Основные инструменты кредитно-денежной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:49, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть кредитно-денежную политику, ее основные цели, инструменты и специфику в России.

Содержание

1. Реферат
1.1. Введение………………………………………………………………………3
1.2. Основная часть……………………………………………………………….4
1.3. Заключение......................................................................................................11
2. Расчётная часть
2.1. Описание деятельности фирмы на качественном уровне………………..13
2.2. Формирование исходных показателей для расчёта………………………14
2.3. Расчёт показателей и заполнение итоговых таблиц………………………15
2.4. Выводы………………………………………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по экономике.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)
 
 

Содержание

1. Реферат

1.1. Введение………………………………………………………………………3

1.2. Основная  часть……………………………………………………………….4

1.3. Заключение......................................................................................................11

2. Расчётная  часть

2.1. Описание деятельности фирмы на качественном уровне………………..13

2.2. Формирование  исходных показателей для расчёта………………………14

2.3. Расчёт  показателей и заполнение итоговых  таблиц………………………15

2.4. Выводы………………………………………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Актуальность темы. Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития  народного хозяйства в экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

     В качестве проводника денежно-кредитной  политики России выступает Центральный  эмиссионный банк государства. Таким  банком являются Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики.

     Цель  данной курсовой работы – рассмотреть  кредитно-денежную политику, ее основные цели, инструменты и специфику  в России.

     Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

     1. Дать характеристику целям, объектам  и субъектам кредитно-денежной  политики государства;

2. Рассмотреть  методы и инструменты кредитно-денежной  политики государства. 
 

      Основная  часть.

      Центральный банк - основной проводник денежного кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства.

      Общее состояние  экономики в большой мере зависит  от состояния денежно-кредитной  сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране.

      Методы  кредитно-денежной политики государства делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.). Охарактеризуем общие методы денежно-кредитной политики:

     Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования - она активно применяется с середины XIX в. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта, ставку рефинансирования), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном итоге к сокращению кредитных операций.

     Следовательно, учетная (дисконтная) политика — это  условия, на которых центральный  банк покупает векселя у коммерческих банков. Учетная политика относится к прямым методам регулирования и представляет собой вариант регулирования качественного параметра рынка, а именно стоимости банковских кредитов.

     В тех случаях, когда предприниматель  расплачивается с поставщиком не сразу после отгрузки товаров, а через определенный срок, например через 3 мес., для подтверждения отсрочки платежа они обычно выставляют вексель. Поставщик товара может использовать этот вексель следующим образом: либо ожидать поступления срока его оплаты, либо оплатить им свои денежные обязательства, либо реализовать его коммерческому банку. Покупая вексель, осуществляя тем самым его учет, Коммерческий банк оплачивает не всю сумму, а лишь ее часть, удерживая определенный процент (комиссию). Коммерческий банк в случае необходимости может переучесть полученный вексель в центральном банке. При этом последний также удерживает в свою пользу определенный процент — учетную ставку. Устанавливая единую учетную ставку, центральный банк тем самым определяет ее низшую границу для коммерческих банков. Комиссионный процент коммерческих банков превышает ставку центрального банка, как правило, на 0,5—2%.

     Наибольшей  популярностью учетная политика пользовалась в конце XIX — начале XX в. В 30—40-х гг. центральные банки  проводили рекомендованную Дж.М. Кейнсом политику «дешевых денег», т.е. низких процентных ставок и обильного кредитования. В Англии с 1932 по 1951 г. учетная ставка сохранялась на уровне 2%, в США с 1937 по 1948 г.—1%. Большую роль в поддержании низких ставок сыграло стремление обеспечить финансирование казначейства на льготных условиях в период после Второй мировой войны. С 50-х гг. во многих странах вновь активизировалось использование учетной политики. В настоящее время за рубежом учетная ставка колеблется в достаточно широких пределах — от 2 до 15%, отражая как общие тенденции экономическою развития, так и циклические колебания конъюнктуры. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими существенно снизилось.

     В России подобную функцию выполняет  ставка рефинансирования Центробанка РФ, т.е. предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты), а также организации кредитных аукционов. При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на уровень доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках. С 10 июня 1999 г. ставка рефинансирования составила 55% годовых.

     Операции  на открытом рынке заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков ценных бумаг (преимущественно обязательств казначейских и государственных корпораций, а также облигаций промышленных компаний и банков, коммерческих векселей, учитываемых центральным банком). Они имели широкое распространение на протяжении всего послевоенного периода, что соответствовало общей тенденции перехода центральных банков к косвенным формам регулирования.

     Посредством проведения центральным банком операций на открытом рынке увеличивается (при  покупке ценных бумаг) или уменьшается (при их продаже) объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

     В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые вплоть до финансового кризиса, разразившегося в августе 1998 г., обладали высокой степенью ликвидности и доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности. Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

  • условий сделки — купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей — так называемые обратные операции (операции РЕПО);
  • объектов сделок — операции с государственными или частными бумагами;
  • срочности сделки — краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;
  • сферы проведения операций — охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг;
  • способа установления ставок — определяемые центральными банком или рынком.

     Установление  норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой — эти нормы выступают в качестве прямого  ограничителя инвестиций. Изменения норм обязательных резервов — метод прямого воздействия на величину банковских резервов. Впервые данный метод применили в США в 1933 г.   В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики  этот механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом. В России с 19 марта 1999 г. нормативы отчислений кредитных организаций в  обязательные резервы Банка России составили: по привлеченным средствам юридических лиц в рублях — 7%; привлеченным средствам юридических лиц в иностранной валюте — 7%; привлеченным средствам физических лиц в рублях — 5%; привлеченным средствам физических лиц в иностранной валюте — 7%; вкладам и депозитам физических лиц в Сбербанке РФ в рублях — 5%

     К селективным методам денежно-кредитной  политики относятся следующие.

     Контроль  по отдельным видам  кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить их в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.

     Регулирование риска и ликвидности  банковских операций. В многочисленных правительственных положениях и документах (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

     Поэтому во многих странах при кредитовании клиентуру банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или группе «породненных» клиентов, должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка; так, он в США — не более 10%, во Франции — 75%. В развитых странах также определяется соотношение общего объема кредитных операций и собственных средств. Во Франции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна превышать более чем в 20 раз его собственные средства.

     К основным инструментам денежно – кредитной политики в России можно отнести:

  1. лимиты кредитования;
  2. прямое регулирование ставки процента;
  3. изменение нормы обязательных резервов;
  4. изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);
  5. операции на открытом рынке [14, с.37].

     Существует  различие между инструментами прямого (а) и косвенного (b, c, d) регулирования.

     Обязательные  резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных  вкладов в Центральном банке (формы  хранения могут различаться по странам).

     Другим  инструментом кредитно-денежного регулирования  является изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), по которой  Центральный банк выдает кредиты  коммерческим банкам. Если учетная  ставка повышается, то объем заимствований у Центрального банка сокращается, а, следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд.

     Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для  пополнения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды  Центрального банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансового положения.

     Операции  на открытом рынке - третий способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.

Информация о работе Основные инструменты кредитно-денежной политики