контроль - это новый вид финансового  контроля. Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии Аудиторской палаты. Аудиторские организации частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий договор.

         Общественный финансовый контроль в нынешних условиях осуществляют профсоюзные органы, ревизионные  комиссии создаваемые в трудовых коллективах. К общественному относятся также письма и сигналы граждан в правоохранительные контрольные органы редакции газет, в которых сообщаю факты злоупотреблений в финансовой сфере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         

         

         

         Первый отечественный  банкомат установлен в Минске. Новинка  разработана на Минском производственном объединении вычислительной техники (МПОВТ). Белорусский банкомат не уступает по качеству иностранным аналогам. Он имеет широкий спектр функций. С помощью новинки пользователи могут не только снимать наличные, но и платить за городской телефон  и электроэнергию. При разработке нового оборудования специалисты приняли  во внимание климатические условия Беларуси. Банкомат будет одинаково хорошо функционировать как в теплую погоду, так и при минусовой температуре благодаря современной встроенной в него системе обогрева. Банкомат удобны и надежны в использовании, их производство позволит заместить импорт в страну дорогостоящих зарубежных аналогов, для производства новинки используются комплектующие отечественных и иностранных производителей. 

         

         Разработка и внедрение  отечественных банкоматов предусмотрена  Государственной программой развития технической инфраструктуры, обеспечивающей использование пластиковых карточек, рассчитанной до 2010 года. Документ призван  обеспечить широкое использование  программно-технических средств  и комплексов отечественного производства в системе безналичных расчетов в сфере услуг Беларуси. Это существенно улучшает качество обслуживания в сфере банковских услуг и соответственно качество жизни общества в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Органы финансового контроля и их полномочия