Основные элементы рыночного механизма. Конкуренция, её виды. Межотраслевой перелив ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:29, реферат

Описание

Исходя из потребностей теоретического обоснования перехода нашего государства на рыночные рельсы, подчеркнем актуальность и значимость избранной к изучению темы. В данной работе автор ставит следующие задачи:
Дать краткую характеристику рынка;
Дать представление об основных элементах рыночного механизма - цене, спросе и предложении, конкуренции;
Остановиться на позитивных и негативных моментах рыночного механизма.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность рынка 4
2. Элементы рыночного механизма 7
3. Позитивные и негативные стороны рыночного механизма 10
4.Понятие конкуренции 12
5. Совершенная и несовершенная конкуренция 15
6. Ценовая и неценовая конкуренция 18
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Работа состоит из  1 файл

МИКРОЭКОНОМИКА.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Пятигорский филиал

 

 

 

Кафедра __________________________________________________

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

по предмету ______________________________________________________

 

Тема:_____________________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

 

Выполнила студентка

______ курса ___________группы

_____________________________

(Ф.И.О.)

Научный руководитель_________

_____________________________

Дата_________________________

Оценка_______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пятигорск – 2012

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

Современная экономика  развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем.

Рынок можно рассматривать  как экономическое пространство (систему связей и отношений), где  действия хозяйствующих субъектов  по реализации их интересов осуществляются в соответствии с объективными экономическими законами (закон стоимости, закон спроса и предложения и т.д.); совокупность хозяйствующих субъектов (свободных товаропроизводителей и потребителей, или рынок продавцов и рынок покупателей, основных рыночных структур и механизмов рыночной инфраструктуры); способ организации и отбора форм национальных и межнациональных хозяйственных взаимосвязей и экономической деятельности по критерию наивысшей эффективности.

Рыночные отношения  характеризуют особый тип организации  народного хозяйства, при котором  между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей. Важнейшими дефинициями рыночной экономики являются элементы рыночного механизма. Исходя из потребностей теоретического обоснования перехода нашего государства на рыночные рельсы, подчеркнем актуальность и значимость избранной к изучению темы. В данной работе автор ставит следующие задачи:

    1. Дать краткую характеристику рынка;
    2. Дать представление об основных элементах рыночного механизма - цене, спросе и предложении, конкуренции;
    3. Остановиться на позитивных и негативных моментах рыночного механизма.
    4. Понятие и сущность рынка

Рынок представляет собой  специфический способ организации  экономической деятельности, где хозяйственные отношения между людьми выступают как отношения между товарами или вещами. Всеобщим эквивалентом стоимости здесь является товар особого рода — деньги.

Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.

По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики).

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок — это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок — это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики. Каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым?

 

 

Первое условие — разделение труда, которое ведет к специализации и обмену. Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на острове Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их.

Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои продукты и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.

Здесь мы наблюдаем зародыш  бартера — одну из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. И приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

Развитие обмена привело  к появлению денег, которое расширило  стимулы к производству тех или  иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить в обмен десятки других нужных ему предметов.

Второе условие —  самостоятельность экономических  агентов, или, как часто говорят  экономисты, обособленность хозяйствующих  субъектов. Товарный обмен обязательно  предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов.

Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие — свобода  предпринимательства. Внерыночное  регулирование хозяйства имеет  место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты — это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

 

    1. Элементы рыночного механизма

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Любая экономическая система сталкивается с необходимостью решения трех основных вопросов: что производить? как производить? и для кого производить?

 В рыночной экономике  эти вопросы решаются главным  образом с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции). Как это происходит?

Рассмотрим сначала  процесс в самом общем виде на примере. Допустим, что в результате роста доходов люди стали достаточно зажиточными, чтобы позволить себе ежедневно питаться мясом, а не одной только картошкой. Каким образом их стремление заменить картошку мясом воплощается в конкретные действия? Потребитель сокращает покупки картофеля и начинает покупать больше мяса. Это вызывает рост цен на мясо и снижение цен на картофель, в результате производители картофеля терпят убытки, а скотоводы получают дополнительный доход. Высокий доход скотоводов позволяет им вложить больше средств в производство, нанять дополнительных рабочих, использовать даже менее продуктивные породы скота или менее плодородные пастбища.

