Органы, объекты и субъекты приватизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:47, реферат

Описание

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.
Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.

Содержание

Введение
Органы, объекты и субъекты приватизации
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Приватизация.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

Содержание

Введение

Органы, объекты и субъекты приватизации

Список литературы


Введение

 

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.

Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.

В современном мире нет ни одной страны, где бы государство не занималось активно хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайна выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

 


Органы, объекты и субъекты приватизации

 

В соответствии с Законом "О собственности в Республике Бела­русь"' государственная собственность подразделяется на собствен­ность Республики Беларусь (республиканскую) и собственность административно- территориальных образований (коммунальную).

В собственности Республики Беларусь находятся земля, ее недра, воздушное пространство над территорией республики, а также дру­гие природные ресурсы; имущество республиканских органов влас­ти и управления; культурные и исторические ценности народа Рес­публики Беларусь; средства республиканского бюджета, республиканские банки, страховые, резервные и другие фонды. Кроме того, в республиканской собственности могут находиться предприятия и организации, которые обеспечивают суверенитет, хозяйственную самостоятельность республики, ее экономическое и социальное раз­витие (оборонные предприятия, железные дороги, республиканское телевидение и др.).

       Управление и распоряжение имуществом, находящимся в республиканской собственности, осуществляют Совет Министров Рес­публики Беларусь и уполномоченные им органы (министерства, ве­домства, концерны, управления и др.).

В коммунальной собственности находится имущество, принад­лежащее административно-территориальным образованиям Респуб­лики Беларусь (районам, городам, областям). К ней относятся иму­щество органов власти и управления административно-территори­ального образования, средства местного бюджета, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство местных Советов депутатов, предприятия и организации различных отраслей (сельского хо­зяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промыш­ленности, строительства, здравоохранения, культуры, образования и др.). Они необходимы для экономического и социального развития соответствующей территории. Распоряжение и управление государ­ственным имуществом, находящимся в коммунальной собствен­ности, от имени населения соответствующих административно-территориальных образований осуществляют местные Советы депутатов.

Масштабность и сложность разгосударствления и приватизации обусловили необходимость создания в республике системы органов управления этими процессами. Всю работу по приватизации возглавляет Министерство по управлению государственным имуще­ством и приватизации (Мингосимущество) и его территориальные органы, созданные во всех областях и г. Минске. Основными задача­ми Мингосимущества являются:

 

      управление и распоряжение государственным имуществом, относящимся к республиканской собственности, за исключением земли, ее недр, других природных ресурсов и имущества (по законо­дательству Республики Беларусь);

      анализ эффективности использования и сохранности имущества, находящегося в республиканской собственности;

      выполнение функций держателя акций, принадлежащих государ­ству, а также функций арендодателя при сдаче в аренду государствен­ных предприятий и их структурных подразделений, относящихся к республиканской собственности, за исключением случаев, когда эти функции возложены на другие министерства и иные центральные органы Республики Беларусь;

      представление интересов государства как собственника при раз­государствлении и приватизации имущества, находящегося в рес­публиканской собственности, защита прав и интересов Республики Беларусь как на ее территории, так и за рубежом.

 

Аналогичные задачи по управлению и распоряжению имуще­ством, находящимся в коммунальной собственности, осуществляют управления (отделы) приватизации, созданные в составе местных Советов депутатов (рис.1).

 

 

 

 

Для выполнения задач по управлению и распоряжению государ­ственным имуществом каждый орган приватизации в соответствии со своей компетенцией создает Реестр государственного имущества, в который включаются: государственные предприятия; имущество, сданное в аренду (в том числе на арендных предприятиях); доли, паи, акции, принадлежащие государству в капитале предприятий, основанных на коллективной форме собственности. В Реестре по каждо­му объекту даются общие сведения (вид деятельности, номенклату­ра производимой продукции и уровень ее конкурентоспособности, рынки сбыта, численность персонала и др.); структура и стоимость государственного имущества по балансу; сведения о долгосрочных финансовых вложениях с указанием конкретных объектов этих вло­жений. Кроме того, приводится характеристика объектов, учредите­лем которых выступает государственное или арендное предприятие - субъект Реестра.

Реестр государственного имущества дает полное представление о составе и стоимости государственного имущества. Приведенные в нем данные позволяют оценить эффективность его использования и принять обоснованные решения по распоряжению им.