Высокие цены на мясо привлекают в эту отрасль предпринимателей и новые капиталы. С другой стороны, многие из тех, кто работает на картофелекопалках, бросают старую работу в поисках  более высокой оплаты труда в  других местах. Производство картофеля становится менее выгодным по сравнению с производством мяса. Со временем установившееся новое соотношение цен обеспечивает увеличение производства мяса и сокращение производства картофеля.

И различные сорта  мяса будут продаваться по такой цене, которую в зависимости от уровня дохода различные группы населения будут готовы за них заплатить.

Уже эта упрощенная иллюстрация  показывает, какие инструменты способствовали установлению равновесия на рынке.

Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

В условиях современных  рыночных экономических отношении  цена выступает как связующий  фактор между продавцом и покупателем. Когда рыночной спрос равен предложению, устанавливается цена, которая удовлетворяет  покупателя и продавца.

Рыночная цена формируется под влиянием спроса и предложения, издержек производства и сложившейся на рынке конкуренции.

Цена является экономической категорией и выполняет такие функции:

1. Учетная функция определяет, сколько затрачено материалов, сырья, труда на производство данного товара. Одновременно она отображает издержки производства на данный товар и величину прибыли. Цена ориентирует товаропроизводителей на выпуск того или иного товара.

2. Стимулирующая функция. Цены на рынке постоянно колеблются. При росте цен на определенную продукцию у производителей возникает интерес увеличить капиталовложения в производство данного товара, при снижении цен происходит отток капитала из данного производства для инвестирования более прибыльного товара.

3. Распределительная функция. Государство стремится через включение в цены отдельных товаров акцизов, налога на добавленную стоимость и др. видов косвенных налогов повлиять на формирование бюджета государства, региона и т. д. В условиях современного капиталистического общества рынок имеет определенную свободу в ценообразовании на определенные товары и услуги. Цены на товары первой необходимости находятся под контролем государства.

Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный) — это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение — это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

 

    1. Позитивные и негативные стороны рыночного механизма

В своем воздействии  на экономическую систему рынок  многогранен и противоречив, выполняет  как позитивную, так и негативную роль.

Начнем с позитивной роли рыночного  механизма. Конкурентный рынок выполняет  распределительную и стимулирующую функции. Он способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в производство тех товаров и услуг, в которых общество более всего нуждается. Он стимулирует разработку и внедрение наиболее эффективных технологий производства, обеспечивая общество необходимыми товарами, созданными в наибольшем количестве из имеющихся ресурсов. Тем самым стихийно обеспечивается максимально возможная экономическая эффективность.

Являясь ориентиром для развития выгодного  производства и показывая невыгодность других производств, конкурентный рынок регулирует отраслевую структуру, стимулирует технический прогресс, обеспечивает ресурсосбережение.

Через спрос — двигатель рыночной экономики — конкурентный рынок  поворачивает производство к потребителю, создает материальную заинтересованность всем участникам в удовлетворении их потребностей. Рынок выявляет общественную значимость производства и товаров, реализует валовой национальный продукт, освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. В целом рынок через конкурентное ценообразование обеспечивает сбалансированность экономики, производства и потребления.

Основанный на личной свободе субъектов, конкурентный рынок координирует экономическую  деятельность людей без принуждения, создавая добровольную состязательность между ними посредством купли-продажи.

Таким образом, механизм «самонастройки»  и свобода экономического поведения  людей свидетельствуют в пользу рыночной системы. Однако возможности  рыночного механизма не безграничны.

Говоря о негативной роли рыночного механизма, отметим, что конкурентный рынок не гарантирует решения всех социально-экономических проблем, важнейшими из которых являются безработица и инфляция. Рынок не обеспечивает право на труд тем, кто может и хочет работать; не гарантирует право на стандартное благосостояние, без чего нет демократического общества.

Распределение доходов в рыночной экономике только одно — по результатам  конкуренции, отсюда высокие и низкие доходы, постоянные банкротства. Кроме  того, это распределение минует занятых в фундаментальной науке, в государственном управлении, не распространяется на детей, стариков, инвалидов. Поэтому важнейшей проблемой рыночной системы является неравенство доходов, неспособность ее учитывать коллективные потребности.

Информация о работе Основные элементы рыночного механизма. Конкуренция, её виды. Межотраслевой перелив ресурсов