В процессе приватизации соответствующие органы представля­ют государство как собственника, разрабатывают методологию разгосударствления и приватизации и выполняют следующие функ­ции:

      разрабатывают программы приватизации, организуют и контро­лируют их выполнение;

      осуществляют руководство процессами приватизации;

      создают комиссии по приватизации;

      осуществляют необходимые преобразования организационно-правовых форм государственных предприятий, подлежащих прива­тизации;

      принимают решения о приватизации;

      владеют свидетельствами о собственности на государственные предприятия и имущественные доли в капитале акционерных и дру­гих хозяйственных обществ;

      выступают учредителями акционерных и других хозяйственных обществ;

      обменивают акции, принадлежащие Республике Беларусь, на акции юридических лиц других государств;

      организуют и проводят конкурсы и аукционы по продаже объек­тов государственной собственности;

      создают в своем составе соответствующие фонды для осуществ­ления функций владения и распоряжения государственным имуще­ством;

      осуществляют другие функции, необходимые для приватизации предприятий.

Кроме Мингосимущества функции управления государственным имуществом возложены Кабинетом Министров Республики Бела­русь на отраслевые министерства и другие центральные органы, для чего в их составе созданы управления (отделы) приватизации, основ­ной задачей которых является разработка отраслевых программ при­ватизации, организация и контроль их выполнения.

Для координации и контроля над ходом работ по преобразованию подведомственных предприятий в открытые акционерные общества в отраслевых министерствах и в других центральных органах созда­ются отраслевые комиссии.

              Закон "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" определяет объекты приватизации, т. е. имущество, которое государство будет продавать в процессе приватизации. К ним относятся:

      государственные предприятия, учреждения и организации;

      предприятия, сданные в аренду;

      выделенные в самостоятельные предприятия структурные еди­ницы объединений и структурные подразделения предприятий;

      здания, сооружения, оборудование и другие материальные и не­материальные активы предприятий;

      доли государства в имуществе хозяйствующих субъектов;

      акции, принадлежащие государству.

В зависимости от степени государственного регулирования все объекты приватизации разделяются на две группы:

      объекты, приватизация которых осуществляется по решению Со­вета Министров Республики Беларусь;

      объекты, приватизация которых осуществляется по решению ор­ганов Мингосимущества.

По специальному разрешению Совета Министров Республики Беларусь проводится приватизация предприятий и организаций, ко­торые имеют особо большое значение для национальной экономики, определяют экономическую независимость и суверенитет. К таким объектам относятся предприятия электроэнергетики, пассажирско­го, автомобильного и речного транспорта, специализированные эле­ваторы, холодильники и др.

Для обеспечения контроля над деятельностью таких предприятий государство при их приватизации сохраняет за собой контрольные пакеты акций или доли в имуществе.

Все остальные предприятия приватизируются по решению соот­ветствующих органов приватизации.

Эффективность процесса приватизации во многом определяется составом субъектов приватизации.

Субъектами приватизации являются физические и юридические лица, которые в соответствии с законодательством Республики Бела­русь имеют право приобрести государственное имущество и пода­ли в соответствующие органы приватизации заявку на его приобре­тение (рис.2).

 

 

 


Субъектами приватизации могут выступать юридические лица с негосударственной формой собственности: частные, арендные и народные предприятия, хозяйственные общества и товарищества.

              Юридическими лицами с негосударственной формой собственнос­ти признаются те, у которых более 50 % уставного капитала образо­вано прямыми или косвенными вкладами, не относящимися к госу­дарственной форме собственности.

Особым субъектом приватизации является трудовой коллектив. Поскольку он не является самостоятельным юридическим лицом, органы приватизации не могут вступать с ним в договорные отно­шения по поводу купли-продажи государственного имущества. В связи с этим для целей приватизации на базе трудовых коллективов создаются либо организация арендаторов (на арендных предприяти­ях), либо хозяйственное общество или товарищество, участниками которых становится не менее 50 % членов трудового коллектива го­сударственного предприятия.

В результате трудовой коллектив становится полноправным учас­тником различных коммерческих сделок, в том числе и купли-прода­жи предприятия.

Все  участники  процесса  реформирования  государственной собственности в процессе разгосударствления и приватизации руко­водствуются соответствующими законодательными и нормативно-методическими документами.


Список литературы

 

1. Лемешевский И.М. Макроэкономика (экономическая теория. Ч.3): Учеб. пособие для вузов. - Мн.: ООО «ФУА-информ», 2004.

2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, про-блемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. - М.: Республика, 2002.

3. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. Пособие / Под ред. Э.И. Лобковича. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000.

4. Экономическая теория: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, И.В. Новикова, М.Л. Зеленкевич; Под ред. В.Л. Клюни, И.В. Новиковой. - Мн.: ТетраСистемс, 2002.

 

 

9

 



Информация о работе Органы, объекты и субъекты приватизации